Взболтать, но не смешивать
К чему ведет легализация криптовалют

23 января 2025 года президент США Дональд Трамп, выполняя свое предвыборное обещание быстро пересмотреть политику в отношении криптовалют, распорядился создать специальную рабочую группу, которой будет поручено разработать новые правила регулирования цифровых активов и изучить возможность создания национального резерва криптовалют. В группе по разработке политики в отношении цифровых активов участвуют представители ключевых федеральных агентств США, таких как Министерство финансов, Министерство юстиции, Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) и Комиссия по торговле товарными фьючерсами.
«Я смею всё, что можно человеку,
кто смеет больше, тот не человек!»
Уильям Шекспир, трагедия «Макбет».
Исполнительный акт президента США не содержит никаких конкретных инструкций, каким образом федеральное правительство будет формировать резерв криптовалют: через покупку криптокойнов на открытом рынке, используя майнинг, проводя конфискацию биткойнов у политических противников Америки и криминальных структур или как-то еще. Законодательную базу предстоит создать и провести через обе палаты Конгресса США.
Этим же указом Трамп предписал предоставлять банковские услуги криптокомпаниям и, что важно, запретил создание цифровых валют центральных банков на территории США, которые могли бы конкурировать с существующими криптовалютами. Тем самым президент США наносит удар по цифровым проектам МВФ, БМР, ФРС и ряда центральных банков, продвигающих создание цифровых форм национальных денег.
«Второе пришествие» Дональда Трампа в Вашингтон с удивительной скоростью меняет принципы мировой политики, экономики и международной торговли, восхищая избирателей и изумляя, шокируя и ужасая соседей, союзников и конкурентов. Как отмечают американские аналитики, состоящая из миллиардеров и ставленников крупного капитала новая администрация США собирается переформатировать мировой экономический порядок, включив частные деньги и инфраструктурную мощь частных субъектов в сферу мировых финансов, где традиционно доминировали ведущие государства и их национальные валюты.
Необузданные амбиции шекспировского Макбета и действия прочих героев шекспировской трагедии ограничивались осознанием того, что рок довлеет над человеческими поступками. Амбиции команды Трампа вполне способны изменить глобальную экономику и усилить роль частных денег в мировых финансах, потому что это уже не человеческие амбиции, это нечто большее — претензии крупного капитала на кардинальную трансформацию текущей модели мировой экономики и миропорядка в целом в какую-то иную систему распределения благ и контроля за производственными и социальными отношениями.
В «Макбете» Шекспира сюжетом пьесы управляли три ведьмы. Те, кто будет управлять узурпацией экономической и финансовой власти, скрыты от зрителей за кулисами мирового «театра», но реализацию их советов можно оценивать по тем сдвигам, которые будут происходить во всех сферах. И беззастенчивое продвижение криптовалют в мировые финансы — это один из таких шагов. «Double, double, toil and trouble, Fire burn and cauldron bubble…» (строки из песни ведьм в «Макбете»).
Захотят ли существующие экономические субъекты и государства мириться с такой трансформацией, будет ли ответ и устоит ли в итоге новый вашингтонский «Дунсинан», станет ясно уже в обозримом будущем. Но сейчас у криптовалют бенефис.
Стратегический резерв криптовалют
«Запас карман не тянет».
Русская пословица
Недавно назначенный «царем» искусственного интеллекта и криптовалют в Белом доме Дэвид Сакс, бизнесмен, родившийся, как и Илон Маск, в ЮАР и бывший одним из руководителей PayPal, заявил на пресс-конференции в Вашингтоне в начале февраля, что создание резерва биткойна и законодательство о стейблкойнах являются приоритетами для новой администрации.
Стратегический резерв — это запас критически важных ресурсов, которые могут быть предоставлены экономике в периоды кризисов или перебоев с поставками. В США есть Стратегический нефтяной резерв, и до распродаж Байдена это был крупнейший в мире запас сырой нефти на случай чрезвычайной ситуации. Нефтяной резерв был создан в 1975 году после того, как арабское нефтяное эмбарго 1973–1974 годов привело к серьезным проблемам в американской экономике. Китай располагает стратегическими резервами металлов, зерна, нефти и свинины. Канада обладает единственным в мире стратегическим запасом кленового сиропа. Мексика хранит 500 млн литров текилы, а Евросоюз в 2009 году создавал резервы сливочного масла. В России госрезервы зерна существуют с XV века, со времен правления Ивана III. Перечисленные ресурсы являются материальными и энергетическими запасами, которыми экономика может воспользоваться в любой момент.
Криптовалюта, например биткойн,— это учетная единица стоимости в системе блокчейна, на создание которой уже потрачено значительное количество электроэнергии, полученной из различных источников первичной энергии. Учитывая текущую структуру энергогенерации на нашей планете, можно сказать, что биткойн примерно на 70% состоит из необратимо сожженных углеводородов: угля, газа и нефтепродуктов. Вернуть эту потраченную энергию в экономику уже никогда не получится, это просто невозможно. По данным Digiconomist, рассчитывающим «Индекс потребления энергии биткойном», энергопотребление только сети биткойнов в год достигло отметки 175,87 ТВтч (сопоставимо с потреблением электроэнергии Польшей), углеродный след — 98,1 мегатонны СО2, потребление пресной воды — 2,772 млн кубометров (сопоставимо с общим водопользованием Швейцарии).