Театр в Казани: агрессивно, бескомпромиссно
В столице Татарстана построено новое здание национального театра имени Галиаскара Камала. Это проект редких амбиций и остроты архитектуры

«Это абсолютно бескомпромиссный дом, — говорит Олег Шапиро, руководитель архитектурного бюро Wowhouse, спроектировавшего Театр Камала. — Обычно у архитектора есть много идей, но имеется еще и заказчик. Так вот, в данном проекте заказчик амбициями не уступал архитектору. Мы гордимся, что построенное здание в итоге оказалось очень похоже на эскизы». Правительство Татарстана — заказчик нового здания театра — не стало упрощать и удешевлять проект, предложенный Wowhouse и известным японским архитектором Кенго Кума, а постаралось реализовать его во всей сложности. Это сооружение должно стать не только домом для национального театра, но и лицом Казани.
Театр Камала получился очень сложным и крайне необычным. Это не просто несколько сцен под одной крышей, а новое общественное пространство — туда вправе зайти любой горожанин. В огромном вестибюле площадью 3000 квадратных метров все время будет что-то происходить: выставки, показы, читки пьес. Из общего пространства можно выбраться на набережную или подняться на смотровую площадку на крыше. Новая типология здания и его необычный внешний вид дают надежду, что театр станет инструментом трансформации городской территории вокруг него.

Японский проект для Казани
Конкурс на лучший проект Театра Камала, объявленный в 2021 году, стал одним из наиболее значимых для российского архитектурного рынка за последние пять лет. Организаторы получили более 500 заявок на участие из 25 стран. В число финалистов, предложивших в итоге свои проекты, вошли признанные звезды мировой архитектуры, такие как бюро Захи Хадид и австрийские деконструктивисты Coop Himmelb(l)au. На финише фаворитами считались два проекта: консорциумы с участием известного японского архитектора Кенго Кума и англичанина Асифа Хана. Борьба шла до последней минуты. «Мы провели десятки конкурсов, но выбор проекта для Театра Камала был самым сложным и эмоциональным», — рассказывает оператор конкурса, генеральный директор Агентства стратегического развития «Центр» Сергей Георгиевский. Итоговое голосование длилось более 12 часов. Каждый член жюри оценивал концепции по множеству параметров, результат пересчитывали несколько раз. С перевесом в один голос победил проект консорциума Кенго Кума, куда входили российская архитектурная компания Wowhaus, немецкое конструкторское бюро Вернера Зобека и казанский архитектор Герман Бакулин.
В проекте-победителе членов жюри подкупили два момента. Первый — чрезвычайно яркий, даже агрессивный образ дома: ледяной цветок. «В Казани настоящая зима, и на озере Кабан иногда образуются ледяные цветы. Я не знаю ни одного человека, который сам бы их видел, но такой миф есть, и все в это верят, — расшифровывает образ здания Олег Шапиро. — Еще было Казанское ханство, это часть истории большой России. И татары в ней очень целеустремленная нация. Нас много раз упрекали, что фасад слишком агрессивный. Но нам кажется, что в самый раз». Архитектура отсылает и к старому зданию театра — модернистскому сооружению 1980-х годов с мощной треугольной конструкцией наверху.
Второй момент — архитекторы консорциума очень глубоко погрузились в жизнь этого театра и смогли учесть все пожелания и мечты труппы.