«Звери рейха». Как немецкая пропаганда использовала образы животных
Издательский проект «Лед» (импринт АСТ) в феврале выпустит книгу немецкого историка Яна Монхаупта «Звери рейха. Образы животных и немецкая пропаганда». В ней автор исследует роль животных в идеологии нацистской диктатуры, а также в повседневной жизни гитлеровской Германии. «Сноб» публикует отрывок
Очарование хищника
Если в Третьем рейхе смотрят на кошку с подозрением из-за ее непостоянной натуры, то в целом имидж домашних животных в это время в корне изменился. Критики цивилизации, например психолог Эрих Рудольф Енш или зоолог и доктор Конрад Лоренц, видят в них теперь доказательство не высокого развития, но вырождения общества. Отныне высоко ценится все дикое и первозданное, и это касается не только животных. «Нордическое движение с давних времен интуитивно было направлено против того, чтобы человек “овладевал домашними животными”, — пишет Лоренц в 1940 году. — Оно борется за направление развития, противоположное тем, по которым движется сегодняшнее цивилизованное человечество больших городов». Чтобы создать здоровую нацию, необходимо «еще более жесткое искоренение этически неполноценных, чем это происходит сегодня», требует Лоренц.
Как городские жители по сравнению с крестьянами считаются изнеженными и опустившимися, так и домашние животные — за исключением преданного пса — чаще всего рассматриваются лишь как дегенеративная форма дикого животного. Тем не менее это не вредит популярности домашних животных у широких слоев населения. В окружении Гитлера тоже держат домашних животных, прежде всего собак, как и фюрер. С кошками никто из них не связывается. За исключением Германа Геринга.
Его зовут Муки*, ведь поначалу он «столь же мал, сколь и забавен». Однажды он станет внушительным царем, поэтому Геринг зовет его также Цезарем. Кличка звучит величественнее, подобающе положению. Вместе с женой Эмми Геринг вскормил его из бутылочки. Тогда Муки был не больше домашней кошки, но по размеру лап можно было догадаться, что таким он будет не всегда. Сейчас Муки размером приблизительно с овчарку. Коричневые завитки на шерсти песчаного цвета, характерные для молодняка его вида, постепенно бледнеют. Пройдет немного времени, и Герингу хочешь не хочешь придется с ним расстаться, как и с его предшественниками. Потому что даже для жилья Геринга взрослый лев чуточку великоват и опасен.
* Типичная кличка домашних животных в Германии, что-то вроде Мурзика. — Прим. пер.