«Освобождая руки»: как русский импрессионизм дал дорогу экспериментам
14 февраля в Музее русского импрессионизма открывается выставка «Изображая воздух. Русский импрессионизм». История этого явления — это история одиночек, для которых импрессионизм стал инструментом для «освобождения руки» и экспериментов
Пленэр и этюдность: как в России появился воздух импрессионизма
Еще совсем недавно исследователи сомневались, что импрессионизм в России вообще был. Сегодня тот факт, что русское искусство прошло этап импрессионизма, представляется неоспоримым — все больше ведущих специалистов и учреждений посвящают выставочные и издательские проекты этому явлению. Его действительно невозможно вписать в классические рамки художественных направлений. Историк Дмитрий Сарабьянов в своей работе «Русская живопись ХIХ века среди европейских школ» говорит о «смазанности» импрессионизма как этапа в русской живописи. Он стал стилистическим импульсом, который «промыл глаза» художникам и дал дорогу авангардным направлениям.
В каталоге выставки искусствовед Ирина Вакар отмечает, что русский импрессионизм действительно не является прямым заимствованием французского. Первые русские художники, использующие приемы импрессионизма, — Репин, Поленов, Серов и Коровин, — учились у французских мастеров не через прямые копии, а через переосмысление метода. Они вдохновлялись пленэрными композициями Моне и Ренуара, но адаптировали их под собственное видение мира, в котором отражалась русская природа, воздух и свет.
Но если во Франции импрессионизм стал вызовом академической системе и объединением единомышленников, то русские художники осваивали его разрозненно, не создавая устойчивых групп и не провозглашая манифестов. Первые пленэрные опыты Репина и Поленова не привели к появлению школы: их ученики также развивали импрессионизм независимо, опираясь уже на личный художественный опыт.
Следующее поколение русских импрессионистов — Борисов-Мусатов, Грабарь, Ларионов — формировалось в Европе или знакомилось с течением через коллекции Щукина и Морозова, но не через диалог с предшественниками.
Для русских художников импрессионизм стал методом не только для исследования света и цвета, но и для решения собственных художественных задач. Коровин с его этюдной живописью искал свободу мазка. Серов использовал пленэрные эффекты для передачи психологической глубины портрета. Ларионов быстро ушел в авангард, а Сомов сочетал импрессионизм с символизмом. Каждый двигался по своему пути, а потому история русского импрессионизма — это, скорее, мозаика отдельных блестящих фрагментов, чем целостная картина самостоятельного направления.