Американских рэперов заманивают в Россию
Среди тех, с кем ведутся переговоры, — Канье Уэст
![](https://cs.kiozk.ru/content/gjf/tpw/muh/zqswnbxxl53z6f0igvkaghe/art/102661/xdz3ezg4.jpg?v=1&temp_url_sig=8SG-oyeowf9odXyg1NDPZQ&temp_url_expires=1739366363)
Новое концертное агентство Say Agency твердо намерено прервать изоляцию России и вновь начать привозить в страну мировых звезд. Прямо сейчас оно ведет переговоры о гастролях Канье Уэста. А первым забукированным исполнителем стал известный американский рэпер DaBaby, который даст концерт в Москве в феврале. О том, как устроена индустрия сегодня, и об оригинальной идее встроить в гастрольный маршрут зарубежных артистов Сибирь и Дальний Восток «Моноклю» рассказала одна из основательниц компании Intickets, а ныне руководитель концертного агентства Say Agency Анна Субчева.
— Вы были в числе создателей билетного агентства Intickets. Как получилось, что теперь мы говорим о новом направлении бизнеса?
— Третьего мая прошлого года состоялась сделка по продаже 40 процентов Intickets VK Company, и я свою долю (10 процентов долей ООО «Интикетс». — «Монокль») полностью реализовала. Сейчас Intickets на 40 процентов принадлежит VK, на 60 процентов — Александру Кондратенко, который остался совладельцем после сделки. Выход из состава совладельцев позволил сконцентрироваться на другой деятельности.
— К моменту сделки компания Intickets была уже достаточно крупным игроком на рынке. А с чего все начиналось?
— Когда я начинала заниматься этим бизнесом, билеты в основном продавались на маркетплейсах, которые брали с организаторов мероприятий довольно высокий процент за рекламное продвижение и реализацию билетной массы. Тогда и появилась идея создать IT-продукт, который можно было бы интегрировать на сайт устроителя концерта.
Ведь зачем организаторам платить за продвижение другого бренда, за чужую систему лояльности, если они могут делать все на собственных ресурсах? Мы предложили white label сервис, который позволил организаторам и концертным площадкам самим контролировать и управлять продажей билетов. И там, где билетный оператор брал с организатора условные десять процентов, Intickets брал четыре процента. Эту дельту можно было потратить на собственное маркетинговое продвижение. Это выгоднее, и к тому же организаторы получили возможность самостоятельно консолидировать базы данных посетителей мероприятий.
— Насколько концертная деятельность вообще прибыльна?
— Довольно прибыльна, раз крупные корпорации заинтересованы в покупке бизнеса. Хотя некоторые не пережили пандемию и СВО, это был, прямо скажем, удар под дых для отрасли. В во время ковида наша индустрия оказалась самой пострадавшей. Знаете, в театре есть такой термин «стоимость поднятия занавеса», который включает в себя амортизацию сценического оборудования, зарплаты художника по свету, звукорежиссеров, актеров и прочих сотрудников. Так вот, действовавшие в пандемию ограничения в 25 процентов наполнения зала делали невыгодным любое мероприятие. Сейчас рынок развлечений восстанавливается, сегодняшняя его оценка составляет примерно 200 миллиардов рублей, а прогноз на 2025 год — 270 миллиардов.
— Почему в таких условиях вы решили продать долю VK?
— Отрасль стала консолидироваться, большие корпорации принялись скупать независимых операторов: Listim был продан «Афише» (Сбербанк), Radario — «Кассир.ру», «Единое поле» — «Кассы.ру».
Стало очевидно, что, раз крупные компании заходят в уставный капитал билетных агрегаторов, рынок упорядочивается, становится более цивилизованным, с понятными правилами игры. К нам тоже несколько крупных игроков приходило с предложениями о покупке. Мы предпочли VK, потому что на тот момент наши цели совпадали. Когда ты относительно небольшая компания, крупный игрок интересен своими возможностями. Имеются в виду GR (government relations), ресурсы, не столько финансовые, сколько маркетинговые. Огромный медиаресурс, куда идеально можно интегрироваться любой билетной системе. А VK к этому моменту уже купил «Дзен», у него были «Одноклассники». Еще до замедления YouTube было понятно, что будущее за «VK Видео», во всяком случае в нашей стране.
Intickets, в свою очередь, представлял для VK стратегический интерес в качестве информационной системы для развития молодежной госпрограммы «Пушкинская карта». Ради этого проекта VK, собственно, и вошел акционером, чтобы мы помогли эту задачу реализовать.
— В какую сумму были оценены 40 процентов долей ООО «Интикетс»?
— Пункт о конфиденциальности не позволяет мне назвать сумму сделки. Когда VK входил как акционер, география присутствия Intickets уже охватывала более тысячи городов России. И по подключениям мы занимали порядка 20 процентов рынка.
— Насколько сильно VK влияет на нынешнюю деятельность компании?
— Intickets остается независимой коммерческой организацией. Реализация проекта «Пушкинская карта» дает дополнительную нагрузку на разработку. Понятно, что это федеральный глобальный проект, который очень важен. Поэтому в любом случае там очень много работы. Но я больше Intickets не занимаюсь. В билетной сфере я достигла максимума, и захотелось заняться чем-то новым.
— У вас новый проект…
— Да. Вместе с исполнительным директором Intickets Татьяной Кондратенко и еще одним акционером, имя которого пока держим в секрете, мы в январе этого года зарегистрировали концертное агентство Say. Трое акционеров в равных долях вошли в капитал Say Agency, будем организовывать в России концерты зарубежных звезд. Ведем переговоры более чем с 20 исполнителями, часть из них уже забукированы. Вот 28 февраля в VK Stadium проведем концерт американского рэпера DaBaby.
— Компания Intickets в ноябре 2024 года зарегистрировала сразу несколько доменов на имя Канье Уэста, будто для лендинга. Вы ведете переговоры с Канье Уэстом?