Об отношениях Вероники Полонской и поэта Владимира Маяковского

Коллекция. Караван историйКультура

Вероника Полонская. Последняя любовь Маяковского

«Во время очередных наших объяснений Владимир Владимирович воскликнул: «О Господи!» Я тогда сказала: «Невероятно, мир перевернулся! Маяковский призывает Господа! Разве вы верующий?» Он ответил: «Ах, я сам не понимаю теперь, во что я верю».

Лариса Колесникова

Фото предоставлено государственным музеем В.В. Маяковского

Об отношениях Вероники Полонской и Владимира Маяковского рассказывает бывшая сотрудница Государственного музея Владимира Маяковского Лариса Колесникова.

Я проработала в Государственном музее Владимира Маяковского 41 год — со дня его основания. Была заведующей мемориальным фондом и занималась комплектованием фондов музея. Сфера моих интересов — литература и искусство Великой Отечественной войны, Серебряный век, история моды 20—30-х годов ХХ века и люди, ставшие лицами этой эпохи. А особенно те, кто входил в орбиту Владимира Маяковского. Со многими из них мне посчастливилось пообщаться и записать их воспоминания. По образованию я филолог и литературовед, поэтому всю жизнь писала и продолжаю писать, выйдя на пенсию. Я автор книг «Окна ТАСС 1941—1945. Оружие Победы», «Другие лики Маяковского». Кроме того, я написала множество фундаментальных статей и исследований о Маяковском (например, «Маяковский «от-кутюр», «Лиля Брик «от-кутюр», «Маяковский и Тамидзи Найто», «Маяковский и Циолковский») и о его современниках — Татьяне Яковлевой, Валерии Горожанине, художниках Николае Денисовском, Любови Поповой, Кукрыниксах, Александре Родченко, Варваре Степановой, поэтах Василии Каменском, Сергее Есенине и о многих других. Была куратором выставки «Маяковский «от-кутюр», которая имела большой резонанс и побывала во многих городах России.

А сейчас я хочу рассказать о женщине, которая стала последней любовью поэта и последней, кто, по несчастливому стечению обстоятельств, видел Маяковского живым.

Моя первая встреча с Вероникой Витольдовной Полонской произошла в 1973 году, когда я работала в Государственном музее Маяковского заведующей мемориальным фондом. Мне очень хотелось узнать историю некоторых вещей поэта, ведь каждый экспонат в Музее Владимира Маяковского был непременно связан с какими-то событиями, встречами и нес в себе информацию, пока для меня недоступную.

Лариса Колесникова на презентации своей книги «Окна ТАСС 1941—1945.
Оружие Победы» в Государственном музее Маяковского, 2005 год. Фото: из архива Л. Колесниковой

Я решила встретиться с Полонской и расспросить о том, что сохранила ее память, — ведь она была последней, кто общался с Владимиром Владимировичем перед его самоубийством. Готовясь к этой встрече, я перечитала ее воспоминания, хранившиеся в рукописном фонде музея, и у меня создалось о ней определенное мнение. Как оказалось впоследствии, я не ошиблась в своих предположениях.

Вероника Витольдовна в то время жила в квартире на улице Гарибальди. Казалось бы, благодаря публикации предсмертного письма Маяковского ее имя стало широко известно — в нем он назвал ее частью своей семьи. Тем не менее меня встретила очень скромная женщина, милая, открытая, бесхитростная, без налета кокетства и, как мне показалось, сохранившая все ту же наивность, что и в 20-е годы (о чем я знала из ее воспоминаний). Она была невероятно рада нашей встрече и, к моему удивлению, сказала, что все эти годы никто из музея к ней не обращался, а ей приятно, что о ней вспомнили. Первое, что меня поразило в ее квартире, — это висевший на стене в гостиной большой портрет Маяковского...

Понемногу мы разговорились. На нее нахлынули воспоминания — она говорила о Маяковском с нескрываемой нежностью. «Первое время, — рассказывала Вероника Витольдовна, — когда только начался наш роман, я иногда чувствовала, что Владимир Владимирович возвращался мыслями к Татьяне Яковлевой. Порой он грустил, это ощущалось во всем его внешнем облике, ведь рана была еще свежа». (Татьяна Яковлева — французский и американский модельер и дизайнер русского происхождения, возлюбленная Маяковского в 1928—1929 годах. — Прим. ред.)

Вероника Полонская и Лариса Колесникова в мемориальной комнате поэта
в Государственном музее Маяковского, конец 70-х годов. Фото: из архива Л. Колесниковой

Я попросила Полонскую рассказать и о себе, ведь подробной биографии ее никто не знал... Отец Вероники Витольдовны, известный актер немого кино Витольд Альфонсович Полонский (1879—1919), работал в Малом театре. Он был родом из Сибири, так как его отец был ссыльным польским дворянином. В первом браке Витольд Полонский был женат на актрисе Малого театра Вере Пашенной, у них родилась дочь Ирина. Во втором браке женой Полонского стала Ольга Григорьевна Гладкова. После окончания драматических курсов Московского театрального училища она тоже попала в труппу Малого театра. Статная красавица вскружила головы многим. Ей даже посвящал стихи поэт Серебряного века Борис Садовской. В театре Ольга Григорьевна и познакомилась с Полонским. Они полюбили друг друга, но он был несвободен. Ради новой возлюбленной Полонский развелся с Пашенной. Витольд и Ольга заключили брак, и 6 июня 1908 года у них родилась дочь. Назвали ее Норой, в честь героини популярной в то время пьесы Генрика Ибсена «Кукольный дом», в которой Гладкова играла главную роль. Но поскольку в православных святцах такого имени нет, выбрали близкое по звучанию — так Нора стала Вероникой. Но близкие, а потом и друзья называли ее Норочкой.

Витольд Полонский вошел в кинематограф в 1915 году, снявшись у режиссера Петра Чардынина в фильме «Наташа Ростова» (по роману Льва Толстого «Война и мир») на ведущей кинофирме того времени, принадлежавшей Александру Ханжонкову. Так в 36 лет он прославился ролью князя Андрея Болконского. Полонский стал одним из самых популярных актеров дореволюционного кинематографа, исполнял роли великосветских героев-любовников. Впоследствии ему подобрали партнершу — Веру Холодную, с ней он и снимался во многих фильмах: «Сказка любви дорогой», «Молчи, грусть, молчи», «Песнь торжествующей любви»... Партнерами Полонского были всемирно известные актеры немого кино Владимир Максимов, Иван Мозжухин, Осип Рунич. Внешность Полонского, его элегантность, аристократические манеры и артистический талант сделали его самым популярным актером немого кино. Он стал любимым актером режиссера Евгения Бауэра (1865—1917). Бауэр был не только блестящим режиссером (снял около 70 фильмов), но и выдающимся художником-декоратором, фотографом, актером, а также мастером интерьеров. Жорж Садуль назвал его «первым настоящим художником в истории кино». Вершиной дореволюционного кино стала великосветская драма Бауэра «Жизнь за жизнь» (или «За каждую слезу по капле крови»), где играли и Витольд Полонский, и Вера Холодная. Когда по сценарию фильма в кадре нужны были дети, Витольд Полонский брал с собой Веронику. Фильмы, в которых играют отец и дочь, не сохранились, а вот несколько фотографий, где он на съемочной площадке с маленькой Вероникой, я нашла.

Вероника и Витольд Полонские. Кадр из фильма «Бал Господень», 1918 год. Фото: Sovkinoarchive/Vostock Photo

Ольга Гладкова, мама Вероники, начала сниматься в кино в 1918 году. В уголовно-психологической драме «Болотные миражи» по роману Василия Немировича-Данченко снималась вся семья: Витольд Полонский исполнил главную роль Анатолия Ракитина, Ольга Гладкова сыграла роль Лизы, а десятилетняя Вероника — сестру Лизы, Веру. Из-за начавшейся Гражданской войны премьера фильма была отложена, она состоялась лишь в 1923 году. Об Ольге Гладковой сведений крайне мало, не сохранились даже ее фотографии в ролях из театральных постановок.

Летом 1917 года от пневмонии внезапно умирает Евгений Бауэр, что для кинематографа того времени стало заметной потерей. Вскоре произойдет Октябрьская революция, и большинство кинематографистов из Москвы перебазируются в спокойную и благоденствующую Одессу, куда еще не докатилась Гражданская война. Известно, что летом 1918 года Петр Чардынин и московский предприниматель Дмитрий Харитонов обратились к комиссару просвещения Луначарскому с просьбой помочь группе работников кино выехать на съемки в Одессу. В группу входили Витольд Полонский, Вера Холодная, Иван Мозжухин и другие. В 1918 году в Одессе работало шесть киностудий. Туда же приехали Витольд Полонский и Вера Холодная. Они молоды, популярны, горят творческими планами и надеждами. Но вскоре черная полоса навсегда вычеркнет их из жизни... Нелепая смерть Витольда Полонского в 40 лет от пищевого отравления стала ударом для многих. Мне удалось найти такой некролог: «...Секрет успеха этого прекрасного кинонатурщика заключался и в том, что он разгадал тайну экрана и с изумительным совершенством передавал в ряде поз элементарнейшие чувства. Зритель, увлеченный фабулой, от себя добавлял психологические тонкости, в сумме получался законченный художественный кинематографический образ. Характерно, что «герой» в кино, Полонский, был незначительным актером на театральных подмостках. В.А. Полонский до последнего времени был в труппе Малого театра. Полонский умер в воскресение, 22 декабря 1918 года, после запоздалой операции в Ново-Екатерининской больнице. Накануне у него произошел заворот кишок». Вскоре не стало и Веры Холодной — она скончалась от «испанки» 16 февраля 1919 года. Ей было всего 25 лет.

Вероника Полонская рассказывала: «Как-то мы ехали из Гурзуфа в Симферополь на лошадях, отец снимался там. Бабушка остановилась у какого-то памятного камня. Оказалось, что он был связан с летчиком Петром Нестеровым, впервые сделавшим в воздухе знаменитую петлю, которая теперь носит его имя. Так я узнала, что он наш родственник. Мать моя была дворянкой. Моя бабушка, урожденная Менделеева, не то двоюродная, не то троюродная сестра Дмитрия Менделеева. По материнской линии какое-то родство было с декабристом Михаилом Бестужевым-Рюминым... В те времена не принято было спрашивать, а ведь это так интересно — знать свою родословную. Когда надо было заполнять какие-то анкеты, я писала, что родители служащие. Время было такое, дворян не очень жаловали...

Училась я в Москве в девятой школе в Староконюшенном переулке, вместе со мной учился Ростислав Плятт. Помню, мы с ним играли сценки из каких-то пьес. Мне было 16 лет, когда в 1924 году я поступила в Школу-студию МХАТ. Конкурс был большой, а приняли только пять человек: Нину Ольшевскую, Ирину Анисимову-Вульф, Кокошкину и одного мужчину, Грибкова. Моей подругой стала Ниночка Ольшевская — жена Виктора Ардова, мама Леши Баталова, до сих пор мы с ней дружим. Это был наш первый курс. Нас постепенно вводили в массовки спектаклей МХАТа, например в «Синей птице», мы играли черных людей... Потом стали давать и роли.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Александр Куприн: «Надо любить жизнь, но надо и покоряться ей» Александр Куприн: «Надо любить жизнь, но надо и покоряться ей»

Почему писатель Александр Куприн эмигрировал и почему вернулся?

Караван историй
Первый обзор нового Hyundai Santa Fe в России. Особенности, опции и цены Первый обзор нового Hyundai Santa Fe в России. Особенности, опции и цены

Autonews познакомился с новым Hyundai Santa Fe в России. Названы плюсы и минусы

РБК
Наталия Кустинская: Почему Гайдай снял ее с роли в «Кавказской пленнице» Наталия Кустинская: Почему Гайдай снял ее с роли в «Кавказской пленнице»

Наталия Кустинская очень старалась быть образцовой женой

Караван историй
Йога для двоих Йога для двоих

Йога для двоих – идеальный способ провести время вместе

Лиза
Евгений Киндинов: «Согласен с Кончаловским: Жизнь слишком коротка, чтобы проводить ее в раздражении и ненависти» Евгений Киндинов: «Согласен с Кончаловским: Жизнь слишком коротка, чтобы проводить ее в раздражении и ненависти»

Мое поколение — счастливые люди

Караван историй
Электрическая коробка-автомат – электропередача тепловоза Электрическая коробка-автомат – электропередача тепловоза

Продолжаем рассказ о тонкостях железнодорожного дела

Наука и техника
«Где разговор найду непринужденный, Блистательный, веселый, просвещенный?» Светские салоны XIX века «Где разговор найду непринужденный, Блистательный, веселый, просвещенный?» Светские салоны XIX века

Роль светского салона в первой половине XIX века в России невозможно переоценить

Караван историй
Микропластик проникает в мозг «автостопом» в иммунных клетках Микропластик проникает в мозг «автостопом» в иммунных клетках

Из-за чего микропластик застревает в кровеносных сосудах головного мозга

ТехИнсайдер
Жила-была Жила-была

Удивительная история о ремесле, таланте, упрямстве и любви

Новый очаг
Как перестроить компанию, которая не перестраивается Как перестроить компанию, которая не перестраивается

Почему перемены нужны предприятиям?

Inc.
Людмила Савельева: «Надо прислушиваться к себе и к миру, тогда не пропустишь подарков, которые тебе посылают» Людмила Савельева: «Надо прислушиваться к себе и к миру, тогда не пропустишь подарков, которые тебе посылают»

Характером я совсем не напоминала Наташу Ростову

Караван историй
Логистический союз Логистический союз

В 2024 году Россия стала активнее торговать с бывшими советскими республиками

Ведомости
Как же все-таки похудеть? Ответ профессора Вячеслава Дубынина Как же все-таки похудеть? Ответ профессора Вячеслава Дубынина

Отрывок из книги «Мозг: еда и новизна. Почему нас тянет к вкусному и новому»

Psychologies
«Скромное обаяние позднесоветского интеллигента». Отрывок из книги о кино в СССР «Скромное обаяние позднесоветского интеллигента». Отрывок из книги о кино в СССР

Отрывок из книги антрополога Вадима Михайлина «Из глубины экрана»

СНОБ
Дочь Михаила Ульянова: «От гнева папы я падала в обморок» Дочь Михаила Ульянова: «От гнева папы я падала в обморок»

Вокруг нашей семьи часто слагали какие-то легенды

Коллекция. Караван историй
Чемпионы не в цене: почему инвестиционный фонд спонсирует малоизвестных теннисистов Чемпионы не в цене: почему инвестиционный фонд спонсирует малоизвестных теннисистов

Из присутствия на телетрансляциях можно выжать максимум по минимальной цене

Forbes
Что о вас может сказать ваша толерантность к остроте, и как ее повысить Что о вас может сказать ваша толерантность к остроте, и как ее повысить

Почему острое может быть полезным и как повысить свою переносимость остроты?

ТехИнсайдер
Санкция на «церковную революцию» Санкция на «церковную революцию»

Как Ленину предлагали включить церковное движение в переустройство России

Дилетант
Психоскопия ближнего поля Психоскопия ближнего поля

Даже за совсем умозрительной фантастикой может скрываться серьезная научная база

N+1
ESA опубликовало 3 лучших изображения Меркурия, полученных спутником BepiColombo ESA опубликовало 3 лучших изображения Меркурия, полученных спутником BepiColombo

ESA/JAXA BepiColombo в шестой раз пролетел мимо Меркурия

ТехИнсайдер
Трое в лодке: на ком лежит ответственность за кибербезопасность Трое в лодке: на ком лежит ответственность за кибербезопасность

Кто виноват в том, что хакерам удалось провести успешную кибератаку?

Forbes
Секрет безупречного внешнего вида: 3 устройства, которые избавят вещи от складок Секрет безупречного внешнего вида: 3 устройства, которые избавят вещи от складок

Есть три прибора, которые позволяют убрать складки на одежде без усилий

CHIP
Катерина Мурашова: шанс на счастливую жизнь Катерина Мурашова: шанс на счастливую жизнь

Как справиться с кризисом подросткового возраста? Личная история

СНОБ
Любимые напитки кинозлодеев Любимые напитки кинозлодеев

Попытка погружения в тему алкогольных предпочтений злодеев вызвала у нас шок

Maxim
Магия вкуса Магия вкуса

Едем в Туркменистан за гастрономическими впечатлениями

Лиза
Секс в положении Секс в положении

Как будущей маме получать удовольствие в постели и не навредить малышу

Лиза
От мегалодона до мамонта: что, если бы животные эпохи плейстоцена дожили до наших дней От мегалодона до мамонта: что, если бы животные эпохи плейстоцена дожили до наших дней

Каким бы был мир, если бы гигантские грызуны и акулы дожили до наших дней?

ТехИнсайдер
Ветер с Востока Ветер с Востока

Принципы «Магической уборки» японской писательницы Мари Кондо

Лиза
Горчичники, банки и «звездочка»: чем лечились от простуды в СССР Горчичники, банки и «звездочка»: чем лечились от простуды в СССР

Домашние методы лечения из СССР: были ли они действительно эффективными

ТехИнсайдер
Михаил Левантовский: «Невидимый Саратов». Дебютный роман Михаил Левантовский: «Невидимый Саратов». Дебютный роман

Остроумный дебютный роман поэта Михаила Левантовского о волшебном превращении

СНОБ
Открыть в приложении