То, что ей пришлось пережить со мной, мало какая жена выдержит!

Коллекция. Караван историйЗнаменитости

Вячеслав Фетисов: «Пятьдесят процентов моего успеха — моя жена»

«Еще вопрос, чей характер круче — у меня или у Лады. То, что ей пришлось пережить со мной, мало какая жена выдержит! Ладе постоянно звонили, доставали ее прямыми угрозами», — рассказывает легенда мирового хоккея Вячеслав Фетисов.

Серго Кухианидзе

Фото: В. Белоусов/ТАСС

Вячеслав, не так давно на церемонии награждения лучших российских ученых вы заметили: «Мы так хорошо играли в хоккей потому, что хорошо учились». Странная, согласитесь, для большинства людей фраза. Ведь в представлении обывателей спортсмен — это гора накачанных мышц, не более. Говорят же, сила есть — ума не надо. Объясните, насколько важен интеллект в спорте?

— Геракла представляешь? Он, согласно древней мифологии, напомню, не только совершал известные подвиги, но и считался основателем Олимпийских игр, в которых в Древней Греции участвовали такие ребята, как Сократ, Аристотель, Гиппократ, Демокрит, Демосфен, Платон. Причем все эти величайшие умы — философы, врачи, государственные деятели, ораторы — не только принимали участие в разных спортивных состязаниях того времени, но и становились олимпийскими чемпионами. У кого-нибудь язык повернется уничижительно обозвать всех их горой накачанных мышц?

Да, у нас многие боксеры, штангисты, хоккеисты, футболисты получали ученые степени, звания, возглавляли не только кафедры, но и высшие учебные заведения.

Кстати, сам я всегда хорошо учился. Знаешь, как было приятно, когда после одного выступления перед студентами МГУ ко мне подошла девушка и говорит: «Вячеслав Александрович, я правнучка Марии Андреевны, директора школы № 244, в которой вы учились. Прабабушка жива, передает вам привет». Мария Андреевна, помню, мне постоянно говорила: «Эх, Фетисов, из тебя мог бы получиться большой ученый, физик, математик!» Я ей после этих слов всегда при встречах отвечал: «Ну, Мария Андреевна, из меня что-то все же получилось!» (Улыбается.)

Словом, как остроумно заметил однажды легендарный Пеле: «Играют ногами, а выигрывают головой!» Стив Джобс, создатель всемирно известной компании Аpple, любил повторять фразу, сказанную как-то знаменитым канадским хоккеистом Уэйном Гретцки, что бежать надо не в ту сторону, где находится шайба, а туда, где она окажется через секунду.

Без головы худо, чем бы человек ни занимался. Только образование расширяет кругозор, заставляет мозги шевелиться, быть сообразительным, смекалистым, креативным в любой деятельности, в любых ситуациях. При этом, конечно, стремиться надо к гармонии, чтобы все было красиво — и душа, и тело.

С дедом Максимом Степановичем, 1958 год. Фото: В. Набоков/из архива В. Фетисова

— Как тут не вспомнить систему спортивных школ, существовавшую в Советском Союзе, где детям были созданы оптимальные условия и для учебы, и для тренировок. Я выпускник одной из таких школ — № 704 при ЦСКА, которую в разное время окончили хоккеисты Павел и Валерий Буре, Миша Васильев, фигуристки Елена Водорезова, Маша Бутырская. Вообще среди бывших учеников нашей школы более 80 призеров Олимпийских игр, мировых и европейских чемпионатов. Так вот, никогда не забуду, что, если ты не успевал по каким-то предметам, тебя не допускали до тренировок!

— Верно, это был очень важный воспитательный момент, продиктованный прежде всего заботой о подрастающем поколении, его духовном и физическом здоровье. Что, по сути, должно быть наиглавнейшей заботой государства. Сильную страну могут создать только здоровые, крепкие люди.

Сегодня детские спортивные школы в том формате, конечно, не возродить, но использовать принципы, которые лежали в их основе, можно и нужно. Я это стараюсь делать в «Хоккейной академии Фетисова», что открыл в Домодедове. Мальчишек у нас не мучают требованиями результата, которого надо добиться любой ценой. Они растут, наслаждаясь и спортом, и своим детством.

Но есть и другая история. Сейчас в России имеется большое количество спортивных объектов, которые соответствуют современным требованиям. Все, что нужно сделать, — наполнить их смыслом. Речь идет о разработке методик подготовки спортсменов, системы спортивных соревнований, определения соответствующего социального статуса, зарплат учителя физкультуры, детского тренера. Спорт вообще, а детско-юношеский особенно, — это социальный феномен, к которому общество должно очень серьезно относиться.

Медицинские исследования, к слову, доказали, что у детей, занимающихся спортом, к 13 годам вырабатывается иммунитет ко всякого рода вредным привычкам — табаку, алкоголю, наркотикам. Не говоря уже о том, что у них вырабатывается характер, сила воли. Откуда возьмется здоровье, если ребенок, да и, чего греха таить, взрослые люди сегодня без конца зависают в гаджетах? Не потому ли появляются демографические ямы?

Родители Александр Максимович и Наталья Николаевна Фетисовы, 1958 год. Фото: В. Набоков/из архива В. Фетисова

«Массовость рождает мастерство» — в советские времена это был не просто лозунг, а реальность. Миллионы людей самого разного возраста занимались физической подготовкой, участвовали в спартакиадах по различным видам спорта, в коллективах, где они работали, учились, сдавали нормы ГТО. И все это не для того, чтобы стать олимпийскими чемпионами, а чтобы, как говорится, в здоровом теле был здоровый дух. С другой стороны, именно благодаря той массовости наш спорт взлетел на недосягаемую высоту — нам не было равных практически ни в одном виде спорта, наш гимн звучал по всей планете.

Неудивительно, что с развалом СССР сдавать позиции начал и отечественный спорт. В течение 15 лет, например, с 1993-го по 2008-й, российские хоккеисты не могли выиграть ни одного чемпионата мира. К сожалению, в то время наступил момент, когда, как я говорю, для многих игроков собственная фамилия на спине хоккейного свитера стала важнее названия страны, написанного большими буквами на груди.

Вячеслав Фетисов и Анатолий Тарасов. Фото: В. Родионов/РИА Новости

— Что было важно для вас, мы хорошо знаем: слезы наших мальчишек, болельщиков, которых вы, выходя на лед, не хотели огорчить, — вот что имело значение. Во всяком случае, именно так вы напутствовали как тренер российских хоккеистов перед вашим матчем плей-офф с чехами на Олимпиаде 2002 года в Солт-Лейк-Сити, верно?

— Да, выйдя из раздевалки, я увидел, что на трибунах сидят (по разные стороны, разумеется) жены наших и чешских хоккеистов со своими детьми.

Тогда у меня и родилась фраза, которую я произнес перед выходом наших ребят на лед: «Если вы не хотите после окончания матча увидеть слезы своих детей, надо побеждать!»

Понимаешь, психология в современном хоккее при всех равных профессиональных качествах дает тренеру то самое преимущество, что сказать, как сказать и когда сказать, чтобы настроить свою команду. Как бы то ни было, но сборная России ту игру у чехов выиграла со счетом 1:0. (Улыбается.)

— В 1998 году, 27 лет назад, в возрасте 40 лет вы ушли из профессионального хоккея. Трудно было расставаться с любимым делом?

— Конечно, умение вовремя закончить карьеру тоже требует от спортсмена большого мастерства, это, если хочешь, искусство. Считаю, что я все сделал правильно, хотя хотелось еще поиграть. Я ждал предложения от клуба НХЛ Detroit Red Wings, за который тогда выступал, с которым за четыре года выиграл два Кубка Стэнли. Оно поступило, но меня не устроило.

Параллельно меня бомбил просьбами Лу Ламорелло, генеральный менеджер New Jersey Devils, чтобы я встал на лавку, стал тренером этой команды. В итоге он меня убедил. Руководить такой крутой командой НХЛ, признаюсь, было во стократ труднее, чем играть. Мой рабочий день, можно сказать, не заканчивался. Я пахал, как папа Карло, сутками напролет.

Но мы не только за четыре года выиграли Кубок Стэнли. Главное, я как менеджер приобрел бесценнейший опыт, который позже, когда возвратился на родину, мне очень помог.

Думаю, без него не стал бы успешным во всех ипостасях, связанных в дальнейшем с моей деятельностью в государственных структурах России. В большой политике в общей сложности к сегодняшнему дню я нахожусь уже 23 года. Сначала трудился на посту министра спорта, затем сенатора, позже, девять лет назад, начал работать в Государственной думе, где в настоящее время являюсь первым заместителем председателя Комитета Государственной думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды.

Вячеслав Фетисов (в центре) с Валерием Харламовым и Виктором Тихоновым. Фото: В. Набоков

— Лу Ламорелло вообще сыграл в вашей жизни, возможно, одну из ключевых ролей. Но познакомил вас с ним, насколько знаю, Стас Намин?

— Нет, хотя Стас знал Ламорелло, они пересекались в Штатах по делам, связанным с его группой «Парк Горького», которую он тогда раскручивал. Вообще, Стас — мой очень близкий друг, товарищ, я ему очень благодарен за то, что он мне чрезвычайно помог на этапе, когда надо было оформлять все необходимые контракты, подписывать документы для выезда за океан, что тогда было делом прямо-таки адским.

В поле же зрения Ламорелло я попал в начале 80-х годов, когда хозяин этого клуба доктор Джон Макмаллен выбрал меня на драфте НХЛ. У Макмаллена были очень хорошие связи с людьми из высшего эшелона советской власти, и он горел желанием, чтобы первый хоккеист из СССР в НХЛ появился непременно в его команде.

— Отсюда начинается почти детективная история в вашей жизни, не правда ли? Понимая, что Фетисову никто из СССР уехать не позволит, Ламорелло предлагал вам даже бежать из страны?

— Да, как-то во время нашей очередной встречи в Нью-Йорке (ЦСКА находился тогда в США, где участвовал в Суперсерии клубных команд) Лу пригласил меня в ресторан, где во время ужина сказал: «Слава, из Советского Союза тебя никто никогда не отпустит. Поехали, я покажу тебе твою машину, твой дом... Подписывай контракт и оставайся, а спустя время мы перевезем в Штаты и твою семью».

Однако я ответил: «Нет, Лу, вези меня обратно в гостиницу. Я не убегу из своей страны. Не имею права этого сделать ни по моральным, ни по этическим, ни по мужским, ни по каким бы то ни было еще причинам. Я не хочу быть предателем. Я слишком ценю своих родителей и уважаю свое имя». Лу все понял и обнял меня. В Москву потом, пока все не разрешилось, он звонил мне каждый день. Неудивительно, что, подписав прямой контракт с New Jersey Devils, я тут же купил для детско-юношеской хоккейной школы ЦСКА, которая воспитала меня, всю экипировку, от шлемов до коньков, а также подарил два автобуса детским домам.

Команда хоккейной школы ЦСКА. Вячеслав Фетисов — второй справа, рядом с тренером
Юрием Чабариным, конец 60-х годов. Фото: из архива В. Фетисова

— Все те мытарства, через которые вам пришлось пройти, чтобы подписать тот прямой контракт с клубом НХЛ, наверное, вспоминаете сегодня, как жуткий сон?

— Сон? Да я все вижу, будто это случилось вчера. Чтобы описать мои злоключения, более точного слова, чем абсурд, наверное, не придумаешь. Но такова была тогда советская реальность.

Понимаешь, ведь инициатива отправиться играть в НХЛ исходила, в конце концов, не от меня, а от спортивного руководства СССР, которое за моей спиной обо всем в результате договорилось с New Jersey Devils. По сути, меня решили продать как раба, и мне это очень не понравилось.

В «Совинтерспорте» — организации, созданной специально для того, чтобы заниматься вопросами продажи советских спортсменов за рубеж, мне прямым текстом заявили, что я буду получать, условно, не более тысячи долларов в месяц. Все же остальные деньги по моему контракту с американским клубом будет забирать «Совинтерспорт». Стране, мол, нужна валюта.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Иван Охлобыстин: «Янковский был дедом фанатичным, а я обычный дед» Иван Охлобыстин: «Янковский был дедом фанатичным, а я обычный дед»

В рождении и воспитании детей есть нечто высшее

Караван историй
Гуннов вновь назвали носителями енисейских языков Гуннов вновь назвали носителями енисейских языков

Хунну и гунны, возможно, говорили на одном из енисейских языков

N+1
Василий Мищенко: «Табаков не отпустил меня сниматься к Михалкову» Василий Мищенко: «Табаков не отпустил меня сниматься к Михалкову»

Василию Мищенко сказали на экзаменах: «По-моему, это сумасшедший, надо брать!»

Коллекция. Караван историй
Выше ограничений Выше ограничений

История одного здания, вместившего дух предпринимательства

Weekend
Елена Яковлева: «Я никогда не бываю довольна собой» Елена Яковлева: «Я никогда не бываю довольна собой»

В основном артисты — ленивые люди, они лучше попридержат свои эмоции

Коллекция. Караван историй
Всё не так однозначно… Всё не так однозначно…

И 60 лет спустя конспирология в убийстве Кеннеди никуда не делась

Дилетант
Ароматный шлейф принцессы Ароматный шлейф принцессы

Princesse Marina de Bourbon — знаковое название Дома парфюмерии

Караван историй
Тихон Жизневский Тихон Жизневский

Ну, он! Главный российский супергерой (и гринфлаг!) — Тихон Жизневский

Собака.ru
Марк Богатырев. Перезагрузка Марк Богатырев. Перезагрузка

Мне повезло испытать в жизни такую настоящую, трогательную, большую любовь

Коллекция. Караван историй
Умное добро Умное добро

Как не попасть в сети мошенников, занимаясь благотворительностью

Лиза
Девушки и яйца: как стильные и вкусные завтраки приносят сотни миллионов Девушки и яйца: как стильные и вкусные завтраки приносят сотни миллионов

Как две девушки сделали бизнес на блюдах с яйцами?

Forbes
7 признаков того, что тебе больше нельзя обесцвечивать волосы 7 признаков того, что тебе больше нельзя обесцвечивать волосы

Как понять, что нужно притормозить с обесцвечиванием волос?

VOICE
Машина времени Машина времени

Петербургские места, где можно попасть в начало XX века, не покидая XXI

СНОБ
Ольга Красько: «Я фаталист, верю, что все мое от меня не уйдет» Ольга Красько: «Я фаталист, верю, что все мое от меня не уйдет»

У каждого есть грехи, свои «тараканы», которые тебе кажутся очевидными

Караван историй
Брелок за $5 тыс.: чему бизнес может научиться у Лабубу Брелок за $5 тыс.: чему бизнес может научиться у Лабубу

Лабубу-тренд: эффект сюрприза или ностальгия?

Inc.
Письмо гонителю генетики Письмо гонителю генетики

Это письмо можно считать одним из живых документов «оттепели»

Дилетант
Скромные великаны Скромные великаны

В Португалии больше потерь и сожалений об утраченном величии, чем приобретений

Seasons of life
Ультраобработанные продукты: с детства на крючке Ультраобработанные продукты: с детства на крючке

Как ультраобработанная пища влияет на младенцев

Здоровье
Денис Попов: «Наша миссия – создавать инновационное программное обеспечение для авиации» Денис Попов: «Наша миссия – создавать инновационное программное обеспечение для авиации»

О будущем авиатеха и перспективных разработках для авиационной отрасли

Ведомости
Каменный цветок Каменный цветок

Клумба из камней: идеи для оригинального дизайна сада

Лиза
Вам и не снилось Вам и не снилось

Каким было время, когда снимался легендарный фильм «Вам и не снилось»

Лиза
10 вещей, которые нужно успеть сделать для пожилых родителей 10 вещей, которые нужно успеть сделать для пожилых родителей

Список бесценных вещей, которые вы можете сделать для ваших родителей

Maxim
Кентавр из моря Кентавр из моря

Может ли кентавр существовать с точки зрения биологии?

Вокруг света
10 продуктов для здоровья волос в пожилом возрасте 10 продуктов для здоровья волос в пожилом возрасте

Как связаны здоровье волос и продукты, которые вы едите?

ТехИнсайдер
Спаржа Спаржа

Спаржа: простой способ добавить больше пользы в рацион

Здоровье
Стать девушке солдатом на войне… Стать девушке солдатом на войне…

Война глазами одной из 200 девушек комсомолок-добровольцев

Знание – сила
Великая Отечественная промышленность Великая Отечественная промышленность

Как СССР превзошел Германию в промышленности во время войны

Ведомости
Тянет в Италию Тянет в Италию

Италия — точка притяжения художников, моряков и мечтателей

Y Magazine
Советский феникс Советский феникс

Как разрушенная страна восстала из пепла за одну героическую пятилетку

Монокль
Кто создал хиты Алиши Киз и Coldplay: пять женщин, добившихся успеха в звукорежиссуре Кто создал хиты Алиши Киз и Coldplay: пять женщин, добившихся успеха в звукорежиссуре

Женщины-звукорежиссеры и трудности, которые им пришлось преодолеть

Forbes
Открыть в приложении