Если ребенок чувствует ложь, что его обманывают — все, пощады не жди!

Коллекция. Караван историйСпорт

Ирина Винер: «Слезы моих детей я не прощаю никому, жестко отвечаю любому, кем бы он ни был»

Беседовал Серго Кухианидзе

Фото: «Комсомольская правда»/Photoxpress.ru

«Дети жестокие, но очень справедливые люди. С ними нельзя сюсюкать. С ними нужно говорить, все объяснять, аргументировать, как со взрослыми, пусть даже порой в достаточно строгой форме. Они это обязательно оценят и еще сто раз скажут спасибо. Если ребенок чувствует ложь, что его обманывают — все, пощады не жди! Дети как никто моментально распознают фальшь. Благодарю Бога, что он дал мне дар — способность разговаривать на одном языке и с 7-летней, и с 15-летней, и с 27-летней».

— Ирина Александровна, позвольте поздравить вас с очередным успехом, на сей раз на литературном поприще. Вы выпустили изумительную книгу воспоминаний. Обычно известные люди пишут автобиографии, чтобы приукрасить свою жизнь, вы же откровенно рассказали обо всем — и о себе, и о своей любви, и о своих детях. Название, правда, странноватое: «Я — никто...».

— Понимаете, я это чувствую и всегда об этом говорю: мы лишь проводники тех идей, которые Всевышний вкладывает в нас. Все идет только оттуда, сверху. Пророк Магомет, написавший Коран, был неграмотным человеком. Разве он мог это сделать самостоятельно, как? То, о чем я говорю, касается любого гения — и Чайковского, и Пушкина, и великого Эйнштейна, у каждого своя стезя.

Фото: Новосильцев Артур/агентство «Москва»

Моя стезя — линейный тренер по художественной гимнастике, я вижу те вещи, которые не видят другие. Мне это дано. И пока мне это дано, я должна это отрабатывать. При этом прекрасно понимаю, что я — всего лишь проводник тех идей, мыслей, которые мне даются, которые ниспосланы мне сверху. Да, я придумываю номера, ставлю программы, нахожу музыку. Но то, что подолгу ищу, вдруг в один прекрасный момент приходит как озарение. Поэтому, исходя из своего опыта, повторяю, что я — никто.

— По-моему, вы относитесь к себе с очень большой долей иронии.

— Конечно! Почему нет? Вообще, я иронична и самокритична. (Улыбается.)

— Вы рассказывали, что в вашем доме в Ташкенте была большая библиотека, вы с детства любили читать. Русский язык, литература всегда были вашими любимыми предметами в школе. Интересно, какая книга лежит на вашей прикроватной тумбочке сегодня? Что вы сейчас читаете? Или на это вообще нет времени?

— На прикроватной тумбочке у меня лежат Коран, Тора, «Каббала для начинающих» и «Молитва бедного». Я их всегда читаю и перечитываю. Ну и, конечно, томики стихов моих любимых поэтов — Пушкина, Есенина, это обязательно.

Портрет Ирины авторства Александра Ефимовича Винера, начало 50-х годов. Фото: из архива И. Винер

— Знаю, что вы любите Владимира Высоцкого.

— Высоцкого я слушаю дома. По два, по три часа в день, пока делаю какие-то дела, я привыкла, к слову, делать сразу несколько дел.

— Художественную гимнастику невозможно представить без музыки. В вашей жизни она, надо думать, тоже играет немалую роль?

— О чем вы говорите! Музыку я слушаю с утра до ночи. Причем совершенно разную. Моя голова реально всегда полна музыкой. От Баха, если хотите, до Челентано. Ведь мои дети выступают и под классику, и под современную музыку. Сегодня, например, один номер делается под «Кармина Бурана» немецкого композитора Карла Орфа, потом под «Вечную любовь» Шарля Азнавура, затем под увертюру к «Пиковой даме», а после — выход на ковер сопровождает аргентинское танго!

— Почему воспитанниц-гимнасток вы называете своими детьми?

— Потому что все они — мои дети. Потому что со мной они проводят намного больше времени, чем со своими родителями. Ведь у нас постоянные тренировки, соревнования. Девочки практически все время живут на сборах. А как иначе? И я, разумеется, за них в ответе. Помните, как это у Сент-Экзюпери: мы в ответе за тех, кого приручили. Все свои проблемы, все, что наболело, они, конечно, могут рассказать по телефону родителям, подругам. Но я-то нахожусь тут, всегда рядом с ними, поэтому я должна не только их тренировать, готовить к выступлениям, но и замечать все, что, как и почему происходит в их жизни.

Ирина Винер и Арина Аверина, чемпионат Европы, Будапешт, 2017 год. Фото: Олег Наумов

— Какая колоссальная нагрузка, которую вы несете уже много лет. Признайтесь, никогда не было желания бросить художественную гимнастику? Ведь у вас есть все: дом, яхта, ордена, вы Герой Труда, наконец! Тем не менее вы не только президент Всероссийской федерации художественной гимнастики, главный тренер сборной России, но вы по-прежнему каждый день в зале, трудитесь. Объясните мне зачем?

— Это моя жизнь. Если бы не было работы, я бы давно умерла. (Улыбается.) Моя мама всегда говорила мне: «Ты должна работать до последнего издыхания».

— Вы увлеклись художественной гимнастикой в десять лет, когда занимались в балетной школе. Но сами за свою карьеру в спорте звезд с неба, насколько известно, не хватали. Как так?

— Вообще-то я трижды становилась чемпионкой Узбекистана! Хотя на всесоюзных состязаниях призовых мест, верно, не занимала. Но, знаете, когда я выходила на ковер, то посмотреть на меня сбегались все. Говорили: «Винер сейчас будет выступать. Определенно станцует что-то интересное, оригинальное!» Согласитесь, что это приятно. Быть может, не меньше, чем взойти на пьедестал!

— Да, вы всегда идете своим путем, как в спорте, так и в жизни. Ни на кого не похожи, всегда необычны. Взять хотя бы вашу манеру одеваться.

— Вы правы, мне всегда было совершенно безразлично, кто что подумает, во что я одета. Если кто-то говорил: «Это тебе не идет!» — мне было наплевать. Что надеть, я всегда решала и решаю только сама. Представьте, я первой в Ташкенте надела черные чулки. По тем временам это был вызов общественному мнению, это была настоящая революция. Я ходила по улицам восточного города в высоких обтягивающих сапогах, коротких юбках. Несмотря на то что в меня могли запустить камнем. Антон, мой сын, иногда даже стеснялся идти рядом со мной. Объясняла ему: «Радуйся, что у тебя такая молодая мама!»

Знаете, то, чем сейчас заняты разные знаменитые модельеры, я делала давным-давно. Все мои платья всегда были яркие, расшитые бусами. Не все придумывала я сама, что-то брала из заграничных журналов мод. Затем шла к портнихам, объясняла им, чего бы мне хотелось, и те создавали то, что нужно. Какие-то вещи доставала через фарцовщиков, стараясь приехать к ним пораньше, пока остальные желающие не расхватают все самое интересное.

— Начав заниматься художественной гимнастикой в Ташкенте, вы ведь не думали о карьере тренера?

— Никогда. С детства я хотела быть актрисой, как все девушки. Хотя моя семья видела меня только врачом.

Дело в том, что со стороны мамы у нас все были медиками. Причем очень серьезными: профессора, рентгенологи, радиологи, терапевты. Сама мама была блестящим лор-врачом. Ее сестра, моя тетя, тоже лечила людей. Поэтому неудивительно, что все считали, что я тоже должна стать врачом, пойти по их стопам. Художником, как папа, стать я точно не могла, потому что рисовать совершенно не умела и не хотела, меня это совсем не увлекало. Все домашние задания по рисованию за меня выполнял папа, чтобы я была отличницей. (Улыбается.) Но видите, как Господь распорядился: я окончила в Ташкенте Узбекский государственный институт физической культуры и с тех пор, если так можно выразиться, рисую детьми. Мои кисти — это мои дети, моя картина — это художественная гимнастика.

Родители Ирины Винер — мама Зоя Зиновьевна и отец Александр Ефимович, 50-е годы. Фото: из архива И. Винер

— Как красиво вы сказали! А кто обнаружил в вас талант тренера?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мария Порошина: «Раньше ради съемок проводила по три ночи без сна. Потом поняла — здоровье дороже!» Мария Порошина: «Раньше ради съемок проводила по три ночи без сна. Потом поняла — здоровье дороже!»

«Когда дел так много, иногда ощущаю себя "мамой-осьминожкой"»

Караван историй
Чит-коды Скайрим: все самое важное от денег до оружия Чит-коды Скайрим: все самое важное от денег до оружия

В этой статье мы перечислим все основные чит-коды в Скайрим

CHIP
«Встречая нас за кулисами, Раневская сокрушалась: «Как я сегодня плохо играла!» «Встречая нас за кулисами, Раневская сокрушалась: «Как я сегодня плохо играла!»

«Я к вам больше не приду никогда. Потому что в вашем доме книги — пленницы»

Коллекция. Караван историй
Тот еще подарочек Тот еще подарочек

Истории о самых неуместных или обидных презентах

Лиза
Красота спасет... жизнь: истории женщин, выживших в лагерях Красота спасет... жизнь: истории женщин, выживших в лагерях

Эти женщины смогли победить саму смерть, а главное - не предать себя

Караван историй
Почему у здоровых людей возникают отеки — и как быстро привести себя в порядок Почему у здоровых людей возникают отеки — и как быстро привести себя в порядок

По какой причине отеки появляются даже в том случае, если ты ничем не болеешь

VOICE
Не опустевшее гнездо Не опустевшее гнездо

Почему иногда подросшие «птенцы» не покидают родительский дом?

Psychologies
Антистресс в офисе: как работодатели берегут психику своих сотрудников Антистресс в офисе: как работодатели берегут психику своих сотрудников

Как компании помогают своим сотрудникам справляться с негативными эмоциями?

Inc.
Регина неугомонная Регина неугомонная

Что пишет в тетрадях желаний Регина Тодоренко? И зачем хочет получить MBA?

OK!
Рейтинг шести поколений Ford Bronco Рейтинг шести поколений Ford Bronco

Ford Bronco вернулся на рынок, до смерти напугав своего старого конкурента

4x4 Club
Madonna Madonna

Madonna — самая коммерчески успешная певица в истории мировой музыки

ЖАРА Magazine
Простота по-французски Простота по-французски

Десерты не должны быть чересчур сложными и концептуальными

Bones
Маленький пассажир большого корабля. Зачем в космос отправят первый в мире арт-объект в виде осьминога Маленький пассажир большого корабля. Зачем в космос отправят первый в мире арт-объект в виде осьминога

В чем смысл запуска предметов человеческого творчества за пределы Земли?

СНОБ
«Шулеры» и дело Таубмана: самые громкие судебные процессы против аукционных домов «Шулеры» и дело Таубмана: самые громкие судебные процессы против аукционных домов

Как закончились самые заметные тяжбы в аукционной истории

Forbes
Банки зажимают ставки Банки зажимают ставки

Ставки все равно гораздо меньше ключевой, а банки получают рекордную маржу

Монокль
Брачная история: как сериал «Мистер и миссис Смит» обманывает ожидания зрителей Брачная история: как сериал «Мистер и миссис Смит» обманывает ожидания зрителей

Чего не хватает новому сериалу «Мистер и миссис Смит»

Forbes
Найти настоящего друга Найти настоящего друга

Какую дружбу мы считаем верной и что сделать, чтоб она у нас была?

Psychologies
История главного символа Московского Кремля: почему рубиновые звезды никогда не гаснут? История главного символа Московского Кремля: почему рубиновые звезды никогда не гаснут?

Какие события вынудили погасить главный символ Красной площади?

ТехИнсайдер
С научным подходом. Что такое ГМО-продукты и можно ли их есть С научным подходом. Что такое ГМО-продукты и можно ли их есть

Стоит ли бояться ГМО на самом деле? Рассказывает диетолог и эндокринолог

Лиза
Чемоданные построения Чемоданные построения

Как Сергей Довлатов конвертировал внутреннюю эмиграцию во внешнюю

Weekend
Как в кино Как в кино

Мила Ершова и Святослав Рогожан — о тайной помолвке и самых странных съемках

OK!
Лед и пламя: исследование антарктического вулкана может объяснить, возможна ли жизнь на Марсе Лед и пламя: исследование антарктического вулкана может объяснить, возможна ли жизнь на Марсе

Соединение льда и огня может дать подсказку о том, как выглядит жизнь на Марсе

ТехИнсайдер
Будет как шелковый Будет как шелковый

«Китайцы» снова на Кавказе

Автопилот
«Смерть и другие подробности»: почему новый детективный сериал не впечатляет зрителей «Смерть и другие подробности»: почему новый детективный сериал не впечатляет зрителей

Кинокритик рассказывает про сериал о пожилом сыщике и его неожиданной помощнице

Forbes
Почему женщины в России умирают от рака шейки матки, хотя есть эффективная вакцина Почему женщины в России умирают от рака шейки матки, хотя есть эффективная вакцина

Что важно знать о раке шейки матки взрослым женщинам и родителям девочек

Forbes
Соблюдая традиции Соблюдая традиции

Традиционные способы приготовления пищи открывают новые вкусы блюд

Bones
Анатомия крика Анатомия крика

Какой крик можно считать полезным, а какой – разрушительным?

Здоровье
Перед употреблением сварить: 6 продуктов, которые становятся полезнее после термической обработки Перед употреблением сварить: 6 продуктов, которые становятся полезнее после термической обработки

Какие продукты в приготовленном виде еще более полезны для нашего здоровья

ТехИнсайдер
Валя Карнавал: «Это было невероятно!» Валя Карнавал: «Это было невероятно!»

Валя Карнавал — о том, как стала ведущей огромного мероприятия

ЖАРА Magazine
Эксперт рассказал, чего никогда не стоит делать в отеле Эксперт рассказал, чего никогда не стоит делать в отеле

Что стоит помнить в отпуске, чтобы сделать его комфортным для себя и окружающих

Maxim
Открыть в приложении