Если ребенок чувствует ложь, что его обманывают — все, пощады не жди!

Коллекция. Караван историйСпорт

Ирина Винер: «Слезы моих детей я не прощаю никому, жестко отвечаю любому, кем бы он ни был»

Беседовал Серго Кухианидзе

Фото: «Комсомольская правда»/Photoxpress.ru

«Дети жестокие, но очень справедливые люди. С ними нельзя сюсюкать. С ними нужно говорить, все объяснять, аргументировать, как со взрослыми, пусть даже порой в достаточно строгой форме. Они это обязательно оценят и еще сто раз скажут спасибо. Если ребенок чувствует ложь, что его обманывают — все, пощады не жди! Дети как никто моментально распознают фальшь. Благодарю Бога, что он дал мне дар — способность разговаривать на одном языке и с 7-летней, и с 15-летней, и с 27-летней».

— Ирина Александровна, позвольте поздравить вас с очередным успехом, на сей раз на литературном поприще. Вы выпустили изумительную книгу воспоминаний. Обычно известные люди пишут автобиографии, чтобы приукрасить свою жизнь, вы же откровенно рассказали обо всем — и о себе, и о своей любви, и о своих детях. Название, правда, странноватое: «Я — никто...».

— Понимаете, я это чувствую и всегда об этом говорю: мы лишь проводники тех идей, которые Всевышний вкладывает в нас. Все идет только оттуда, сверху. Пророк Магомет, написавший Коран, был неграмотным человеком. Разве он мог это сделать самостоятельно, как? То, о чем я говорю, касается любого гения — и Чайковского, и Пушкина, и великого Эйнштейна, у каждого своя стезя.

Фото: Новосильцев Артур/агентство «Москва»

Моя стезя — линейный тренер по художественной гимнастике, я вижу те вещи, которые не видят другие. Мне это дано. И пока мне это дано, я должна это отрабатывать. При этом прекрасно понимаю, что я — всего лишь проводник тех идей, мыслей, которые мне даются, которые ниспосланы мне сверху. Да, я придумываю номера, ставлю программы, нахожу музыку. Но то, что подолгу ищу, вдруг в один прекрасный момент приходит как озарение. Поэтому, исходя из своего опыта, повторяю, что я — никто.

— По-моему, вы относитесь к себе с очень большой долей иронии.

— Конечно! Почему нет? Вообще, я иронична и самокритична. (Улыбается.)

— Вы рассказывали, что в вашем доме в Ташкенте была большая библиотека, вы с детства любили читать. Русский язык, литература всегда были вашими любимыми предметами в школе. Интересно, какая книга лежит на вашей прикроватной тумбочке сегодня? Что вы сейчас читаете? Или на это вообще нет времени?

— На прикроватной тумбочке у меня лежат Коран, Тора, «Каббала для начинающих» и «Молитва бедного». Я их всегда читаю и перечитываю. Ну и, конечно, томики стихов моих любимых поэтов — Пушкина, Есенина, это обязательно.

Портрет Ирины авторства Александра Ефимовича Винера, начало 50-х годов. Фото: из архива И. Винер

— Знаю, что вы любите Владимира Высоцкого.

— Высоцкого я слушаю дома. По два, по три часа в день, пока делаю какие-то дела, я привыкла, к слову, делать сразу несколько дел.

— Художественную гимнастику невозможно представить без музыки. В вашей жизни она, надо думать, тоже играет немалую роль?

— О чем вы говорите! Музыку я слушаю с утра до ночи. Причем совершенно разную. Моя голова реально всегда полна музыкой. От Баха, если хотите, до Челентано. Ведь мои дети выступают и под классику, и под современную музыку. Сегодня, например, один номер делается под «Кармина Бурана» немецкого композитора Карла Орфа, потом под «Вечную любовь» Шарля Азнавура, затем под увертюру к «Пиковой даме», а после — выход на ковер сопровождает аргентинское танго!

— Почему воспитанниц-гимнасток вы называете своими детьми?

— Потому что все они — мои дети. Потому что со мной они проводят намного больше времени, чем со своими родителями. Ведь у нас постоянные тренировки, соревнования. Девочки практически все время живут на сборах. А как иначе? И я, разумеется, за них в ответе. Помните, как это у Сент-Экзюпери: мы в ответе за тех, кого приручили. Все свои проблемы, все, что наболело, они, конечно, могут рассказать по телефону родителям, подругам. Но я-то нахожусь тут, всегда рядом с ними, поэтому я должна не только их тренировать, готовить к выступлениям, но и замечать все, что, как и почему происходит в их жизни.

Ирина Винер и Арина Аверина, чемпионат Европы, Будапешт, 2017 год. Фото: Олег Наумов

— Какая колоссальная нагрузка, которую вы несете уже много лет. Признайтесь, никогда не было желания бросить художественную гимнастику? Ведь у вас есть все: дом, яхта, ордена, вы Герой Труда, наконец! Тем не менее вы не только президент Всероссийской федерации художественной гимнастики, главный тренер сборной России, но вы по-прежнему каждый день в зале, трудитесь. Объясните мне зачем?

— Это моя жизнь. Если бы не было работы, я бы давно умерла. (Улыбается.) Моя мама всегда говорила мне: «Ты должна работать до последнего издыхания».

— Вы увлеклись художественной гимнастикой в десять лет, когда занимались в балетной школе. Но сами за свою карьеру в спорте звезд с неба, насколько известно, не хватали. Как так?

— Вообще-то я трижды становилась чемпионкой Узбекистана! Хотя на всесоюзных состязаниях призовых мест, верно, не занимала. Но, знаете, когда я выходила на ковер, то посмотреть на меня сбегались все. Говорили: «Винер сейчас будет выступать. Определенно станцует что-то интересное, оригинальное!» Согласитесь, что это приятно. Быть может, не меньше, чем взойти на пьедестал!

— Да, вы всегда идете своим путем, как в спорте, так и в жизни. Ни на кого не похожи, всегда необычны. Взять хотя бы вашу манеру одеваться.

— Вы правы, мне всегда было совершенно безразлично, кто что подумает, во что я одета. Если кто-то говорил: «Это тебе не идет!» — мне было наплевать. Что надеть, я всегда решала и решаю только сама. Представьте, я первой в Ташкенте надела черные чулки. По тем временам это был вызов общественному мнению, это была настоящая революция. Я ходила по улицам восточного города в высоких обтягивающих сапогах, коротких юбках. Несмотря на то что в меня могли запустить камнем. Антон, мой сын, иногда даже стеснялся идти рядом со мной. Объясняла ему: «Радуйся, что у тебя такая молодая мама!»

Знаете, то, чем сейчас заняты разные знаменитые модельеры, я делала давным-давно. Все мои платья всегда были яркие, расшитые бусами. Не все придумывала я сама, что-то брала из заграничных журналов мод. Затем шла к портнихам, объясняла им, чего бы мне хотелось, и те создавали то, что нужно. Какие-то вещи доставала через фарцовщиков, стараясь приехать к ним пораньше, пока остальные желающие не расхватают все самое интересное.

— Начав заниматься художественной гимнастикой в Ташкенте, вы ведь не думали о карьере тренера?

— Никогда. С детства я хотела быть актрисой, как все девушки. Хотя моя семья видела меня только врачом.

Дело в том, что со стороны мамы у нас все были медиками. Причем очень серьезными: профессора, рентгенологи, радиологи, терапевты. Сама мама была блестящим лор-врачом. Ее сестра, моя тетя, тоже лечила людей. Поэтому неудивительно, что все считали, что я тоже должна стать врачом, пойти по их стопам. Художником, как папа, стать я точно не могла, потому что рисовать совершенно не умела и не хотела, меня это совсем не увлекало. Все домашние задания по рисованию за меня выполнял папа, чтобы я была отличницей. (Улыбается.) Но видите, как Господь распорядился: я окончила в Ташкенте Узбекский государственный институт физической культуры и с тех пор, если так можно выразиться, рисую детьми. Мои кисти — это мои дети, моя картина — это художественная гимнастика.

Родители Ирины Винер — мама Зоя Зиновьевна и отец Александр Ефимович, 50-е годы. Фото: из архива И. Винер

— Как красиво вы сказали! А кто обнаружил в вас талант тренера?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ольга Антонова: «Я леплю из пластилина...» Ольга Антонова: «Я леплю из пластилина...»

Вот уже много лет рождение кукол стало моим, пожалуй, самым любимым делом...

Караван историй
Робот двигается по артериям и прокалывает бляшки, спасая от инсульта Робот двигается по артериям и прокалывает бляшки, спасая от инсульта

Робот, который может быть использован для лечения людей после инсульта

ТехИнсайдер
Александр Лазарев: «Мастер и Маргарита» — это очень личное. Рукописи не горят...» Александр Лазарев: «Мастер и Маргарита» — это очень личное. Рукописи не горят...»

«В Театре Маяковского я родился, воспитывался, начал выходить на сцену»

Караван историй
«Не сдаваться!»: как последовательно идти к своей цели «Не сдаваться!»: как последовательно идти к своей цели

Как преодолеть препятствия, встающие на пути к намеченным целям

Psychologies
Надо радоваться Надо радоваться

Оксана Лаврентьева уверяет: любые кризисы – вовсе не повод предаваться унынию

VOICE
Пять «красных флажков», говорящих о том, что от партнера пора уходить Пять «красных флажков», говорящих о том, что от партнера пора уходить

Если оставаться в отношениях дальше, это принесет больше вреда, чем пользы

Psychologies
«Русская тигрица»: актриса немого кино Ольга Бакланова завоевала Голливуд. На российской театральной сцене ее заменили Орловой — «по типажу» «Русская тигрица»: актриса немого кино Ольга Бакланова завоевала Голливуд. На российской театральной сцене ее заменили Орловой — «по типажу»

Где бы Ольга Бакланова ни жила, она несла на сцену русскую школу

Караван историй
Алирокумаб оказался эффективен и безопасен для детей с семейной гиперхолестеринемией Алирокумаб оказался эффективен и безопасен для детей с семейной гиперхолестеринемией

Алирокумаб эффективно снижает уровень холестерина у детей с гиперхолестеринемией

N+1
Наталия Белохвостикова: Наталия Белохвостикова:

Наталия Белохвостикова вспоминает о своем муже Владимире Наумове

Коллекция. Караван историй
New Horizons заметила повышенную запыленность Пояса Койпера New Horizons заметила повышенную запыленность Пояса Койпера

Плотность частиц пыли в Поясе Койпера падает медленнее, чем это предсказывают

N+1
Собака чудом выжила после схватки с пумой: видео Собака чудом выжила после схватки с пумой: видео

Ризеншнауцер избежал почти смертельной стычки с большой кошкой

ТехИнсайдер
От Парижа до Бразилии: как 100 лет назад эмигрантки строили международную карьеру От Парижа до Бразилии: как 100 лет назад эмигрантки строили международную карьеру

Истории эмигранток, которым удалось добиться мирового признания

Forbes
«Доноры» или «потребители»: что делать партнерам с одинаковым типом эмоциональной обусловленности «Доноры» или «потребители»: что делать партнерам с одинаковым типом эмоциональной обусловленности

Как формируются наши паттерны в отношениях и что делать, если рядом «двойник»?

Psychologies
Удаленная работа Удаленная работа

Домашний офис и его минусы: как не потерять здоровье, работая удаленно

Лиза
Еще не все пропало! Еще не все пропало!

Что делать, если потеряла телефон: защищаем данные, восстанавливаем контакты

Лиза
Стареющий мозг имеет свои преимущества, наверно, это и есть мудрость Стареющий мозг имеет свои преимущества, наверно, это и есть мудрость

Изменение белого вещества может стать маркером развития болезни Альцгеймера

ТехИнсайдер
Как детские травмы влияют на то, какой вы родитель: 8 последствий Как детские травмы влияют на то, какой вы родитель: 8 последствий

То, что вы сами пережили в детстве, может негативно отражаться на ваших детях

Psychologies
Почему после стирки на одежде появляются дырки: 7 распространенных причин Почему после стирки на одежде появляются дырки: 7 распространенных причин

Почему и как стирка в стиральной машине может испортить одежду

ТехИнсайдер
Маленькая кухня Маленькая кухня

Как поместиться на маленькой кухне и превратить ее недостатки в достоинства

Лиза
Татьяна Кравченко: «Я сейчас абсолютно довольна своим одиночеством. Не стала ни для кого музой» Татьяна Кравченко: «Я сейчас абсолютно довольна своим одиночеством. Не стала ни для кого музой»

«На третьих «Сватах» я влюбилась в Федора Добронравова. Но зря я открылась ему»

Караван историй
Канкрины Канкрины

Немецкий род Канкриных обосновался в России лишь в конце XVIII века

Дилетант
Олег Нестеров про свой любимый альбом The Cure — Disintegration Олег Нестеров про свой любимый альбом The Cure — Disintegration

Лидер группы «Мегаполис» о культовой музыке прошлого

СНОБ
«Мы снимаем шляпу перед нашим веществом» «Мы снимаем шляпу перед нашим веществом»

Каким образом из неживой материи однажды появилась живая?

Знание – сила
Российское небо в 2024-м Российское небо в 2024-м

Ушедший год запомнился не самым большим количеством авиационных новостей

Наука и техника
Девонская панцирная рыба оказалась обладательницей рекордно длинной нижней челюсти Девонская панцирная рыба оказалась обладательницей рекордно длинной нижней челюсти

Нижняя челюсть девонской плакодермы была вдвое длиннее ее черепа

N+1
Писатель Алексей Сальников: Есть фантастические идейки, куда их девать прикажете? Писатель Алексей Сальников: Есть фантастические идейки, куда их девать прикажете?

Писатель Алексей Сальников о новом книжном сериале, научпопе и Чехове

СНОБ
Жители двух европейских поселений начали выращивать просо около 1300 года до нашей эры Жители двух европейских поселений начали выращивать просо около 1300 года до нашей эры

Когда просо начали культивировать на территории современной Центральной Германии

N+1
Придорожные канавы и земля под ЛЭП спасли редкое растение от вымирания Придорожные канавы и земля под ЛЭП спасли редкое растение от вымирания

Земля под ЛЭП оказалась последней линией защиты краснокнижных видов растений

ТехИнсайдер
Почему так мало архитектуры Почему так мало архитектуры

Почему российская архитектура стала очень рациональной, нейтральной и однотипной

Монокль
Любите литературу? Вот что нужно знать, чтобы улучшить свои навыки писателя! Любите литературу? Вот что нужно знать, чтобы улучшить свои навыки писателя!

Что нужно знать будущим писателям о языке письма?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении