Режиссер Валерий Фокин — о библейских текстах и вкусах современного зрителя

ВедомостиКультура

Валерий Фокин: Театр вписан в контекст времени

Наталья Витвицкая
пт. 17.01.2025

Фото предоставлено пресс-службой Александринского театра

Валерий Фокин – режиссер с мировым именем. Он начал ставить спектакли еще в конце 60-х гг. За его плечами 15 лет работы в театре «Современник», руководство Театром им. Ермоловой, создание Центра им. Вс. Мейерхольда и, наконец, 20 лет на посту художественного руководителя Александринского театра. В июле 2024 г. Фокин стал президентом этого театра.

В театре Фокин всегда обращается к самым острым и болезненным темам – как личным, так и общественным. Фокинскую режиссуру отличает емкость сценических метафор, глубина психологического анализа, острота мышления, но самое главное – масштаб выбранной идеи.

В интервью «Ведомостям» режиссер рассказал, зачем ставить библейские тексты, что выбирает сегодняшний зритель и почему важно соизмерять спектакли с тем, «что происходит за окнами».

«Публика в широком смысле слова очень любит, чтобы ее не трогали»

– Как и когда возникла идея ставить Книгу Иова из Ветхого Завета?

– У меня всегда есть несколько таких идей, которые я хотел бы осуществить. Совершенно не обязательно, что это произойдет, иногда все случается только спустя несколько лет. В этой «копилке», кроме «Иова», лежала «Песнь Песней» и история про Иуду из Нового Завета. Мне хотелось сделать трилогию, но по разным причинам не случилось. Когда появилась возможность поставить «Иова», я с удовольствием начал репетировать.

– Понятно, что тема оправдания или не оправдания человеческих страданий – вечная, и все же что именно вам откликнулось в этом тексте?

– Его пронзительность. Как вы верно заметили, вопросы, которые задает человек себе и Богу, – они всегда были, есть и будут. За всю многотысячную историю люди никогда в раю не жили. А потому вопросы наказания, отношений с собой, своими желаниями, мотивами... они живут в нас от рождения, генетически. Я на них тоже реагирую. Другое дело, что нужно было найти форму. Ты можешь хотеть поставить что угодно, но нужно понимать, как поставить. Все-таки библейский текст – непростой материал.

– Какую форму вы выбрали?

– Я убежден, что режиссеру ничего про свой спектакль объяснять не нужно. Скажу только одно: когда у меня возникло ощущение пространства, подчеркиваю – не театрального пространства, все остальное сложилось.

– Пространство действительно уникальное. Спектакль идет в Царском фойе. Вы хотели ставить там спектакль изначально?

– Нет, изначально я думал арендовать какой-нибудь особняк в Питере или Москве. Если поедем на гастроли в столицу, возможно, особняк все-таки случится. Мне было нужно, чтобы это была не театральная территория. Понятно, что никто не делает вид, что это не игра. Это невозможно. Но тем не менее важно, чтобы была эстетическая сшибка между восприятием пространства и тем, что внутри него происходит. В результате я остановился на Царском фойе: по своей архитектуре, антуражу оно подходит.

– Как именно подходит? Как-то помогает?

– Здесь (в Александринском театре. – «Ведомости») многое помогает, если в это верить и отдаваться театру искренне. Здание, намоленное столетиями. Вообще, все старинные театральные здания вступают в свои отношения с текстами, произнесенными с их сцен. Это может быть диалог, а может быть отторжение. Я видел такой спектакль на Основной сцене – это выглядело как два параллельных сюжета. На сцене свое что-то «дуют», а зал холоден и отстранен. А бывает наоборот: ты вступаешь даже в конфликтный диалог, зал чувствует, что с ним разговаривают, и откликается. Первым это открыл Мейерхольд. На своем «Дон Жуане» зажег свет в зрительном зале. Дело не в том, конечно, что он зажег свет, а в том, что понял – с этим зданием и его архитектурой нужно вступать в разговор. И разговаривать с ним художественно.

– И вы, и актеры это делаете. Интересно, что в программке спектакля все, кто над ним работал, обозначены как авторы. Не было обычного распределения ролей?

– Было. Но я не хотел, чтобы было указано, кто кого играет. Я не люблю слова «проба», «эксперимент». Они настолько затасканы сегодня – все кому не лень рассказывают, что они экспериментируют и «лабораторничают». Но «Иов» – это действительно другой театр. И поскольку мы работали одной компанией, значит, и в программке должны быть так указаны.

– Вам важно, чтобы артисты были с вами заодно в смыслах? Или они могут вам оппонировать?

– Оппонировать они могут, ради бога, я готов. Только тогда это должно быть очень убедительно. Такое происходит крайне редко.

– Чтобы никто не спорил, наверное, нужно очень подробно разобрать текст? Сколько длился «застольный период»?

– Скорее, был процесс подготовки – этюдов, упражнений. Вот этим мы занимались. А разбора подробного не было. Здесь он лишний.

– От актеров вы ждете единомыслия. А от публики? Ждете ли вы какой-то определенной реакции?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Мы — однопланетяне» «Мы — однопланетяне»

Недавно Никита Ефремов получил премию «Золотой орел»

OK!
Под покровительством Ньёрда Под покровительством Ньёрда

Какой Njörd 30 Cabin во время теста? Об этом бренде пока знают немногие

Y Magazine
Большие деньги под большой процент Большие деньги под большой процент

Россияне в 2024 г. открывали новые вклады и хранили на них все больше средств

Ведомости
50 вопросов, которые помогут построить более глубокие отношения 50 вопросов, которые помогут построить более глубокие отношения

О чем спросить человека, чтобы действительно узнать его лучше?

Psychologies
Первый резидент Кима Филби Первый резидент Кима Филби

Человек по имени Хиель Рейф сыграл немалую роль в истории разведки

Дилетант
«Хризапелия прыгает с ветки, расправив ребра» «Хризапелия прыгает с ветки, расправив ребра»

Где живут, чем питаются и как летают змеи — и почему у них раздвоенный язык

Weekend
Фридрих Шиллер Фридрих Шиллер

Почему Шиллера боялись трогать — не только же из-за трудностей перевода?

Дилетант
6 способов понять, что у вас высокий уровень кортизола 6 способов понять, что у вас высокий уровень кортизола

Неужели высокий уровень гормона стресса — распространенная проблема?

ТехИнсайдер
Как победить прокрастинацию Как победить прокрастинацию

Не можете избавиться от привычки откладывать дела на потом?

ТехИнсайдер
Маргарет Этвуд и Миучча Прада: женщины, которые вошли в рейтинг 50 Over 50 Forbes USA Маргарет Этвуд и Миучча Прада: женщины, которые вошли в рейтинг 50 Over 50 Forbes USA

Некоторые из тех, кто доказывает, что возраст — не помеха достижениям

Forbes
Вечный рыцарь Вечный рыцарь

Тюрьма, безумцы и Христос: краткая история «Дон Кихота»

Weekend
Воздушные винты помогли ходячему роботу сохранить равновесие во время бега Воздушные винты помогли ходячему роботу сохранить равновесие во время бега

Робот KOU-III не может летать — он использует винты для равновесия

N+1
Тип привязанности и секс: есть ли связь? Тип привязанности и секс: есть ли связь?

Отсутствие надежной привязанности напрямую влияют на отношения с сексом

Psychologies
Вундеркинд, советский Гамлет, вестник апокалипсиса: каким был поэт Денис Новиков Вундеркинд, советский Гамлет, вестник апокалипсиса: каким был поэт Денис Новиков

Беседа с Борисом Кутенковым о судьбе поэта Дениса Новикова

СНОБ
На это грантов не дают: как именитый хирург спасает финскую усадьбу под Выборгом На это грантов не дают: как именитый хирург спасает финскую усадьбу под Выборгом

Илья Слепцов восстанавливает на территории Киискиля исторические постройки

Forbes
Мой конек Мой конек

Как одна детская мечта о фигурном катании спустя 45 лет стала реальностью

Afternoon Seasons of life
Воротнички по моде Воротнички по моде

Минтруд представил детальный прогноз потребностей экономики в кадрах

Ведомости
Михаил Левантовский: «Невидимый Саратов». Дебютный роман Михаил Левантовский: «Невидимый Саратов». Дебютный роман

Остроумный дебютный роман поэта Михаила Левантовского о волшебном превращении

СНОБ
Бэтмен, машинист и американский психопат: 10 фильмов с Кристианом Бэйлом Бэтмен, машинист и американский психопат: 10 фильмов с Кристианом Бэйлом

Вспоминаем десять лучших фильмов с участием Кристиана Бэйла

Правила жизни
В гости к нам В гости к нам

10 зарубежных звезд, которые сыграли в советских фильмах

Лиза
Репортаж из томографа Репортаж из томографа

Как наш мозг принимает решения?

Ведомости
Постельные сцены Постельные сцены

14 фактов о сне, которые сделают твои ночи комфортнее

Лиза
К гадалке не ходи: за последние четыре года продажи карт таро выросли в семь раз К гадалке не ходи: за последние четыре года продажи карт таро выросли в семь раз

Как и почему растет «гадательный» сегмент в тиражах издательств?

Forbes
Гудбай, Чимерика! Гудбай, Чимерика!

Как технологическая блокада Китая со стороны США отразится на мировой экономике

Монокль
Собраться с духами: чем японские и китайские сказки отличаются от европейских? Собраться с духами: чем японские и китайские сказки отличаются от европейских?

Что собой представляет фольклор Азии и как он отражается в современной культуре?

Правила жизни
Что делать, если мужчина не держит слово в отношениях Что делать, если мужчина не держит слово в отношениях

Он обещал встретиться в выходные и «слился», сославшись на форс-мажор?

VOICE
Зрелые отношения: почему люди пенсионного возраста в России стали чаще жениться Зрелые отношения: почему люди пенсионного возраста в России стали чаще жениться

Какие факторы влияют на то, что в России пенсионеры предпочитают вступать в брак

Forbes
Как же все-таки похудеть? Ответ профессора Вячеслава Дубынина Как же все-таки похудеть? Ответ профессора Вячеслава Дубынина

Отрывок из книги «Мозг: еда и новизна. Почему нас тянет к вкусному и новому»

Psychologies
Как обработать фото, будто вы сделали его на пленку? Сохраните этот простой метод! Как обработать фото, будто вы сделали его на пленку? Сохраните этот простой метод!

Как сделать цифровые снимки похожими на пленку: инструкция

ТехИнсайдер
Микровселенные богатых династий: как возник итальянский Ренессанс Микровселенные богатых династий: как возник итальянский Ренессанс

Отрывок из книги Антонио Паолуччи «Итальянское искусство. 1000 лет истории»

Forbes
Открыть в приложении