«В Театре сатиры актеров, занятых в «Кабачке», называли «халтурщиками»

Коллекция. Караван историйРепортаж

Валентина Шарыкина: «Путевку в актерскую жизнь мне дал Миронов...»

Беседовала Ирина Зайчик

Фото: В. Созинов/ТАСС

«В Театре сатиры актеров, занятых в «Кабачке «13 стульев», называли «халтурщиками». Валентин Плучек передачу терпеть не мог, не давал ролей артистам, говоря им: «Вы маски! И уже не сможете играть серьезные роли». Когда Андрей Миронов единственный раз появился в роли ведущего, на него обрушился вал критики: «Ты с ума сошел! Сниматься в таком дерьме!» И его родители запретили ему участвовать в «Кабачке»...»

— Когда 16 января 1966 года на телеэкранах показали премьеру юмористической передачи «Добрый вечер», никто и предположить не мог, что она задержится на целых 15 лет! Зрители требовали продолжения. Долго искали новое название, наконец остановились на «Кабачок «13 стульев». Почему 13? Потому что в студии тогда оказалось 13 стульев.

Меня в «Кабачок» пригласил режиссер передачи Георгий Зелинский. Он был завтруппой нашего Театра сатиры и мужем актрисы Зои Зелинской. Они увлеченно работали над «Кабачком «13 стульев». Первыми «пани» стали Зоя Зелинская и Ольга Аросева.

Роман Ткачук, Ольга Аросева и Зоя Зелинская в программе «Кабачок «13 стульев», 70—80-е годы. Фото: из архива З. Зелинской

Впервые Зелинские увидели меня, когда я поступала в труппу театра. Как рассказывала в одной передаче Зоя, они с мужем сразу же в меня влюбились: «Мы искали персонажей по всем юмористическим журналам, в основном в польских «Шпильках». И там был персонаж — барменша. И этой барменшей должна была быть Валечка, и никто другой!»

Георгий Васильевич как-то спросил меня: «А как бы вы назвали свою героиню?» Я ответила: «Моя бабушка — полька, у нее была подруга Жося. А я буду пани Зося». Первый и самый любимый костюм моей героине — синие платье и фартучек — сшили в «Останкино».

Зрителям так полюбились персонажи «Кабачка», что они актеров стали называть их именами. В Театре сатиры ходили по фойе и, рассматривая портреты, громко комментировали: «Это пан Директор! А это пани Зося! Ой, пани Моника! Смотрите, вот пани Тереза!» Режиссеру театра Валентину Плучеку этот ажиотаж страшно не нравился, и он при каждом удобном случае попрекал нас дешевой славой: «Вы маски! И уже не сможете играть серьезные роли».

— Валентина Дмитриевна, а какой сложился коллектив у «Кабачка «13 стульев»?

— Как в одном из интервью сказала Зоя Зелинская: «Самая большая удача «Кабачка» — что собрался дружный приятный коллектив, ни одной противной физиономии».

Зоя очень помогала мужу. Георгий Васильевич во всем с ней советовался и доверял ее вкусу. Правда, по ее словам, они без конца спорили на «производственные темы», причем на повышенных тонах. Помню, как перед съемкой она пытается ему что-то сказать, а он, закрыв глаза рукой, кричит: «Зоя Николаевна, не вступайте со мной в диалог! Мне снимать надо, а никого нет на съемочной площадке. Все стали такими гениальными, зачем репетировать?» Действительно, все актеры, занятые в «Кабачке», мгновенно стали звездами всесоюзного масштаба. Их приглашали в кино, гаишники отдавали честь, продавцы предлагали дефицит, сам Брежнев с удовольствием смотрел все передачи.

Валентина Шарыкина, Театр сатиры, 90-е годы. Фото: пресс-служба Театра сатиры

У «Кабачка» было несколько ведущих. Вначале это был Александр Белявский. Он первый перевел из польских «Шпилек» смешные миниатюры. Но в то время снимался в фильме «Четыре танкиста и собака» и был вынужден уезжать на съемки. Вскоре он покинул передачу, и его заменил Андрей Миронов. Когда он единственный раз появился в роли ведущего, на него обрушился вал критики: «Ты с ума сошел! Сниматься в таком дерьме!» И его родители запретили ему участвовать в «Кабачке»...

И только потом появился пан Ведущий — Михаил Державин. Он очень полюбился всем зрителям. Мише и стараться не надо было! Стоило ему улыбнуться, как все таяли. Его тесть, знаменитый маршал Буденный, говорят, не пропускал ни одного выпуска «Кабачка» и всем с гордостью говорил: «Это мой зять!» Дочка Державина рассказывала, что, когда умер Буденный, похороны транслировали на всю страну. Телевизионное начальство приказало не показывать актера из «Кабачка». И вдруг к оператору подошел Леонид Брежнев и попросил: «Показывайте Державина покрупнее!»

Михаил Державин — замечательный, добрейший человек. Мы с ним играли в спектакле Театра сатиры «Бешеные деньги». А еще много выступали по концертам с «Загадочной натурой» по рассказу Чехова. Он никогда ни с кем не ссорился, не повышал голос, мог шуткой обойти все острые углы.

А какой очаровательный был Георгий Вицин, наш пан Цыпа! Он был удивительно комфортным человеком. У меня щеки от смеха болели, когда мы с ним репетировали. Он рассказывал смешные истории, анекдоты. Вицин был вегетарианцем, мяса не ел. Приходил на съемки со своей бутылкой молока. Все вокруг бушуют, кричат, а он дремлет за столиком, подперев кулачками щеки. Как только надо сниматься, встрепенется, глазки откроет и с удовольствием: «Я готов!»

Ирина Рогозинская. Фото: из архива В. Шарыкиной

— А «пани» вашего «Кабачка», наверное, сразу же стали для зрительниц законодательницами мод?

— Ольга Аросева, Наталья Селезнева, Зоя Зелинская, Виктория Лепко — все очаровательны! Костюмы надо было все время менять. Для съемок их добывали кто как мог: шили на заказ, одалживали у подруг, знакомых. Телезрительницы пристально следили за «заграничными» нарядами «пани». Например, писали пани Терезе просьбу: «Наденьте, пожалуйста, платье, которое было на вас в прошлой передаче, а то я не успела рассмотреть крой».

Популярность наших «пани» была такой, что парикмахеры завивали кудряшки под пани Катарину, швеи принимали заказы на костюм, как у пани Терезы, а шляпки пани Моники пользовались бешеной популярностью. Говорят, что именно благодаря «Кабачку» во многих квартирах появились бамбуковые занавески в дверных проемах.

Наташа Селезнева первой появилась на экранах телевидения в мини-юбке. Как-то ее подруга привезла из Франции красивый костюм и дала надеть его на съемку. За это Наташу руководство лишило гонорара. Зато сколько писем она получила потом от поклонников!

Наташа всегда была остра на язык. Помню, я купила себе шубку из козьих лапок. Иду в театр счастливая. Наташа навстречу.

— Валь, а где шубку взяла?

— В Болгарии.

— Ой, красивая. Надоест — куплю у тебя... для своей домработницы.

Она всегда была очень модной. Постоянно делала мне замечания: «Валя, блин, когда ты наконец подстрижешься? Эти дурацкие начесы уберешь?»

Как-то сижу в гримерке, готовлюсь к съемке «Кабачка», мурлычу себе под нос что-то. Наташа подходит и говорит: «Валька, смотрю на тебя и любуюсь. Ты такая красивая, такая красивая! Ну просто Зыкина!»

Валентина Шарыкина и Андрей Миронов в спектакле «Дон Жуан, или Любовь к геометрии», Театр сатиры, 70-е годы. Фото: из архива В. Шарыкиной

— А где проходили съемки «Кабачка»?

— Съемки проходили в «Останкино» и на Шаболовке. В 11 утра репетиция в театре, нас ждет автобус, который везет на телевидение, а вечером на том же автобусе мы едем на спектакль. Часто съемки шли ночью. А перед этим — долгие репетиции. Порой актеры неделями не выходили из студии. Наташа Селезнева где-то рассказывала, что она даже на диванчике там ночевала, а утром бежала на репетицию в театр. Мы учили тексты песенок, чтобы попасть в фонограмму, надо было еще и танцевать.

Первое время «Кабачок» снимали целиком, а потом, когда всех растащили по киностудиям, передачи снимали уже кусочками.

— Главной в «Кабачке «13 стульев» была, как я понимаю, пани Моника...

— Ольга Александровна Аросева была, безусловно, царицей! Помню, однажды операторы со мной репетировали сцену. Вдруг влетает Ольга Александровна и кричит на них: «Что вы занимаетесь ерундой! Займитесь мной!» А еще она ревновала меня к своему партнеру Борису Рунге. Пан Профессор, выпив, говорил о несостоявшейся любви ко мне, а ее это злило.

В редакцию «Кабачка «13 стульев» приходили мешки писем для пани Моники, они были порой смешного содержания. Ей писали зрители после каждой передачи: «Вы были в таком красивом платье, вам оно маловато, а мне будет впору... Не надоели ли вам шляпки? Их у вас так много, пришлите мне одну».

А однажды на сцену после окончания спектакля, где играла Аросева, вместо букета цветов полетела шляпка — презент для пани Моники. Ее героиню так любили, что в Театр сатиры на все спектакли ходили исключительно на Ольгу Аросеву и носили ей не только цветы, но и различные подарки. Весь театр по запаху понимал, что, если в коридоре пахнет едой, значит, почитатели ее таланта опять что-то съестное принесли. Чего только ей не тащили: от конфет и коньяка до борщей в банках и селедки! И все это большой компанией съедалось потом в гримерке.

Валентина Шарыкина, Театр сатиры. Фото: пресс-служба Театра сатиры

Зрители воспринимали Аросеву не как небожительницу, а как свою родную, близкую, как соседку по лестничной площадке или женщину из соседнего двора. Она была поистине народной артисткой и обладала уникальным чувством юмора, придумывала замечательные шутки, которые уходили в народ.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Микаэл Таривердиев «И Дон Кихот, и Дон Жуан в одном лице - это про него» Микаэл Таривердиев «И Дон Кихот, и Дон Жуан в одном лице - это про него»

«Люблю, люблю, но реже говорю об этом. Люблю нежней...» Звучал родной голос

Коллекция. Караван историй
Чем больше контента вы смотрите, тем хуже для психического здоровья Чем больше контента вы смотрите, тем хуже для психического здоровья

Чем больше времени вы проводите в сети, тем хуже становится психическое здоровье

ТехИнсайдер
Ирина Медведева: «Если кто-то думает, что у меня идеальная жизнь, — пусть так и считает» Ирина Медведева: «Если кто-то думает, что у меня идеальная жизнь, — пусть так и считает»

«Мне все улыбались. Франция — это страна улыбающихся людей»

Коллекция. Караван историй
Иван Симонов: В искусство надо вкладываться целиком и полностью, а дальше — будь что будет Иван Симонов: В искусство надо вкладываться целиком и полностью, а дальше — будь что будет

Новый проект — это ретроспектива творческого пути Ивана Симонова

СНОБ
Инна Чурикова: «Мы с Глебом похожи на персонажей полотен Шагала, когда две головы прорастают из одного туловища» Инна Чурикова: «Мы с Глебом похожи на персонажей полотен Шагала, когда две головы прорастают из одного туловища»

Последнее интервью Инны Чуриковой и фрагменты ее архивов

Коллекция. Караван историй
Африка и африканцы во времена колоний Африка и африканцы во времена колоний

Как происходила колонизация Африки и к чему она привела

Знание – сила
«Бриджертоны» — 80 миллионов поклонников и мгновенная слава актеров «Бриджертоны» — 80 миллионов поклонников и мгновенная слава актеров

О закулисье «Бриджертонов» и историях актеров, сыгравших самые яркие роли

Караван историй
3 этапа отношений, через которые проходит каждая пара 3 этапа отношений, через которые проходит каждая пара

Какие этапы проходят все влюбленные и что за опасности их подстерегают?

Psychologies
Виктория Романенко: «Видимо, Волчек просто в меня поверила» Виктория Романенко: «Видимо, Волчек просто в меня поверила»

Я же нежная и мягкая, так почему никогда не веду себя соответствующим образом?

Караван историй
Трапа нет, багаж с собой: откуда у большого советского лайнера Ил-86 эти 3 странные особенности Трапа нет, багаж с собой: откуда у большого советского лайнера Ил-86 эти 3 странные особенности

​​​​​​​Все пассажирские самолеты устроены примерно одинаково, но не Ил-86

ТехИнсайдер
Физики порадовали астрономов улучшенным детектором одиночных фотонов инфракрасного диапазона Физики порадовали астрономов улучшенным детектором одиночных фотонов инфракрасного диапазона

Физики разработали детектор одиночных фотонов инфракрасного диапазона

N+1
Ураган «Мария» вынудил геликонии сменить опылителей Ураган «Мария» вынудил геликонии сменить опылителей

Ураган «Мария» изменил состав опылителей у двух видов местных геликоний

N+1
«Неравенство равных. Концепция и феномен ресентимента» «Неравенство равных. Концепция и феномен ресентимента»

Почему уязвленной сперва почувствовала себя аристократия

N+1
4 японских принципа, которые спасут вас от тревоги 4 японских принципа, которые спасут вас от тревоги

Как думаете, что можно назвать лучшим лекарством от тревожности?

Psychologies
Засыпать карьеру Засыпать карьеру

Перипетии непредсказуемой актерской судьбы на примере известных фильмов

Правила жизни
Не только черный и зеленый: какие бывают виды чая и как правильно их заваривать Не только черный и зеленый: какие бывают виды чая и как правильно их заваривать

Пришло время открыть мир чая и узнать секреты его идеального заваривания

ТехИнсайдер
Ихтиологическая филателия Ихтиологическая филателия

Завораживающая коллекция рыб на почтовых марках

Наука и жизнь
Переславль-Залесский Переславль-Залесский

Славный городок, уютно расположившийся на берегу Плещеева озера

КАНТРИ Русская азбука
«Мне хотелось уйти от своей интеллигентности» «Мне хотелось уйти от своей интеллигентности»

О съемках и потребности играть антагонистов — в беседе с актером Павлом Поповым

OK!
Под охраной невидимых меток Под охраной невидимых меток

Как инновационный наномаркер поможет снизить количество подделок

Санкт-Петербургский университет
Исследование: правильные цветовые решения в интерьере способны повысить самоконтроль людей Исследование: правильные цветовые решения в интерьере способны повысить самоконтроль людей

Как цветовые решения в архитектуре влияют на способность человека к самоконтролю

ТехИнсайдер
Всё напоказ Всё напоказ

Вспоминаем ярчайшие модные показы XXI века

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Выигрышная комбинация: режиссер Никита Власов — о сериале «Комбинация», работе на свадьбах и о том, как он попал в кино Выигрышная комбинация: режиссер Никита Власов — о сериале «Комбинация», работе на свадьбах и о том, как он попал в кино

Режиссер Никита Власов — о проблемах индустрии и об исторических сериалах

Правила жизни
Материнская смертность у японских макак оказалась ниже человеческой Материнская смертность у японских макак оказалась ниже человеческой

Средний уровень материнской смертности у макак не превышает и процента

N+1
«ПСБ стал цифровым хабом для своих клиентов» «ПСБ стал цифровым хабом для своих клиентов»

Алексей Захаров о том, как идет модернизация оборонно-промышленного комплекса

Деньги
Интервью Дарьи Екамасовой — о фильме «Анора», восприятии российской культуры в мире и Каннском кинофестивале Интервью Дарьи Екамасовой — о фильме «Анора», восприятии российской культуры в мире и Каннском кинофестивале

Актриса Дарья Екамасова — как артисту попасть в зарубежный проект?

СНОБ
Северный полюс – 2024. Новые рекорды Северный полюс – 2024. Новые рекорды

В июле 2024 г. Федор Конюхов и Игорь Потапкин путешествовали к Северному полюсу

Наука и техника
По следам ушедшей эпохи По следам ушедшей эпохи

Реконструкция уникальной исторической квартиры в стиле ар-нуво

SALON-Interior
Революция в камне: как ученые разработали бетон, способный топить снег и лед Революция в камне: как ученые разработали бетон, способный топить снег и лед

Чудо инженерии, способное без источников питания топить лед и снег

Inc.
Мифотворчество и Мартин Скорсезе: 5 фактов о композиторе Джачинто Шельси Мифотворчество и Мартин Скорсезе: 5 фактов о композиторе Джачинто Шельси

Джачинто Шельси: несколько фактов о загадочном композиторе

РБК
Открыть в приложении