«В Театре сатиры актеров, занятых в «Кабачке», называли «халтурщиками»

Коллекция. Караван историйРепортаж

Валентина Шарыкина: «Путевку в актерскую жизнь мне дал Миронов...»

Беседовала Ирина Зайчик

Фото: В. Созинов/ТАСС

«В Театре сатиры актеров, занятых в «Кабачке «13 стульев», называли «халтурщиками». Валентин Плучек передачу терпеть не мог, не давал ролей артистам, говоря им: «Вы маски! И уже не сможете играть серьезные роли». Когда Андрей Миронов единственный раз появился в роли ведущего, на него обрушился вал критики: «Ты с ума сошел! Сниматься в таком дерьме!» И его родители запретили ему участвовать в «Кабачке»...»

— Когда 16 января 1966 года на телеэкранах показали премьеру юмористической передачи «Добрый вечер», никто и предположить не мог, что она задержится на целых 15 лет! Зрители требовали продолжения. Долго искали новое название, наконец остановились на «Кабачок «13 стульев». Почему 13? Потому что в студии тогда оказалось 13 стульев.

Меня в «Кабачок» пригласил режиссер передачи Георгий Зелинский. Он был завтруппой нашего Театра сатиры и мужем актрисы Зои Зелинской. Они увлеченно работали над «Кабачком «13 стульев». Первыми «пани» стали Зоя Зелинская и Ольга Аросева.

Роман Ткачук, Ольга Аросева и Зоя Зелинская в программе «Кабачок «13 стульев», 70—80-е годы. Фото: из архива З. Зелинской

Впервые Зелинские увидели меня, когда я поступала в труппу театра. Как рассказывала в одной передаче Зоя, они с мужем сразу же в меня влюбились: «Мы искали персонажей по всем юмористическим журналам, в основном в польских «Шпильках». И там был персонаж — барменша. И этой барменшей должна была быть Валечка, и никто другой!»

Георгий Васильевич как-то спросил меня: «А как бы вы назвали свою героиню?» Я ответила: «Моя бабушка — полька, у нее была подруга Жося. А я буду пани Зося». Первый и самый любимый костюм моей героине — синие платье и фартучек — сшили в «Останкино».

Зрителям так полюбились персонажи «Кабачка», что они актеров стали называть их именами. В Театре сатиры ходили по фойе и, рассматривая портреты, громко комментировали: «Это пан Директор! А это пани Зося! Ой, пани Моника! Смотрите, вот пани Тереза!» Режиссеру театра Валентину Плучеку этот ажиотаж страшно не нравился, и он при каждом удобном случае попрекал нас дешевой славой: «Вы маски! И уже не сможете играть серьезные роли».

— Валентина Дмитриевна, а какой сложился коллектив у «Кабачка «13 стульев»?

— Как в одном из интервью сказала Зоя Зелинская: «Самая большая удача «Кабачка» — что собрался дружный приятный коллектив, ни одной противной физиономии».

Зоя очень помогала мужу. Георгий Васильевич во всем с ней советовался и доверял ее вкусу. Правда, по ее словам, они без конца спорили на «производственные темы», причем на повышенных тонах. Помню, как перед съемкой она пытается ему что-то сказать, а он, закрыв глаза рукой, кричит: «Зоя Николаевна, не вступайте со мной в диалог! Мне снимать надо, а никого нет на съемочной площадке. Все стали такими гениальными, зачем репетировать?» Действительно, все актеры, занятые в «Кабачке», мгновенно стали звездами всесоюзного масштаба. Их приглашали в кино, гаишники отдавали честь, продавцы предлагали дефицит, сам Брежнев с удовольствием смотрел все передачи.

Валентина Шарыкина, Театр сатиры, 90-е годы. Фото: пресс-служба Театра сатиры

У «Кабачка» было несколько ведущих. Вначале это был Александр Белявский. Он первый перевел из польских «Шпилек» смешные миниатюры. Но в то время снимался в фильме «Четыре танкиста и собака» и был вынужден уезжать на съемки. Вскоре он покинул передачу, и его заменил Андрей Миронов. Когда он единственный раз появился в роли ведущего, на него обрушился вал критики: «Ты с ума сошел! Сниматься в таком дерьме!» И его родители запретили ему участвовать в «Кабачке»...

И только потом появился пан Ведущий — Михаил Державин. Он очень полюбился всем зрителям. Мише и стараться не надо было! Стоило ему улыбнуться, как все таяли. Его тесть, знаменитый маршал Буденный, говорят, не пропускал ни одного выпуска «Кабачка» и всем с гордостью говорил: «Это мой зять!» Дочка Державина рассказывала, что, когда умер Буденный, похороны транслировали на всю страну. Телевизионное начальство приказало не показывать актера из «Кабачка». И вдруг к оператору подошел Леонид Брежнев и попросил: «Показывайте Державина покрупнее!»

Михаил Державин — замечательный, добрейший человек. Мы с ним играли в спектакле Театра сатиры «Бешеные деньги». А еще много выступали по концертам с «Загадочной натурой» по рассказу Чехова. Он никогда ни с кем не ссорился, не повышал голос, мог шуткой обойти все острые углы.

А какой очаровательный был Георгий Вицин, наш пан Цыпа! Он был удивительно комфортным человеком. У меня щеки от смеха болели, когда мы с ним репетировали. Он рассказывал смешные истории, анекдоты. Вицин был вегетарианцем, мяса не ел. Приходил на съемки со своей бутылкой молока. Все вокруг бушуют, кричат, а он дремлет за столиком, подперев кулачками щеки. Как только надо сниматься, встрепенется, глазки откроет и с удовольствием: «Я готов!»

Ирина Рогозинская. Фото: из архива В. Шарыкиной

— А «пани» вашего «Кабачка», наверное, сразу же стали для зрительниц законодательницами мод?

— Ольга Аросева, Наталья Селезнева, Зоя Зелинская, Виктория Лепко — все очаровательны! Костюмы надо было все время менять. Для съемок их добывали кто как мог: шили на заказ, одалживали у подруг, знакомых. Телезрительницы пристально следили за «заграничными» нарядами «пани». Например, писали пани Терезе просьбу: «Наденьте, пожалуйста, платье, которое было на вас в прошлой передаче, а то я не успела рассмотреть крой».

Популярность наших «пани» была такой, что парикмахеры завивали кудряшки под пани Катарину, швеи принимали заказы на костюм, как у пани Терезы, а шляпки пани Моники пользовались бешеной популярностью. Говорят, что именно благодаря «Кабачку» во многих квартирах появились бамбуковые занавески в дверных проемах.

Наташа Селезнева первой появилась на экранах телевидения в мини-юбке. Как-то ее подруга привезла из Франции красивый костюм и дала надеть его на съемку. За это Наташу руководство лишило гонорара. Зато сколько писем она получила потом от поклонников!

Наташа всегда была остра на язык. Помню, я купила себе шубку из козьих лапок. Иду в театр счастливая. Наташа навстречу.

— Валь, а где шубку взяла?

— В Болгарии.

— Ой, красивая. Надоест — куплю у тебя... для своей домработницы.

Она всегда была очень модной. Постоянно делала мне замечания: «Валя, блин, когда ты наконец подстрижешься? Эти дурацкие начесы уберешь?»

Как-то сижу в гримерке, готовлюсь к съемке «Кабачка», мурлычу себе под нос что-то. Наташа подходит и говорит: «Валька, смотрю на тебя и любуюсь. Ты такая красивая, такая красивая! Ну просто Зыкина!»

Валентина Шарыкина и Андрей Миронов в спектакле «Дон Жуан, или Любовь к геометрии», Театр сатиры, 70-е годы. Фото: из архива В. Шарыкиной

— А где проходили съемки «Кабачка»?

— Съемки проходили в «Останкино» и на Шаболовке. В 11 утра репетиция в театре, нас ждет автобус, который везет на телевидение, а вечером на том же автобусе мы едем на спектакль. Часто съемки шли ночью. А перед этим — долгие репетиции. Порой актеры неделями не выходили из студии. Наташа Селезнева где-то рассказывала, что она даже на диванчике там ночевала, а утром бежала на репетицию в театр. Мы учили тексты песенок, чтобы попасть в фонограмму, надо было еще и танцевать.

Первое время «Кабачок» снимали целиком, а потом, когда всех растащили по киностудиям, передачи снимали уже кусочками.

— Главной в «Кабачке «13 стульев» была, как я понимаю, пани Моника...

— Ольга Александровна Аросева была, безусловно, царицей! Помню, однажды операторы со мной репетировали сцену. Вдруг влетает Ольга Александровна и кричит на них: «Что вы занимаетесь ерундой! Займитесь мной!» А еще она ревновала меня к своему партнеру Борису Рунге. Пан Профессор, выпив, говорил о несостоявшейся любви ко мне, а ее это злило.

В редакцию «Кабачка «13 стульев» приходили мешки писем для пани Моники, они были порой смешного содержания. Ей писали зрители после каждой передачи: «Вы были в таком красивом платье, вам оно маловато, а мне будет впору... Не надоели ли вам шляпки? Их у вас так много, пришлите мне одну».

А однажды на сцену после окончания спектакля, где играла Аросева, вместо букета цветов полетела шляпка — презент для пани Моники. Ее героиню так любили, что в Театр сатиры на все спектакли ходили исключительно на Ольгу Аросеву и носили ей не только цветы, но и различные подарки. Весь театр по запаху понимал, что, если в коридоре пахнет едой, значит, почитатели ее таланта опять что-то съестное принесли. Чего только ей не тащили: от конфет и коньяка до борщей в банках и селедки! И все это большой компанией съедалось потом в гримерке.

Валентина Шарыкина, Театр сатиры. Фото: пресс-служба Театра сатиры

Зрители воспринимали Аросеву не как небожительницу, а как свою родную, близкую, как соседку по лестничной площадке или женщину из соседнего двора. Она была поистине народной артисткой и обладала уникальным чувством юмора, придумывала замечательные шутки, которые уходили в народ.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Тайны цирковой династии Кио Тайны цирковой династии Кио

Разобраться в хитросплетениях семейных связей династии Кио очень нелегко

Коллекция. Караван историй
Чем больше контента вы смотрите, тем хуже для психического здоровья Чем больше контента вы смотрите, тем хуже для психического здоровья

Чем больше времени вы проводите в сети, тем хуже становится психическое здоровье

ТехИнсайдер
Ирина Медведева: «Если кто-то думает, что у меня идеальная жизнь, — пусть так и считает» Ирина Медведева: «Если кто-то думает, что у меня идеальная жизнь, — пусть так и считает»

«Мне все улыбались. Франция — это страна улыбающихся людей»

Коллекция. Караван историй
Девушка, избитая боксером за отказ от секса, скончалась. Что толкает мужчин на подобное насилие? Девушка, избитая боксером за отказ от секса, скончалась. Что толкает мужчин на подобное насилие?

Почему мужчины применяют насилие после отказа женщины

Psychologies
Инна Чурикова: «Мы с Глебом похожи на персонажей полотен Шагала, когда две головы прорастают из одного туловища» Инна Чурикова: «Мы с Глебом похожи на персонажей полотен Шагала, когда две головы прорастают из одного туловища»

Последнее интервью Инны Чуриковой и фрагменты ее архивов

Коллекция. Караван историй
Кладовая генов Кладовая генов

Развитие генетики в России во многом связано с работой биолога Юрия Филипченко

Санкт-Петербургский университет
Питаемся по типу фигуры Питаемся по типу фигуры

Яблоко, груша, банан… Это не натюрморт и не призыв к веганству, а типы фигуры

Лиза
Бот еще: чем опасна для бизнеса «забытая» автоматизация Бот еще: чем опасна для бизнеса «забытая» автоматизация

Не стоит забывать об одном риске IT-компании — «забытой» автоматизации

Forbes
Надо радоваться Надо радоваться

Оксана Лаврентьева уверяет: любые кризисы – вовсе не повод предаваться унынию

VOICE
Взять вино на себя Взять вино на себя

Почему гибрид – это свобода, а электромобиль – скорее наоборот

Автопилот
Учите меня жить Учите меня жить

Коуч: что это за специалист и как он на самом деле может помочь?

VOICE
«Мораль. О восстановлении общего блага в эпоху разобщенности» «Мораль. О восстановлении общего блага в эпоху разобщенности»

Чем опасны одиночество и социальная изоляция

N+1
Из истории британской  Московской  компании Из истории британской  Московской  компании

В середине XVI века Ричард Ченслор открыл новый торговый путь

Наука и техника
Северный полюс – 2024. Новые рекорды Северный полюс – 2024. Новые рекорды

В июле 2024 г. Федор Конюхов и Игорь Потапкин путешествовали к Северному полюсу

Наука и техника
Сэкономьте на химчистке! Вот что нужно знать для стирки пальто и пуховика в домашних условиях Сэкономьте на химчистке! Вот что нужно знать для стирки пальто и пуховика в домашних условиях

Как постирать зимнюю верхнюю одежду дома?

ТехИнсайдер
Времен связующая нить Времен связующая нить

Как в трудные времена вышивка помогает не терять присутствие духа

КАНТРИ Русская азбука
От Аристотеля до Альтмана: почему «эмерджентность» — ключевой термин для понимания ИИ От Аристотеля до Альтмана: почему «эмерджентность» — ключевой термин для понимания ИИ

Веками продолжавшиеся споры вокруг понятия эмерджентности

Forbes
Как проверить скорость SSD на запись и чтение Как проверить скорость SSD на запись и чтение

Программы для проверки скорости работы твердотельного накопителя

CHIP
«В реальности жести побольше» «В реальности жести побольше»

Зака Абдрахманова о своем дебюте «Папа умер в субботу»

Weekend
Будь как Элтон Джон: почему люди отказываются от новых смартфонов ради ретрогаджетов Будь как Элтон Джон: почему люди отказываются от новых смартфонов ради ретрогаджетов

Что такое цифровая усталость и почему люди переходят на кнопочные телефоны

Forbes
Сергей Бондарчук Сергей Бондарчук

Правила жизни режиссера Сергея Бондарчука

Правила жизни
Как Нобелевская премия по литературе становится проклятием для писателей Как Нобелевская премия по литературе становится проклятием для писателей

Нобелевская премия порой приносит с собой не только славу, но и крах карьеры

Psychologies
Дорогу главной! Дорогу главной!

7 прав, которые у тебя есть при встрече с инспектором ГАИ

Лиза
«Багров – убийца, который покрошил за брата пол-Петербурга» «Багров – убийца, который покрошил за брата пол-Петербурга»

Артем Быстров о 1990-х и перевоплощении в таежного охотника

Правила жизни
Утилистический прием Утилистический прием

Как Константин Вагинов изобрел безотходную переработку прошлого

Weekend
Экономике предложили альтернативы Экономике предложили альтернативы

Как возможное ухудшение макроэкономической ситуации повлияет на АПК

Агроинвестор
Зачем люди делают громкий выхлоп на машине Зачем люди делают громкий выхлоп на машине

Люди решили спросить спонсоров бессонницы и владельцев громкого выхлопа напрямую

Maxim
Как перестать бояться того, что родители стареют: 5 шагов Как перестать бояться того, что родители стареют: 5 шагов

Как побороть страх перед родительской старостью?

Psychologies
Такой разный стресс Такой разный стресс

Чем полезен и вреден стресс для организма?

Здоровье
В России набирает популярность сериал «Лихие» про девяностые: почему мы вспоминаем эту эпоху с ностальгией? В России набирает популярность сериал «Лихие» про девяностые: почему мы вспоминаем эту эпоху с ностальгией?

Почему россияне уже не первый год так увлечены девяностыми?

Psychologies
Открыть в приложении