Что нужно сделать, чтобы стать частным пилотом в России?

РБКБизнес

Малая авиация без мифов и предрассудков

Почему небо ближе, чем кажется, и что нужно сделать, чтобы стать частным пилотом в России

Автор: Клим Легчаков, частный пилот, независимый эксперт кафедры статистики экономического факультета МГУ, кандидат экономических наук

Разбираемся, чем интересно сообщество частных пилотов, можно ли в него попасть, с какими вызовами сталкивается авиация общего назначения и как решение накопившихся проблем способно помочь российской экономике.

Три мифа о полетах

Малая авиация окружена предрассудками, и главный из них — недоступность неба. Нельзя сказать, что покупка самолета доступна каждому, однако возможностей для того, чтобы освоить летные навыки, больше, чем кажется. Это доказывает численность сообщества пилотов в России.

  • Согласно исследованию, которое мы провели с коллегами из МГУ и S7 Training, сейчас в стране 10 176 человек обладают свидетельством частного пилота, или, как его называют за рубежом, Private Pilot License (PPL).

Такие цифры — далеко не предел. К примеру, в США PPL есть у 170 тыс. человек, в стране зарегистрировано 211 тыс. бортов. Много пилотов и в Европе. За рубежом даже есть такое явление, как аэродеревни: частные пилоты объединяются в группы инвесторов и строят себе коттеджные поселки с ангарами рядом с каждым домом под легкие самолеты с общей взлетно-посадочной полосой.

Не менее распространен миф о том, что учиться управлять самолетом — дело на целую жизнь. В действительности получить свидетельство частного пилота в авиационном учебном центре можно меньше чем за год. Есть и интенсивный вариант для жителей регионов, которые могут в режиме высокой нагрузки пройти теорию и летную подготовку всего за три месяца. Первый самостоятельный полет такие ученики совершают в среднем на 17-й час летной подготовки. А завершают обучение, имея в летной книжке в среднем 50 часов налета.

В последние годы мы все чаще слышим еще об одном мифе — воздушное пространство России закрыто для полетов. Это неправда: летать можно практически по всей стране. Есть несколько регионов, где установлены запреты, но это частные случаи. Чтобы понять, насколько небо свободно, достаточно воспользоваться Сервисом организации воздушного движения в России.

Ключевые проблемы и новые возможности

Мифы об авиации общего назначения возникают из-за нехватки осведомленности. Вообще недостаток знаний — одна из ключевых проблем всей сферы. Необходимо развивать информационные сервисы: мобильные приложения по мониторингу технического состояния судов, поиску вторых пилотов в маршруты и аренде бортов.

Безусловно, экономические санкции и рост валютного курса негативно повлияли на заказ и поставку легких и сверхлегких воздушных судов из-за рубежа. Выросли цены на самолеты и комплектующие, увеличились логистические издержки: это большая проблема для отрасли.

  • Вместе с тем открылись новые возможности для российских производителей. У частных пилотов в России есть запрос на новый однодвигательный самолет, который они будут готовы купить.

Мы опросили 100 пилотов из разных регионов страны, и они сами оценили оптимальную стоимость такого самолета в 10 млн руб. Для сравнения: сухопутный самолет с одним двигателем (не путать с бизнес-джетом) зарубежного или отечественного производства в технически исправном состоянии можно найти на вторичном рынке за 5–30 млн руб.

Пилотам, которые хотят приобрести новый самолет, рекомендую обращаться напрямую к производителям. Мой опыт общения с директорами российских авиазаводов выявил неожиданную возможность: предприятия готовы рассматривать коллективные заказы на разработку легких воздушных судов в количестве 5–10 экземпляров одного типа по стоимости от 100 млн руб. за партию. Иными словами, при должной кооперации пилоты смогут получить искомый двухместный однодвигательный самолет без излишеств в комплектации за 10 млн руб. и при этом загрузить заказами российскую промышленность.

Шаг на следующий уровень

Приобретение своего самолета — не единственный возможный сценарий: воздушное судно можно арендовать. Проведенный опрос показал: более чем у половины частных пилотов в России уже есть собственный самолет. Доля стоимости такого борта в их семейных активах не превышает 25%. Четверть владельцев готовы сдавать свои самолеты в аренду при наличии страховки.

  • Справедливо сказать, что сегодня мы стоим на заре развития рынка аренды легких воздушных судов в России: как только собственники и арендаторы найдут друг друга, оба смогут извлечь пользу из такого сотрудничества.

Для каждого пилота сейчас актуален вопрос оснащенности посадочных площадок. Важно наличие различных видов топлива и объектов рекреационной инфраструктуры. Сейчас состояние площадок разнится от региона к региону: чем ближе к Москве, тем обычно лучше оснащение. И это еще один шанс для бизнеса, который сможет зарабатывать на любви энтузиастов к небу, туризму и развитии частных деловых полетов.

Заметная проблема — отсутствие единообразия в правоприменительной практике воздушного законодательства. По отзывам владельцев самолетов из регионов, территориальные управления Росавиации не всегда трактуют законодательные нормы так, как их понимает федеральный орган. Эту проблему можно решить, если поставить такую задачу: мы верим, что новое поколение пилотов уже не узнает о том, с какими сложностями подчас сталкиваются командиры воздушных судов в отдельных регионах.

Развитие малой авиации в России не сравнимо с динамикой ее эволюции в развитых странах, но это можно исправить и вернуться в «гонку». Унаследованная советская инфраструктура — более 2,5 тыс. посадочных площадок — и имеющийся в стране технологический задел создают осязаемые перспективы. Достичь высоких позиций на международной арене реально при повышении инвестиционной активности в отрасли. А это будет возможно с приходом в авиацию большего количества частных пилотов и оперативного реагирования на их потребности со стороны регулирующих органов.

Увлечение небом и взлеты для бизнеса

Число россиян, осваивающих небо в личных целях, растет: Росавиация ежегодно выдает до 1,5 тыс. свидетельств.

  • Судя по нашему исследованию, пилот в России — это семейный мужчина в возрасте 40–45 лет. Это человек из верхнего среднего класса, с высшим, а в трети случаев с несколькими высшими образованиями, либо с ученой степенью. Обычно это топ-менеджер крупной компании или управляющий собственным бизнесом.

Частными пилотами часто становятся люди из бизнес-сообщества. Это неудивительно, ведь летные навыки позволяют развиваться в неожиданных направлениях. Готовясь к тому, чтобы получить PPL, человек формирует для себя новую картину мира, обогащается знаниями в области аэродинамики, метеорологии, воздушной навигации. Будущие пилоты получают общее представление о техническом устройстве летательных аппаратов, изучают организацию воздушного движения и правила радиообмена, учатся разбираться в психофизиологических возможностях человека.

Повышается качество планирования и прогнозирования разных событий, тренируется навык принятия управленческих решений в режиме цейтнота и ограниченности информации. Это здорово помогает в управлении бизнесом. К тому же по завершении обучения выпускники расширяют круг общения, формируя новые деловые и дружеские связи с людьми из разных сфер.

Если человек чувствует, что готов выйти на новый уровень личностного развития и при этом уже состоялся в своей профессии, то получение пилотского свидетельства станет нестандартной и очень увлекательной альтернативой очередному витку бизнес-образования.

Фото: Михаил Гребенщиков / РБК

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Cтенка на стенку Cтенка на стенку

Чем стрит-арт отличается от вандализма?

Правила жизни
Настоящее прошлое Настоящее прошлое

Новые методы позволяют палеонтологам выяснить подробности ушедших эпох

Вокруг света
Бот из машины Бот из машины

Как биороботы оживают и меняют мир технологий

РБК
Прошу к барьеру! Прошу к барьеру!

Можно ли доверять презервативу полностью в деле защиты от инфекций?

Лиза
Шерстяные аристократы: все самое важное и интересное, что следует знать о британских кошках Шерстяные аристократы: все самое важное и интересное, что следует знать о британских кошках

Чем британские коты отличаются от своих сородичей?

ТехИнсайдер
3 фактора, снижающих либидо у женщин: что делать 3 фактора, снижающих либидо у женщин: что делать

Что влияет на женское либидо и получение удовольствия от секса?

Psychologies
Абсент для горечи и картофель для текстуры — как приготовить идеальный джин-тоник Абсент для горечи и картофель для текстуры — как приготовить идеальный джин-тоник

Почему джин-тоник такой популярный, в каких пропорциях смешивать ингридиенты?

СНОБ
Autodesk ушел в историю: чем заменить? Autodesk ушел в историю: чем заменить?

Американская компания Autodesk покинула российский рынок еще в 2022 году

Наука и техника
Что такое адаптивный круиз-контроль и чем он отличается от обычного Что такое адаптивный круиз-контроль и чем он отличается от обычного

Адаптивный круиз-контроль: что за устройство, в чем сильные и слабые стороны?

РБК
Он написал самоубийство Он написал самоубийство

Как цензурные запреты помогли «Вертеру» Гёте стать главным романом эпохи

Weekend
«Жертвы» одного хита: как складываются судьбы музыкантов с одной популярной песней «Жертвы» одного хита: как складываются судьбы музыкантов с одной популярной песней

Psychologies вспоминает судьбы нескольких «артистов одного хита»

Psychologies
«Водородная эйфория» закончилась: почему этот источник энергии не спасет планету «Водородная эйфория» закончилась: почему этот источник энергии не спасет планету

Почему «водородная энергия» оказалась лишь иллюзией?

Forbes
Богатство не для всех Богатство не для всех

Почему в мире растет разрыв в доходах

РБК
«Как же бесит!»: почему партнер начинает раздражать и как с ним ужиться «Как же бесит!»: почему партнер начинает раздражать и как с ним ужиться

Могут ли приступы раздражения на партнера поставить под угрозу отношения двоих?

Psychologies
Все тесней становится в Мировом, но не мирном океане Все тесней становится в Мировом, но не мирном океане

Количество бороздящих морские просторы судов растет год от года

Наука и техника
Средство достижения цели, препятствие или враг: как вы относитесь к настоящему времени — и почему это важно Средство достижения цели, препятствие или враг: как вы относитесь к настоящему времени — и почему это важно

Чем важен навык жить настоящим? И что мешает нам его развить?

Psychologies
Изобретательская работа как путь к инновациям Изобретательская работа как путь к инновациям

Преимущества изобретательской деятельности и вопросы, связанные с патентованием

Наука и техника
Родитель своим родителям: что делать, если в семейной системе нарушены роли Родитель своим родителям: что делать, если в семейной системе нарушены роли

Знакома ли вам ситуация, когда ребенок в семье занимает место взрослого?

Psychologies
Множество измерений Множество измерений

Новый перевод эссе Чарльза Хинтона «Множество измерений»

Наука и жизнь
Почему капитанский мостик находится в корме, если с носа обзор лучше Почему капитанский мостик находится в корме, если с носа обзор лучше

Где должен быть установлен капитанский мостик — на корме или на носу корабля?

ТехИнсайдер
8 книг про настоящих шпионов 8 книг про настоящих шпионов

Реальные истории разведчиков из разных стран, включая КГБ, ЦРУ и «Моссад»

СНОБ
«Его три дочери»: драма о сестринстве с Элизабет Олсен, Наташей Лионн и Кэрри Кун «Его три дочери»: драма о сестринстве с Элизабет Олсен, Наташей Лионн и Кэрри Кун

Как фильм «Его три дочери» переосмысляет тему сестринства

Forbes
«История двух сестер»: что нужно знать про корейского режиссера Ким Джиуна «История двух сестер»: что нужно знать про корейского режиссера Ким Джиуна

Фильм Ким Джиуна оказал огромное влияние на корейский кинематограф

СНОБ
Как общаться с партнером, чтобы не разрушить отношения Как общаться с партнером, чтобы не разрушить отношения

Почему мы не можем найти взаимопонимание в отношениях?

Psychologies
Елена Образцова. Непобедимая Елена Образцова. Непобедимая

«У нее Графиня могла быть строгой, могла быть старой, немощной, веселой»

Караван историй
Искусственный отбор: что не так с венчурными фондами в России Искусственный отбор: что не так с венчурными фондами в России

Почему российский венчурный рынок пока существенно отстает от мировых лидеров

Forbes
Азбучные неистины Азбучные неистины

Перечислим несколько «азбучных истин» из учебников, опровергнутых временем

Вокруг света
Что стало вдохновением для Джокера Хита Леджера? Узнайте о пугающем художнике Фрэнсисе Бэконе! Что стало вдохновением для Джокера Хита Леджера? Узнайте о пугающем художнике Фрэнсисе Бэконе!

Как Фрэнсис Бэкон повлиял на образ Джокера в "Темном рыцаре"?

ТехИнсайдер
Взять вино на себя Взять вино на себя

Почему гибрид – это свобода, а электромобиль – скорее наоборот

Автопилот
Ученые рассказали о «клетке Шрека» в мозге людей! Вот как она влияет на память Ученые рассказали о «клетке Шрека» в мозге людей! Вот как она влияет на память

Как отдельные клетки мозга в гиппокампе реагируют на имена известных людей

ТехИнсайдер
Открыть в приложении