Что нужно сделать, чтобы стать частным пилотом в России?

РБКБизнес

Малая авиация без мифов и предрассудков

Почему небо ближе, чем кажется, и что нужно сделать, чтобы стать частным пилотом в России

Автор: Клим Легчаков, частный пилот, независимый эксперт кафедры статистики экономического факультета МГУ, кандидат экономических наук

Разбираемся, чем интересно сообщество частных пилотов, можно ли в него попасть, с какими вызовами сталкивается авиация общего назначения и как решение накопившихся проблем способно помочь российской экономике.

Три мифа о полетах

Малая авиация окружена предрассудками, и главный из них — недоступность неба. Нельзя сказать, что покупка самолета доступна каждому, однако возможностей для того, чтобы освоить летные навыки, больше, чем кажется. Это доказывает численность сообщества пилотов в России.

  • Согласно исследованию, которое мы провели с коллегами из МГУ и S7 Training, сейчас в стране 10 176 человек обладают свидетельством частного пилота, или, как его называют за рубежом, Private Pilot License (PPL).

Такие цифры — далеко не предел. К примеру, в США PPL есть у 170 тыс. человек, в стране зарегистрировано 211 тыс. бортов. Много пилотов и в Европе. За рубежом даже есть такое явление, как аэродеревни: частные пилоты объединяются в группы инвесторов и строят себе коттеджные поселки с ангарами рядом с каждым домом под легкие самолеты с общей взлетно-посадочной полосой.

Не менее распространен миф о том, что учиться управлять самолетом — дело на целую жизнь. В действительности получить свидетельство частного пилота в авиационном учебном центре можно меньше чем за год. Есть и интенсивный вариант для жителей регионов, которые могут в режиме высокой нагрузки пройти теорию и летную подготовку всего за три месяца. Первый самостоятельный полет такие ученики совершают в среднем на 17-й час летной подготовки. А завершают обучение, имея в летной книжке в среднем 50 часов налета.

В последние годы мы все чаще слышим еще об одном мифе — воздушное пространство России закрыто для полетов. Это неправда: летать можно практически по всей стране. Есть несколько регионов, где установлены запреты, но это частные случаи. Чтобы понять, насколько небо свободно, достаточно воспользоваться Сервисом организации воздушного движения в России.

Ключевые проблемы и новые возможности

Мифы об авиации общего назначения возникают из-за нехватки осведомленности. Вообще недостаток знаний — одна из ключевых проблем всей сферы. Необходимо развивать информационные сервисы: мобильные приложения по мониторингу технического состояния судов, поиску вторых пилотов в маршруты и аренде бортов.

Безусловно, экономические санкции и рост валютного курса негативно повлияли на заказ и поставку легких и сверхлегких воздушных судов из-за рубежа. Выросли цены на самолеты и комплектующие, увеличились логистические издержки: это большая проблема для отрасли.

  • Вместе с тем открылись новые возможности для российских производителей. У частных пилотов в России есть запрос на новый однодвигательный самолет, который они будут готовы купить.

Мы опросили 100 пилотов из разных регионов страны, и они сами оценили оптимальную стоимость такого самолета в 10 млн руб. Для сравнения: сухопутный самолет с одним двигателем (не путать с бизнес-джетом) зарубежного или отечественного производства в технически исправном состоянии можно найти на вторичном рынке за 5–30 млн руб.

Пилотам, которые хотят приобрести новый самолет, рекомендую обращаться напрямую к производителям. Мой опыт общения с директорами российских авиазаводов выявил неожиданную возможность: предприятия готовы рассматривать коллективные заказы на разработку легких воздушных судов в количестве 5–10 экземпляров одного типа по стоимости от 100 млн руб. за партию. Иными словами, при должной кооперации пилоты смогут получить искомый двухместный однодвигательный самолет без излишеств в комплектации за 10 млн руб. и при этом загрузить заказами российскую промышленность.

Шаг на следующий уровень

Приобретение своего самолета — не единственный возможный сценарий: воздушное судно можно арендовать. Проведенный опрос показал: более чем у половины частных пилотов в России уже есть собственный самолет. Доля стоимости такого борта в их семейных активах не превышает 25%. Четверть владельцев готовы сдавать свои самолеты в аренду при наличии страховки.

  • Справедливо сказать, что сегодня мы стоим на заре развития рынка аренды легких воздушных судов в России: как только собственники и арендаторы найдут друг друга, оба смогут извлечь пользу из такого сотрудничества.

Для каждого пилота сейчас актуален вопрос оснащенности посадочных площадок. Важно наличие различных видов топлива и объектов рекреационной инфраструктуры. Сейчас состояние площадок разнится от региона к региону: чем ближе к Москве, тем обычно лучше оснащение. И это еще один шанс для бизнеса, который сможет зарабатывать на любви энтузиастов к небу, туризму и развитии частных деловых полетов.

Заметная проблема — отсутствие единообразия в правоприменительной практике воздушного законодательства. По отзывам владельцев самолетов из регионов, территориальные управления Росавиации не всегда трактуют законодательные нормы так, как их понимает федеральный орган. Эту проблему можно решить, если поставить такую задачу: мы верим, что новое поколение пилотов уже не узнает о том, с какими сложностями подчас сталкиваются командиры воздушных судов в отдельных регионах.

Развитие малой авиации в России не сравнимо с динамикой ее эволюции в развитых странах, но это можно исправить и вернуться в «гонку». Унаследованная советская инфраструктура — более 2,5 тыс. посадочных площадок — и имеющийся в стране технологический задел создают осязаемые перспективы. Достичь высоких позиций на международной арене реально при повышении инвестиционной активности в отрасли. А это будет возможно с приходом в авиацию большего количества частных пилотов и оперативного реагирования на их потребности со стороны регулирующих органов.

Увлечение небом и взлеты для бизнеса

Число россиян, осваивающих небо в личных целях, растет: Росавиация ежегодно выдает до 1,5 тыс. свидетельств.

  • Судя по нашему исследованию, пилот в России — это семейный мужчина в возрасте 40–45 лет. Это человек из верхнего среднего класса, с высшим, а в трети случаев с несколькими высшими образованиями, либо с ученой степенью. Обычно это топ-менеджер крупной компании или управляющий собственным бизнесом.

Частными пилотами часто становятся люди из бизнес-сообщества. Это неудивительно, ведь летные навыки позволяют развиваться в неожиданных направлениях. Готовясь к тому, чтобы получить PPL, человек формирует для себя новую картину мира, обогащается знаниями в области аэродинамики, метеорологии, воздушной навигации. Будущие пилоты получают общее представление о техническом устройстве летательных аппаратов, изучают организацию воздушного движения и правила радиообмена, учатся разбираться в психофизиологических возможностях человека.

Повышается качество планирования и прогнозирования разных событий, тренируется навык принятия управленческих решений в режиме цейтнота и ограниченности информации. Это здорово помогает в управлении бизнесом. К тому же по завершении обучения выпускники расширяют круг общения, формируя новые деловые и дружеские связи с людьми из разных сфер.

Если человек чувствует, что готов выйти на новый уровень личностного развития и при этом уже состоялся в своей профессии, то получение пилотского свидетельства станет нестандартной и очень увлекательной альтернативой очередному витку бизнес-образования.

Фото: Михаил Гребенщиков / РБК

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

К духам воды К духам воды

Шаманизм — важная составляющая жизни бурят. Каждый обряд проходит по-разному

Seasons of life
«Буквально держится на краске»: неочевидные факты о том, как сохраняют Эйфелеву башню «Буквально держится на краске»: неочевидные факты о том, как сохраняют Эйфелеву башню

Чем автомобильные выхлопы вредят Эйфелевой башне?

ТехИнсайдер
Константин Фурсов: «Вдруг оказалось, что наука в России есть» Константин Фурсов: «Вдруг оказалось, что наука в России есть»

Почему не на все вопросы ученые могут дать ответы

РБК
Режиссер Никита Власов — о сериале «Комбинация», работе с Никитой Кологривым и экранизации Пушкина Режиссер Никита Власов — о сериале «Комбинация», работе с Никитой Кологривым и экранизации Пушкина

Никита Власов о мистике, Никите Кологривом, двух кусочках колбаски и Бетховене

СНОБ
Десерт, который свел с ума весь мир: в чем феномен дубайского шоколада и как его приготовить Десерт, который свел с ума весь мир: в чем феномен дубайского шоколада и как его приготовить

В чем же секрет сладости, штурмом захватившей интернет, и каков ее рецепт?

ТехИнсайдер
Гигант микрофинансирования Гигант микрофинансирования

Чем прославился глава временного правительства Бангладеш

Деньги
Ростов Великий: Личный опыт Ростов Великий: Личный опыт

Еще один взгляд на Ростов: сквозь автомобильное окно

КАНТРИ Русская азбука
Самый расцвет: как живые цветы стали одним из главных новых трендов в моде и дизайне Самый расцвет: как живые цветы стали одним из главных новых трендов в моде и дизайне

Почему люди по всему миру готовы оформлять подписку на букеты и носить розы

Forbes
«Мораль. О восстановлении общего блага в эпоху разобщенности» «Мораль. О восстановлении общего блага в эпоху разобщенности»

Чем опасны одиночество и социальная изоляция

N+1
«Слава Богу, что я на земле без отчизны остался» «Слава Богу, что я на земле без отчизны остался»

Знал ли Бродский, стоя в аэропорту, что никогда больше не увидит родителей?

Дилетант
Чувствительная милиционерка Чувствительная милиционерка

«Сантош»: драма о невозможности правосудия

Weekend
Не плачь, ты же мужчина! Почему сильный пол избегает походов к врачу и как это сокращает жизнь Не плачь, ты же мужчина! Почему сильный пол избегает походов к врачу и как это сокращает жизнь

Стремление соответствовать образу «настоящего мужчины» может стоить вам жизни

ТехИнсайдер
На чем цвет стоит На чем цвет стоит

Осени к лицу желтый цвет, чего не скажешь о ваших зубах. Как сделать их белыми?

Men Today
Какие книги помогут разобраться во французском искусстве XVII–XIX веков — рекомендации от Пушкинского музея Какие книги помогут разобраться во французском искусстве XVII–XIX веков — рекомендации от Пушкинского музея

Лучшие книги о французском искусстве XVII–XIX веков

СНОБ
Кострома Кострома

Кострома — квинтэссенция русской жизни

КАНТРИ Русская азбука
Как написаны «Старосветские помещики»: отрывок из книги Как написаны «Старосветские помещики»: отрывок из книги

Отрывок из книги «Базаров порезал палец»

СНОБ
Станция биологического мониторинга качества воды Станция биологического мониторинга качества воды

Как пресноводные раки помогают ученым определять токсичность воды

Санкт-Петербургский университет
Дизайнер Никита Калмыков — про свой бренд ODOR, реализм и вдохновение — интервью на «Снобе» Дизайнер Никита Калмыков — про свой бренд ODOR, реализм и вдохновение — интервью на «Снобе»

Никита Калмыков о фаст-фешене, старинных кружевах и объемах продаж

СНОБ
От подполья до экранизаций на Netflix: как китайская научная фантастика покоряет мир От подполья до экранизаций на Netflix: как китайская научная фантастика покоряет мир

Почему мало кто за пределами КНР слышал об азиатском сай-фае

Forbes
Ученые прошлого —   ученым настоящего Ученые прошлого —   ученым настоящего

Выпускники СПбГУ не раз становились лауреатами престижных премий

Санкт-Петербургский университет
Палеонтологи нашли родственников европейских драконов-ольма в Казахстане Палеонтологи нашли родственников европейских драконов-ольма в Казахстане

У современных амфибий-драконов нашлись древние родственники

ТехИнсайдер
Древний скелет позволил ученым разгадать тайну формирования населения Японии! Древний скелет позволил ученым разгадать тайну формирования населения Японии!

Современный геном Японии сформировался из протокорейцев и населения Дзёмон

ТехИнсайдер
Гора меняет человека Гора меняет человека

Зачем основателю архитектурного бюро SIO лезть в гору с рюкзаком

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Что делать, если выбрал не ту профессию: 3 рекомендации от профориентолога Что делать, если выбрал не ту профессию: 3 рекомендации от профориентолога

Как построить новую успешную карьеру, если со старой не сложилось?

Psychologies
Дело валютчиков: как в СССР судили подпольных миллионеров Дело валютчиков: как в СССР судили подпольных миллионеров

Уникальное дело «королей» валютного мира СССР

ТехИнсайдер
Первый митинг хунвейбинов Первый митинг хунвейбинов

«Убивайте, убивайте их!» — призывали китайские газеты…

Дилетант
«Мне хотелось уйти от своей интеллигентности» «Мне хотелось уйти от своей интеллигентности»

О съемках и потребности играть антагонистов — в беседе с актером Павлом Поповым

OK!
Мульт-психолог: как воспитать в ребенке эмпатию на примере анимационных фильмов Мульт-психолог: как воспитать в ребенке эмпатию на примере анимационных фильмов

Какие мультики помогают детям формировать эмоциональный интеллект

Psychologies
Башенные и безбашенные Башенные и безбашенные

Актуальные часы на башнях и стенах столицы

Men Today
Рассеянный склероз повысил риск развития рака мочевого пузыря и матки Рассеянный склероз повысил риск развития рака мочевого пузыря и матки

С рассеянным склерозом имеется повышенный риск рака мочевого пузыря и матки

N+1
Открыть в приложении