«Бульдозерная» выставка — переломное событие в истории отечественного искусства

ДилетантИстория

Два часа на «открытом воздухе»

Евгения Гершкович

Маргарита Тупицына, Владимир Немухин,Виктор Тупицын, Сергей Бордачёвна «бульдозерной выставке».15 сентября 1974 года

Ярким событием брежневской эпохи, а в истории отечественного искусства переломным, стала несанкционированная выставка, получившая название «бульдозерной». Обстоятельства планирования и проведения мероприятия, полувековой юбилей которого отмечается в этом году, уже вошли в анналы и обросли мифами вроде плавающего от 24 до трёх сотен числа участников.

Контекст

«Оттепель» закончилась ещё десятилетие назад. Уклоняющихся от общественно полезного труда тунеядцев, бездельников и паразитов статья 209 Уголовного кодекса РСФСР продолжала отправлять в отдалённые губернии. Как, например не вставшего на путь честной трудовой жизни поэта Бродского сослали в деревню Норинскую.

Казалось бы, жива ещё память о прошедшей в Сокольниках Национальной американской выставке 1959 года, где советскому зрителю показали работы Эдварда Хоппера, Джексона Поллока, Исаму Ногучи и прочих лидеров абстракционизма, экспрессионизма и поп-культуры, но отечественное неофициальное искусство продолжало влачить полулегальное существование.

Вход в павильон «Американской национальной выставки». Сокольники, 1959 год

Никто, разумеется, не забыл о скандале 1962 года в Манеже на выставке по случаю 30-летия МОСХа. Но художники несвободной страны всё же умудрялись оставаться свободными людьми. Была создана альтернативная структура со своими течениями, квартирными выставками, домашними салонами, коллекционерами, преимущественно западными, и даже негосударственным музеем. Именно такой статус неофициально имела коллекция Александра Глезера, по образованию инженера-нефтяника, зарабатывающего переводами с грузинского на русский.

Вот как квартиру Глезера в стандартной девятиэтажной «хрущобе» описывал его друг, психиатр и фотохудожник Юрий Штерн: «… всё на месте: окна, двери, туалет, ванная, кухня, спальня, гостиная. Всё это было. Не было только признаков жилья. Стены с обшарпанными, свисающими клочьями обоев во всех трёх комнатах от пола до потолка увешаны прижатыми друг к другу встык картинами Немухина, Жарких, Рабина, Штейнберга, Свешникова, Вечтомова». Критик Виктор Агамов-Тупицын называл выбор Глезера «винегретом для глаз».

Александр Глезер

Выставки андеграундных художников уже проходили в Европе, их имена мелькали на страницах западной прессы, а на родине критические фельетоны их называли жрецами помойки, а работы — «гнуснейшей пачкотнёй наихудшего абстракционистского толка» («Московский комсомолец», 29 сентября 1960 года).

На этом мрачном фоне делались попытки организовать легальные выставки в Москве. В клубе «Дружба» на шоссе Энтузиастов 22 января 1967 года Александр Глезер и Оскар Рабин (один из основателей художественной группы «Лианозово») собрали работы дюжины художников, более-менее полно представляющих тенденции тогдашней неофициальной живописи, — Анатолия Зверева, Владимира Немухина, Дмитрия Плавинского, Эдуарда Штейнберга, Лидии Мастерковой и других.

Оскар Рабин

Чтобы избежать вмешательства начальства НИИ, в ведомстве которого состояла «Дружба», вернисаж назначили на воскресенье. Выставка продлилась не более двух часов, ровно до разгона сотрудниками КГБ под предлогом запланированного киносеанса. Глезера обвинили в том, что он якобы является слепым орудием ЦРУ и организатором диверсии.

Как писал потом Оскар Рабин, «начальство так и не поняло, что истинным виновником скандала было оно само. Не закрылась бы выставка, не было бы никакого шума вокруг неё. А теперь, конечно же, иностранные корреспонденты сообщили своим агентствам о случившемся. В Москве только и было разговору, что о сорванной выставке, о нас передавали Би-Би-Си и другие западные радиостанции. Мы становились несправедливо гонимыми жертвами. Кстати, в будущем всё повторилось: мы снова устраивали выставки, начальство снова со скандалом их закрывало. Получался какой-то заколдованный круг».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Страшное слово ОАС Страшное слово ОАС

Аббревиатура ОАС в начале 1960-х наводила ужас на всю Францию

Дилетант
Не целуйте любимых в уши! Из-за этого можно оглохнуть: вот что говорят эксперты Не целуйте любимых в уши! Из-за этого можно оглохнуть: вот что говорят эксперты

Вот как ваш поцелуй может сказаться на органах слуха любимого человека

ТехИнсайдер
Все против всех Все против всех

Не пытка, а силовой допрос. Не война, а операция по поддержанию порядка…

Дилетант
Засыпать карьеру Засыпать карьеру

Перипетии непредсказуемой актерской судьбы на примере известных фильмов

Правила жизни
Дорога в «парадиз» Дорога в «парадиз»

В августе 1700 года Пётр начал, без объявления, войну со Швецией

Дилетант
Богатство не для всех Богатство не для всех

Почему в мире растет разрыв в доходах

РБК
21 год сражений 21 год сражений

Северная война полностью изменила географию Балтийского региона

Дилетант
Китайская доходность: что происходит с облигациями в юанях Китайская доходность: что происходит с облигациями в юанях

Рынок юаневых облигаций мог бы заменить закрытый рынок евробондов

Forbes
«Одним меньше стало» «Одним меньше стало»

Какую палитру мнений вызвала кончина главы советского правительства?

Дилетант
Африканские маски в Москве Африканские маски в Москве

Маски, затягивающие в свой потаенный запредельный мир колдовства и мистики…

Знание – сила
Выиграть жену Выиграть жену

Интеллектуальные игры сопровождали калмыков с детства

Вокруг света
Не только Соболев. Главные предательства в истории футбола Не только Соболев. Главные предательства в истории футбола

Фигу, Тевес, Роналдо, и другие футболисты, перешедшие к ненавистным соперникам

СНОБ
Первая леди Первая леди

Как революционная феминистка стала лицом советской дипломатии

Дилетант
«Всю жизнь мне нравилось сочинять истории» «Всю жизнь мне нравилось сочинять истории»

Как любовь к кино определила карьеру режиссера и сценариста Никиты Власова

Правила жизни
На разных языках На разных языках

Отношение к религии у советской власти было всегда негативным

Дилетант
Мыльный кутюр Мыльный кутюр

«Модный дом»: скандалы, интриги и повестка фэшн-индустрии

Weekend
Меню последнего обеда Меню последнего обеда

Вечер 3 марта 1917 года в царском поезде…

Дилетант
Посмотрел и обсуждаю Посмотрел и обсуждаю

Как появляются любимые зрителями истории и сколько сегодня стоит идея

Правила жизни
За что мы любим The Cure: чертова дюжина синглов великой группы За что мы любим The Cure: чертова дюжина синглов великой группы

Знаковые синглы группы The Cure и ее непростой путь

СНОБ
Как подготовить машину к зиме: советы экспертов Как подготовить машину к зиме: советы экспертов

Ценные советы, которые помогут защитить транспорт от зимних катаклизмов

Maxim
Гигант микрофинансирования Гигант микрофинансирования

Чем прославился глава временного правительства Бангладеш

Деньги
«Революции мирового большинства мы на базе БРИКС пока не увидим» «Революции мирового большинства мы на базе БРИКС пока не увидим»

Почему не стоит вмешиваться в естественную эволюцию БРИКС

Монокль
Любовь и эволюция в искусстве. О чем говорили на дискуссии «Сноба» на Cosmoscow Любовь и эволюция в искусстве. О чем говорили на дискуссии «Сноба» на Cosmoscow

На ярмарке Cosmoscow прошла дискуссия на тему вечного и актуального в искусстве

СНОБ
Надежная защита Надежная защита

Как помочь организму ребенка подготовиться к холодам?

Лиза
Цена слова Цена слова

Долгое время конфликт 1954–1962 годов оставался для Франции просто «событиями»

Дилетант
Николай Островский Николай Островский

У Николая Островского война гражданская, а тюрьма герою не выпала

Дилетант
Андрей Баранников: Сейчас нет «березок» и «балалаек» в национальной повестке, этот лубок остался позади Андрей Баранников: Сейчас нет «березок» и «балалаек» в национальной повестке, этот лубок остался позади

Что нельзя и что нужно доверять ИИ в сфере коммуникации

СНОБ
В Испании выделили еще одну индустрию начального этапа верхнего палеолита В Испании выделили еще одну индустрию начального этапа верхнего палеолита

Археологи проанализировали каменные артефакты из памятника Куэва-Мильян

N+1
Трапа нет, багаж с собой: откуда у большого советского лайнера Ил-86 эти 3 странные особенности Трапа нет, багаж с собой: откуда у большого советского лайнера Ил-86 эти 3 странные особенности

​​​​​​​Все пассажирские самолеты устроены примерно одинаково, но не Ил-86

ТехИнсайдер
К чему снятся крысы: толкование образа по сонникам и мнение психолога К чему снятся крысы: толкование образа по сонникам и мнение психолога

Процветание и изобилие или предательство и подлость — к чему снятся крысы?

Psychologies
Открыть в приложении