«Часть наследия Орловой все-таки оказалась в Бахрушинском музее»

Коллекция. Караван историйРепортаж

Михаил Куницын: «Я всю ночь не спал в доме Орловой, думал, как спасти это все?»

Беседовала Анжелика Пахомова

Фото: Роман Устинов

«Еще до Баяновой увлечение пластинками познакомило меня с Геленой Великановой. Так же я пришел и к Антонине Ревельс, вдове Леонида Утесова. Она подарила мне купленные Утесовым в Париже пластинки. Конечно, я не мог знать Клавдию Шульженко, но общался с ее сыном, Игорем Владимировичем Кемпером. Так же получилось и с Орловой», — рассказывает журналист, биограф, коллекционер Михаил Куницын.

— Михаил, сейчас ты работаешь в программе «Время» на Первом канале, а вообще на телевидении уже много лет. И застал времена, когда там работали легенды. Расскажи, как все началось? Как попал в «Останкино»?

— Вся моя жизнь связана с телевидением и именно с информационной программой «Время». На ней я вырос, в ней состоялся, и все, что случилось в моей жизни дальше, — это все благодаря программе. Даже то, что меня приглашали работать на радио, делать там свою авторскую программу, тоже было связано именно с тем, что меня знали по работе в программе «Время». Уходил, потом вернулся, работал на разных позициях — администратором, ассистентом, режиссером, сейчас я шеф-координатор. Знаете, оттуда, именно как из гоголевской «Шинели», вышло огромное количество профессионалов, которые работают на всех каналах. А как все начиналось? Всю свою жизнь я занимаюсь коллекционированием пластинок. И если спрашивать о самом главном деле моей жизни, наверное, это собирательство, и оно определило все, что происходило.

Вроде бы, кажется, что такого особенного: ну собирает мальчик пластинки, ну слушает их. Мне всегда говорили: «Миша, ну вот почему ты не делаешь уроки, почему не занимаешься, ты что, собираешься всю жизнь слушать пластинки?» Я отвечал что-то — то, что от меня хотели услышать, — а про себя думал: «Вообще-то да, я пластинки собираюсь слушать всю свою жизнь». И так и получилось.

— Как же ты попал на телевидение? Сразу, после школы, понимал, что хочешь там работать?

— Не сразу. Какое-то время я учился в медицинском колледже, но потом его оставил. У меня не было ни боязни крови, ничего, просто понял, что это не мое. И оказался свободен в 20 лет. Подруга позвала меня в один из гуманитарных вузов. Я выбрал направление «режиссер информационных программ». Проучившись три месяца, понял, что это какая-то не очень серьезная организация: непонятно было, получим ли мы дипломы, и достаточно дорого стоило обучение. Тогда, в 1993 году, у всех была непростая финансовая ситуация.

Михаил Куницын и Алла Баянова на ее концерте в Театре эстрады, 2007 год. Фото: из архива М. Куницына

— Время тяжелое, да.

— Да. И однажды около института я увидел очаровательную блондинку, которая рылась в сумочке в поисках зажигалки. Какая-то интуиция подсказала мне подойти к ней и дать огоньку. Мы разговорились. И вдруг какое-то озарение мне подсказывает спросить: «Вы работаете на телевидении?» — «Да, а как ты догадался?» — «Я вас видел в пресс-баре», — сказал неожиданно для себя. А я, когда проходил практику в «Останкино» один-единственный раз, понял, что в пресс-бар, который там находится, приходят абсолютно все. И вдруг получаю предложение о работе в программе «Новости», так она тогда называлась. Девушка записывает мою фамилию и говорит приходить завтра в «Останкино».

На следующий день я приехал к телецентру, подаю свой паспорт в бюро пропусков, и мне выписывают пропуск. Спрашиваю: «А куда идти?» Мне говорят: «Ну как же, вот комната 1006». Я поднимаюсь по ступенькам, подхожу и вижу — это кабинет генерального директора «Новостей» Бориса Вениаминовича Непомнящего. А познакомился я, оказывается, с его секретарем Надей Хроленко.

Разумеется, мне нужно было еще пройти собеседование у главного режиссера программы, а ею оказалась легенда телевидения Калерия Кислова. И после нашего знакомства, состоявшегося тогда, более 30 лет назад, мы дружим по сей день. Так я пришел на телевидение. Тот институт, видимо, нужен был только для этого судьбоносного знакомства. Позже, уже работая, я отучился в Институте культуры и окончил кафедру кино и телевидения. А взяли меня на работу действительно даже без образования, практически после школы.

— А что это было тогда за телевидение — вот 1993 год? Оно уже было не советским, уже поменялось?

— Это было телевидение-поиск. Уникальное время перемен. Оно было уже не советским, хотя много исключительных личностей, таких как Валентина Леонтьева (знаменитая Тетя Валя), Игорь Кириллов, еще работали там. Но и таким, каким мы его видим сейчас, еще не стало. Это были первые рекламы на ТВ, первые передачи, у которых были спонсоры. Именно тогда, в начале девяностых, на экране зажигались новые яркие звезды и появились новые программы. Было непросто, как и всей стране. Но мне нравилось. Когда я пришел, был потрясен графиком день через два: день работаешь, два выходных. И в рабочие дни эфиры утром или вечером, а в выходные можно учиться или заниматься своими делами. Я о таком и не мечтал! Должность моя называлась старший администратор, по сути, помощник режиссера. Кто это такой? Опять же, вспоминая детство... Когда я ребенком смотрел программу «Время», диктор сидел на фоне карты и читал какое-то официальное сообщение. И вдруг за ним появлялась огромная рука, которая меняла карту. Кому принадлежала эта рука? Ответ я получил на своей работе: именно на эту должность пришел, моя задача была подбирать к эфиру заставки, фотографии, которые нужно было ставить на пюпитр и по команде режиссера в прямом эфире убирать и менять. На моих глазах все менялось, карты стали электронными. Но я еще помню, как мы собирали вручную фотографии в фототеках, делали фотофильмы. Потом все это перешло в цифру. В общем, мне было очень интересно. Но я никогда, тем не менее, не отказывался от своей любви к грамзаписи и к пластинкам, которые собирал, покупал. Когда у меня появилась возможность путешествовать по стране и за рубежом, то я отовсюду привозил их. Граммофонные пластинки тогда стоили копейки. Да и виниловые тоже. Это сейчас раритеты могут продавать за десятки и даже сотни тысяч.

Алла Баянова во время выступления, 1987 год. Фото: Игорь Михалев/РИА Новости

Но мне было интересно не просто купить пластинку. Хотелось узнавать о тех личностях, которые на обложке. Сейчас любую информацию можно найти в интернете. А тогда многие имена для меня вообще были терра инкогнита. Допустим, Алла Баянова, которую я обнаружил на пластинках, но ничего о ней не знал. Или Гелена Великанова... Интернета не было, надо было идти в какие-то библиотеки. Про эмигрантов узнать что-то было вообще невозможно. А люди интересовались. Когда в «Музыкальном киоске» у Элеоноры Беляевой показали приехавшую из-за границы Баянову, наутро в магазине пластинок на Калининском проспекте была очередь, как за сахаром по талонам. Это было в середине восьмидесятых. Кстати, эту программу вела иногда и Ангелина Вовк, с которой мы позже очень подружились. Так же как и с Баяновой, «румынской певицей», как было объявлено, которая на чистом русском языке сказала телезрителям: «Здравствуйте!» Она триумфально выступала с концертами в Театре эстрады, и мне папа смог только через ЦК достать билеты на ее концерт.

— Как же вы познакомились?

— В программе «Доброе утро», в тех выпусках, которые вела Арина Шарапова, я стал делать небольшую рубрику, посвященную ретромузыке, и предложил сделать интервью с Аллой Баяновой. Арина согласилась. Нашел телефон Баяновой, позвонил ей, и она сказала: «Что же, приходите ко мне домой, обсудим, о чем мы будем говорить». И вот с этого момента все закрутилось и завертелось. И, собственно, личное знакомство с Аллой Николаевной стало тем мостиком, что познакомил меня со многими легендарными артистами, о которых потом я рассказывал и в журнале «7 Дней». Например, еще до Баяновой увлечение пластинками познакомило меня с Геленой Великановой, это в начале 80-х годов. Я набирался наглости, находил телефоны: «Здравствуйте, я Миша, собираю ваши пластинки, хочу к вам прийти в гости, познакомиться». Приходил и знакомился. Так пришел к Антонине Ревельс, вдове Леонида Утесова. Она подарила мне купленные Утесовым в Париже пластинки Жозефины Бейкер — потрясающей певицы, удивительной женщины. Вдова великого артиста, Ревельс — скромная, обаятельная, чудесная совершенно женщина... Конечно, я не мог познакомиться с Клавдией Ивановной Шульженко, потому что она уже ушла из жизни. Но общался с ее сыном, Игорем Владимировичем Кемпером. Так же получилось и с Орловой... Хоть и — это смешно — в одной передаче написали, что я лично ее знал, видимо, молодым редакторам, которым по 20 лет, кажется, что все старше тридцати — примерно ровесники Орловой. Но я дружу, и для меня это большая честь, с внучатой племянницей Любови Орловой, театральным критиком и драматургом Нонной Юрьевной Голиковой, удивительной совершенно женщиной.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мария Куликова: «Мы расписались в МФЦ. Я была в спортивном костюме» Мария Куликова: «Мы расписались в МФЦ. Я была в спортивном костюме»

Мы все рефлексирующие ребята, особенно артисты, у нас вообще расшатанные нервы

Караван историй
«Извне»: зачем смотреть мрачный и загадочный сериал от создателей «Остаться в живых» «Извне»: зачем смотреть мрачный и загадочный сериал от создателей «Остаться в живых»

«Извне»: хоррор, который заслуживает вашего внимания

Forbes
Едем в сказку Едем в сказку

Куда отправиться в гости к сказочным персонажам летом? Выбор огромный

Лиза
Хеллоуинское чтиво: мистические триллеры и детективы Хеллоуинское чтиво: мистические триллеры и детективы

Книги, которые создадут мистическое настроение

Maxim
Иван Охлобыстин: «Янковский был дедом фанатичным, а я обычный дед» Иван Охлобыстин: «Янковский был дедом фанатичным, а я обычный дед»

В рождении и воспитании детей есть нечто высшее

Караван историй
Вечная мания завоеваний Вечная мания завоеваний

Александр Великий: «разорванный» портрет героя

Знание – сила
Что такое адаптивный круиз-контроль и чем он отличается от обычного Что такое адаптивный круиз-контроль и чем он отличается от обычного

Адаптивный круиз-контроль: что за устройство, в чем сильные и слабые стороны?

РБК
Почти «космос», только не плавает: как создавался последний супер-вездеход ЗИЛ Почти «космос», только не плавает: как создавался последний супер-вездеход ЗИЛ

ЗИЛ-4972: последний культовый вездеход завода имени Лихачёва

ТехИнсайдер
Как устроен фильм «Паразиты». Отрывок из книги о режиссере Пон Джун-хо Как устроен фильм «Паразиты». Отрывок из книги о режиссере Пон Джун-хо

Отрывок из книги корейского кинокритика Ли Дон-чжина «Миры Пон Джун-хо»

СНОБ
Никита Макаров: «Я не понимаю халтуры в искусстве» Никита Макаров: «Я не понимаю халтуры в искусстве»

Никита Макаров — о выставке в Пушкинском музее и поездках на Кольский полуостров

СНОБ
«Начинать нужно с пороха» «Начинать нужно с пороха»

Михаил Хубутия о форуме «ORЁLEXPO 2024» и проблемах отрасли товаров для охоты

Деньги
Хорошо забытое старое Хорошо забытое старое

Увидеть новый Ford и умереть? Ну, почти умереть – на обратном пути, от усталости

Автопилот
10 предметов, которые нельзя чистить средством для мытья стекол (хотя кажется, что можно) 10 предметов, которые нельзя чистить средством для мытья стекол (хотя кажется, что можно)

Каким предметам можно навредить жидкостью для мытья стекол?

VOICE
Гений вне морали, или Смертоносная красота. Как Оскар Уайльд и эстетизм проиграли современному миру Гений вне морали, или Смертоносная красота. Как Оскар Уайльд и эстетизм проиграли современному миру

За что викторианская эпоха выбрала Уайльда козлом отпущения

СНОБ
Новая модель ChatGPT o1: шаг вперед или не до конца проработанная революция? Новая модель ChatGPT o1: шаг вперед или не до конца проработанная революция?

ChatGPT o1 обещает стать большим прорывом в мире искусственного интеллекта

ТехИнсайдер
«110»: драма с Елизаветой Боярской, в которой преступление разделяет мать и дочь «110»: драма с Елизаветой Боярской, в которой преступление разделяет мать и дочь

«110»: фильм-высказывание о том, как мы разучились слышать друг друга

Forbes
Все тесней становится в Мировом, но не мирном океане Все тесней становится в Мировом, но не мирном океане

Количество бороздящих морские просторы судов растет год от года

Наука и техника
Элементы красоты Элементы красоты

Как улучшить состояние кожи при кожных заболеваниях – рекомендации нутрициолога

Лиза
Вопрос цены Вопрос цены

Как формируются индексы сырьевых товаров

Деньги
Джим лежа Джим лежа

Героические истории со съемок первых фильмов великих режиссеров

Правила жизни
«Физика — постоянный поиск новых взглядов и решений» «Физика — постоянный поиск новых взглядов и решений»

Как Сергей Микушев решил получать профессию в области физики

Санкт-Петербургский университет
Первый митинг хунвейбинов Первый митинг хунвейбинов

«Убивайте, убивайте их!» — призывали китайские газеты…

Дилетант
Дом для университета Дом для университета

История СПбГУ неразрывно связана со зданием Двенадцати коллегий

Санкт-Петербургский университет
Стенка на стенку Стенка на стенку

Если уж чем-то и мериться, то почему бы не... кремлями!

КАНТРИ Русская азбука
Где и зачем белых медведей сажают в тюрьму? Вам стоит узнать, как живут эти свирепые косолапые Где и зачем белых медведей сажают в тюрьму? Вам стоит узнать, как живут эти свирепые косолапые

Трудно представить, что медведи могут находиться в тюрьме, но они туда попадают

ТехИнсайдер
Ученые прошлого —   ученым настоящего Ученые прошлого —   ученым настоящего

Выпускники СПбГУ не раз становились лауреатами престижных премий

Санкт-Петербургский университет
Когда Европа была Китаем: чем закончилась старая война Ford против Volkswagen Когда Европа была Китаем: чем закончилась старая война Ford против Volkswagen

Как в XX веке Европа бросила вызов автомобильному концерну Америки

ТехИнсайдер
Самые шокирующие продукты, которые съедали домашние животные Самые шокирующие продукты, которые съедали домашние животные

Опрос выявил самые странные вещи, которые наши любимцы не против проглотить

ТехИнсайдер
Все по полочкам: действительно ли уборка делает нас счастливее Все по полочкам: действительно ли уборка делает нас счастливее

Рассказываем, помогает ли уборка «поймать дзен»

ТехИнсайдер
Вирусы: из врагов в союзники Вирусы: из врагов в союзники

Новые методы борьбы с онкологическими заболеваниями

Наука и техника
Открыть в приложении