Я актриса, которая может свою роль срежиссировать сама

Коллекция. Караван историйЗнаменитости

Елена Валюшкина: «Другой бы на моем месте сломался, а я выстояла»

«Я прошла через несколько стадий отношения к «Формуле любви», были и обожание, и абсолютное равнодушие. Сейчас понимаю, что это моя жизнь, от которой никуда не денусь, она всегда будет со мной. Зачем от нее открещиваться?!»

Олег Перанов

Фото: Елена Короткова/Из архива Е. Валюшкиной

Елена, почему вы называете фильм «Формула любви», который и сделал вас известной, проклятием для себя?

— Эту мысль высказал мой друг — медиум Данис Глинштейн, с которым мы познакомились, когда я вела передачу «Битва экстрасенсов». Он как-то сказал мне: «А если посмотреть на этот фильм с точки зрения твоей жизни?! Это же ее отражение!» Помните, как Калиостро, например, останавливал сердце? В моей жизни подобное случилось дважды, — помирала и воскрешалась. Конечно, когда я снималась в этом фильме, ни о чем подобном не думала, было интересно работать, тем более рядом с такими людьми, как Марк Захаров, Татьяна Пельтцер, Леонид Броневой, Александр Абдулов, Семен Фарада... Я прошла через несколько стадий отношения к «Формуле любви», были и обожание, и абсолютное равнодушие. Сейчас понимаю, что это моя жизнь, от которой никуда не денусь, она всегда будет со мной. Зачем от нее открещиваться?!

Ошибочно думают, что это мой первый фильм, ведь до этого я снялась в картине «Не хочу быть взрослым» потрясающего режиссера Юрия Чулюкина. Кстати, почему-то сейчас незаслуженно забытого, а ведь он снимал такие культовые фильмы, как «Неподдающиеся» или «Девчата». Я потом у него снималась еще в картине «Как стать счастливым». К слову, Чулюкин трагически погиб в Африке на кинофестивале, об этом мы с моим первым мужем услышали по радио «Голос Америки». Юрий Степанович защищал какую-то актрису от назойливых ухажеров и был сброшен в шахту лифта... Трагическая судьба. И мне обидно, что этого режиссера так редко упоминают.

А на съемках «Формулы...» никто ведь не знал, что из этого получится. Но когда драматург — Григорий Горин, а режиссер — Марк Захаров, когда снимается такая гениальная команда актеров, то, конечно, сознаешь, что это — событие. А для меня тем более. Естественно, попасть в такую картину оказалось большим счастьем. Понимаю, сколько было зависти, ведь на роль Марии Ивановны пробовались и другие актрисы.

На съемках Нодар Мгалоблишвили, игравший Калиостро, сломал ногу, и мне кажется, это тоже мистическая история. Срочно переписывали весь сценарий, ведь актер просто не мог ходить. Из-за этого двухсерийный фильм получился односерийным. В результате моя главная роль оказалась почти второстепенной, много сцен со мной было вычеркнуто.

Елена Валюшкина и Нодар Мгалоблишвили в фильме «Формула любви», 1984 год. Фото: Киноконцерн «Мосфильм»/Fotodom

Если говорить о самых недобрых пожеланиях, то даже предположить не могла, что такое получу от своего первого супруга. Я вышла замуж за своего педагога по театральному училищу, который был старше меня на 15 лет. После «Формулы любви» он практически отлучил меня от кино, ревновал, думал, что я уеду сниматься, закручу там роман с каким-нибудь актером и брошу его! А он, как в истории Пигмалиона с Галатеей, считал, что изваял из меня актрису. И это действительно так: после каждой премьеры в нашем театре к нему подходили и говорили: «Твоя лучше всех!» Поэтому, когда мне звонили с киностудий, он отвечал, что Валюшкина в кино сниматься больше не хочет. Но об этом я узнала намного позже. Десять лет не замечала, потому что была ведущей артисткой театра, много играла. Даже рада была, что в кино якобы не зовут, потому что у меня в театре выходило по две премьеры в год, я играла по 30 спектаклей в месяц. Утром репетировала, потом спала в гримерке, вечером играла спектакль. Домой приезжала только на ночь. Мне о кино даже задумываться некогда было... И вот однажды во время спектакля «Как важно быть серьезным», когда я готовилась выйти на сцену, открылась дверь в гримерку, оттуда мой муж прошипел: «Я тебя проклинаю, буду умирать, а тебя не прощу!» И дверь захлопнул. А все потому, что незадолго до этого сказала ему, что ухожу от него. Понимаете, я устала от ревности, от недоверия, это было невыносимо. Мне было запрещено общаться с друзьями, приводить их в гости, самой куда-либо ходить — это было очень тяжело... Когда я уходила от мужа, обнаружила, что все мои фотографии — студенческие, например — пропали. Леонид мне с усмешкой заявил, что просто сжег их. Сжег он и наши семейные фотографии, которые скопились за 11 лет совместной жизни. Помимо этого, забрал все золотые украшения, которые мне дарил, и даже подаренный им крестик, с которым приняла крещение. Вот тут я испугалась, пришла в церковь. И там батюшка мне сказал: «Он и будет всю жизнь нести этот крест»...

И вот еще что. Когда я пришла в его двухкомнатную квартиру, он жил с мамой. У меня же было свое жилье в Томилино Московской области, которое досталось мне от бабушки. Но я от него отказалась в пользу государства, чтобы прописаться у мужа, чтобы его с мамой жилищные условия улучшились. Тогда маме выделили отдельную жилплощадь. Самое любопытное, что через месяц после этого объявили приватизацию, не успела я свою однушку приватизировать. И, когда мы разводились, они мне квартиру не отдали, а я судиться не стала... У меня сейчас на троих с двумя детьми есть только одна квартира. Ее мы с дочерью решили отдать сыну Васе, а мы с Машей много лет снимаем дом в Подмосковье.

Параллельно с разводом начались проблемы со здоровьем.

У меня обнаружили гайморит. Сделали снимок и сказали, что надо чистить. На кафедре хирургии под местным наркозом мне сделали операцию. Я слышала, как профессор свои студентам на мне показывал, как устроены кости, хрящики, все объяснял. А я еще с открытым ртом умудрялась шутить, спрашивала, все ли они правильно сделали. А потом этот профессор сказал: «Зашивайте, я пошел». Открыла глаза и увидела вокруг себя студентов из Эфиопии. И вот три года спустя началось обострение. Снова чистка. И так каждые три года на протяжении 15 лет! Когда мне стало в очередной раз плохо, я согласилась на сложную операцию. И тогда во мне нашли оставленную теми эфиопскими студентами турунду. Хирург, помню, удивился, как я еще живу, когда столько лет во мне такое. Из-за ошибки каких-то студентов у меня теперь пожизненная свистопляска с этим. Тяжелая история.

Фото: Июлия Балацкая/из архива Е. Валюшкиной
Фото: Июлия Балацкая/из архива Е. Валюшкиной

— Как-то это отражается на работе?

— Я стараюсь не показывать вида. Знаешь, есть моя открытая жизнь — репетиции, спектакли, съемки, а есть закрытая — это пребывание в больницах, походы по прочим медицинским заведениям, операции. Трачу огромные деньги на врачей... Бывало, мне говорят: «Вам неделю надо в больнице полежать». Нет у меня свободной недели, максимум два дня. К удивлению докторов, встаю и иду дальше работать.

— Я читал, что в свое время в вашей жизни случился еще один медицинский удар: вам поставили диагноз «бесплодие»...

— Да-да, причем стопроцентное. А мы с моим вторым супругом (актер Александр Яцко. — Прим. ред.) очень хотели детей. Я перенесла несколько операций, во время одной случилась моя первая клиническая смерть. Помню, очнулась после наркоза, а врач мне говорит, что нужно переливание крови. «Зачем? Не хочу!» — заныла я. А он мне: «Детка, ты же была на том свете уже. Случилось второе твое рождение!»

А потом мы с мужем решились на ЭКО. Подсадку мне делали четыре раза, но после каждой процедуры я ехала играть в театр, потому что подводить никого не могла. А у меня премьера спектакля. Подписала в больнице отказную бумагу и уехала играть... И все-таки я родила двоих прекрасных детей, Васю и Машу, как это ни смешно, естественным способом. После ЭКО так устала, что решила: нет — значит нет, больше никакие подсадки делать не буду. И вскоре забеременела. Но в обоих случаях роды были сложными, мне делали кесарево сечение. При рождении Маши мы с ней обе умерли. Она задышала, когда ее поместили в специальный бокс. А я на операционном столе находилась в состоянии клинической смерти от большой потери крови. Но откачали.

Фото: Июлия Балацкая/из архива Е. Валюшкиной

— Может, так получилось с дочерью из-за этих ЭКО?

— Повторюсь: Васю и Машу я родила сама, без всяких подсадок. Удивительно, как наш сын Вася очень хотел именно сестру. Ходил за нами, канючил: «Ну пожалуйста, выродите мне сестричку!» Помню, как с нашими друзьями, у которых по двое-трое детей, мы летели куда-то на море. Впереди сидела девочка, дочка нашего друга, и у нее были такие завитушки на голове. И Вася сказал: «Мама, когда вы мне выродите такую же девочку, с такими же волосенками?!» Как же потом маленький Вася переживал за маленькую Машу! Я уезжала в театр или на съемки, а он мне выговаривал: «Как ты можешь ее оставлять?! Какая няня? Она не сможет должным образом за ней уследить!» Маша родилась лысенькой, и тогда Вася в знак солидарности заявил: «Мама, я хочу подстричься, как сестричка, наголо». Уже взрослыми они сделали татуировки у себя на плечах — перенесли фотографию, где они вдвоем — маленькие, лысые. Вот такие у них нежные чувства друг к другу.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Виктор Низовцев ловец ускользающих снов Виктор Низовцев ловец ускользающих снов

«С некоторыми из моих персонажей связаны почти мистические истории»

Караван историй
Чтобы глаз радовался Чтобы глаз радовался

Как украсить стены без картин и постеров

Лиза
Никас Сафронов: «Мой гениальный пиарщик — это время» Никас Сафронов: «Мой гениальный пиарщик — это время»

Мою жизнь можно было распределить на сотни других жизней

Караван историй
Скромные великаны Скромные великаны

В Португалии больше потерь и сожалений об утраченном величии, чем приобретений

Seasons of life
Ирина Мазуркевич. Служебный роман Ирина Мазуркевич. Служебный роман

«Он же намного старше и женат. А если останешься одна?» Я об этом не думала...

Коллекция. Караван историй
Пища для глаз: что такое визуальный голод и как фотографии еды воздействуют на мозг Пища для глаз: что такое визуальный голод и как фотографии еды воздействуют на мозг

Как наш мозг реагирует на виртуальное питание

Forbes
Людмила Зыкина: «Обычного женского счастья у меня не получилось» Людмила Зыкина: «Обычного женского счастья у меня не получилось»

О народной любимице, певице Людмиле Зыкиной рассказывает журналист Олег Перанов

Коллекция. Караван историй
Михаил Чертищев и Betsy Михаил Чертищев и Betsy

Большой разговор о большом таланте с Михаилом и Светланой Чертищевыми

Собака.ru
Джулия Робертс и три ее самых заветных желания Джулия Робертс и три ее самых заветных желания

Второй Джулии Робертс все еще нет как нет

Караван историй
Кентавр из моря Кентавр из моря

Может ли кентавр существовать с точки зрения биологии?

Вокруг света
Мария Смольникова: Мария Смольникова:

Многие поначалу были просто ошарашены новым театральным языком

Коллекция. Караван историй
Клара Лучко. Настоящая казачка Клара Лучко. Настоящая казачка

По-настоящему в моей жизни было двое мужчин: первый супруг и нынешний

Караван историй
Николай Кузнецов Николай Кузнецов

Николай Кузнецов — о том, что прикладная математика думает об ИИ

Собака.ru
В Питере пили В Питере пили

Где кутили Петр I, Пушкин, Довлатов и Смоктуновский

Weekend
Долгий путь от «учебки» к Победе Долгий путь от «учебки» к Победе

В минометной роте любили песни: о поэтах на фронте Отечественной войны

Знание – сила
Уголь в цене Уголь в цене

Что происходит с ценами на уголь и что на них влияет

Ведомости
Государство не будет спасать девелоперов Государство не будет спасать девелоперов

Рынок новостроек все сильнее погружается в кризис

Монокль
Диван как продукт неуемной творческой энергии и всероссийской кооперации Диван как продукт неуемной творческой энергии и всероссийской кооперации

Об источниках предпринимательского задора — Сергей Домрачев, сооснователь Gliver

Монокль
Битва континентов Битва континентов

История Межконтинентального кубка: скандальные матчи и конкуренция с ФИФА

Ведомости
Почему мы тянем время, даже когда знаем, что надо уйти? О токсичных отношениях и ловушках сознания Почему мы тянем время, даже когда знаем, что надо уйти? О токсичных отношениях и ловушках сознания

Почему же так сложно выйти из замкнутого круга токсичных отношений?

VOICE
Ежи от болезней и средневековый фастфуд: странные пищевые привычки времен Средневековья Ежи от болезней и средневековый фастфуд: странные пищевые привычки времен Средневековья

Страдающие ежи и Средневековье: что ели люди в эпоху рыцарей?

ТехИнсайдер
Жизнь на колесах Жизнь на колесах

Вэнлайф в России – жизнь в поисках смысла, лета и новых впечатлений

Автопилот
Ультраобработанные продукты: с детства на крючке Ультраобработанные продукты: с детства на крючке

Как ультраобработанная пища влияет на младенцев

Здоровье
Самоубийство семьи бургомистра Самоубийство семьи бургомистра

«Кризис закончен. Орудия затихли. Кто знал, как нам стоит поступить?»

Дилетант
Семейный портрет Семейный портрет

Эксклюзивные кадры и интервью Анны Хилькевич и Артура Мартиросяна — для ОK!

OK!
Вижу сердцем Вижу сердцем

Кто такой тифлокомментатор и как освоить эту профессию

Лиза
Нет денег – нет детей Нет денег – нет детей

Почему продолжается снижение уровня рождаемости в мире?

Ведомости
От школьника-романтика до пелевинского героя: лучшие роли Михаила Ефремова в российском кино От школьника-романтика до пелевинского героя: лучшие роли Михаила Ефремова в российском кино

Вспоминаем культовых персонажей актера Михаила Ефремова

Правила жизни
Мир экзопланет: как на орбитах у других солнц были открыты «непланеты» Мир экзопланет: как на орбитах у других солнц были открыты «непланеты»

О том, как обнаруживаются экзопланеты и какими они бывают

Наука и техника
Счастье незавершенного гештальта Счастье незавершенного гештальта

Что помогает осознать предназначение и как оно создает нас?

Psychologies
Открыть в приложении