Ждать ли нам завтра электробусов в каждом городе?

Наука и жизньHi-Tech

Каким ты будешь, городской бус?

Московские электробусы ежедневно перевозят свыше 900 тысяч пассажиров. Фото Максима Абаева

По Москве курсируют уже больше 2300 электробусов, через пять лет их количество обещают как минимум удвоить, а через десять весь столичный транспорт планируют сделать электрическим. Останется ли Москва примером электрификации городского транспорта или каждый город выберет свой «электрический» путь? 28—30 апреля в столице при поддержке Правительства Москвы прошла 14-я международная выставка электрической мобильности, продукции и технологий для электротранспорта и метрополитенов «ЭлектроТранс 2025». Преимуществам и проблемам городского электрического транспорта был посвящён отдельный круглый стол «Электротранспорт 7,0 — энергия жизни». Специальный корреспондент журнала «Наука и жизнь» Максим Абаев посетил выставку и, послушав мнения участников и разработчиков технологий городского электротранспорта, попытался ответить на вопрос: ждать ли нам завтра электробусов в каждом городе.

Одно из самых больных мест современных городов — транспорт. Города становятся всё больше и больше, превращаясь в многомиллионные агломерации, пронизанные тысячами транспортных потоков. При этом развитие транспортных коммуникаций практически всегда отстаёт от потребностей жителей и города в целом. Город не может замереть на время, пока кто-то будет придумывать лучшую в мире транспортную схему. Но всегда есть желание попытаться спрогнозировать будущее или хотя бы в общих чертах угадать, каким оно будет, чтобы понять, в какую сторону двигаться.

Сейчас практически во всём мире происходит движение в сторону электрического транспорта. Сама идея использовать электричество для транспорта не нова, опыт в этой области у человечества есть. Первые электропоезда и электрические трамваи начали двигаться по рельсам, проложенным на земле и под землёй, ещё в конце XIX века, а чуть позже на улицы городов выехали более манёвренные, но всё равно привязанные к контактной сети троллейбусы.

Однако после бурного развития в начале XX века во многих городах наземный общественный электрический транспорт постепенно уступил место личным автомобилям и обычным автобусам. Трамвайные и троллейбусные линии повсеместно закрывались. Хотя кое-где ещё оставались электрические «оазисы», дожившие до нового тысячелетия, как, например, сохранились троллейбусные парки в целом ряде российских городов. Вот только электротранспорт, доставшийся как наследие СССР, в большинстве случаев лишь поддерживался в относительно рабочем состоянии, а не развивался. Без изменения и расширения маршрутов, обновления подвижного состава постепенно уменьшался пассажиропоток, тогда как расходы на содержание инфраструктуры росли, а эффективность городских троллейбусов и трамваев падала.

Между тем именно трамвай с начала 2000-х обрёл в мире второе дыхание. Протяжённость трамвайных путей стала вновь расти, и сейчас число городов, где есть трамвайные и легкорельсовые системы, приближается к четырём сотням. Одна из причин ренессанса — возросшие требования к экологичности городского транспорта, и трамвай здесь обходит не только автобусы, но и своих электрических конкурентов. Однако далеко не везде можно протянуть трамвайные ветки, поэтому электрической альтернативой становится электробус.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Наука о чужих. Жизнь и разум во Вселенной Наука о чужих. Жизнь и разум во Вселенной

Как пытались получить доказательства в пользу населённости соседних планет

Наука и жизнь
Июньская метель снежноцвета Июньская метель снежноцвета

Снежноцветы считаются красивейшими деревьями, и с этим трудно не согласиться

Наука и жизнь
Информационная война Информационная война

В Древнем Риме борьба пропагандистов была не менее напряженной, чем сейчас

Дилетант
Недобрососедские отношения: как зумеры обесценили мечту миллениалов и что из этого получилось Недобрососедские отношения: как зумеры обесценили мечту миллениалов и что из этого получилось

Почему зумерам и миллениалами так сложно взаимодействовать друг с другом?

Правила жизни
Мочить в сатире Мочить в сатире

Сатирические издания всегда играли в советском обществе особую роль

Правила жизни
Объединяя народы Объединяя народы

Летний уикенд в Казани — что посмотреть в столице Татарстана?

Отдых в России
Наследие императора Наследие императора

Гатчина — для тех, кто хочет увидеть величие императорской России без туристов

Отдых в России
Один город — одна команда Один город — одна команда

«Зенит» как символ и суть Санкт-Петербурга

Weekend
Андрей Могучий Андрей Могучий

Режиссер главного спектакля десятилетия, Андрей Могучий

Собака.ru
Хорошая попытка Хорошая попытка

Из чего рождается «петербургский эффект»?

СНОБ
Удивительно, но одинокие пожилые люди живут дольше Удивительно, но одинокие пожилые люди живут дольше

Почему не так уж и плохо быть старым и одиноким?

ТехИнсайдер
Тарифная петля вместо тарифного пирога Тарифная петля вместо тарифного пирога

Цены на услуги естественных монополий и ЖКХ вырвались из-под контроля

Монокль
Знания не купишь Знания не купишь

Эффективно ли обучение онлайн и на что можно рассчитывать после его прохождения

Ведомости
Людмила Зыкина: «Обычного женского счастья у меня не получилось» Людмила Зыкина: «Обычного женского счастья у меня не получилось»

О народной любимице, певице Людмиле Зыкиной рассказывает журналист Олег Перанов

Коллекция. Караван историй
И ты, Брут И ты, Брут

Второй год португальский проект Broot путешествует по мировым выставкам дизайна

Seasons of life
Сергей Ромашов: Желания обкэшиться в собственных интересах сейчас нет Сергей Ромашов: Желания обкэшиться в собственных интересах сейчас нет

Зачем группе ВИС выход на IPO и каков статус автодорожных строек компании

Ведомости
Семейный портрет Семейный портрет

Эксклюзивные кадры и интервью Анны Хилькевич и Артура Мартиросяна — для ОK!

OK!
Это сладкое слово «секреты» Это сладкое слово «секреты»

Какие секреты в деле убийства Кеннеди еще не были рассекречены?

Дилетант
Софья Митрофанова: «Когда не было интернета, люди писали красивые письма» Софья Митрофанова: «Когда не было интернета, люди писали красивые письма»

Какой жанр Софья Митрофанова считает «идеальным побегом от реальности»

Ведомости
Алексей Конаков Алексей Конаков

Алексей Конаков о своем романе Петербурга 2080-х

Собака.ru
Палеонтологи СПбГУ проследили эволюцию мозга крокодилов Палеонтологи СПбГУ проследили эволюцию мозга крокодилов

Ученые создали 3D-модель мозга древних параллигаторов

Знание – сила
Искусственный белок поменял конформацию в ответ на повышение концентрации ионов кальция Искусственный белок поменял конформацию в ответ на повышение концентрации ионов кальция

Как искусственный белок реагирует на повышение концентрации ионов кальция

N+1
Посвящено Беатриче Посвящено Беатриче

Он не смел поверить, что Биче исчезла навсегда. Его мир рухнул

Наука и жизнь
Хорошо сидим Хорошо сидим

Как правильно выбрать стул для рабочего места дома

Лиза
Все в театр Все в театр

В Москве стартовал «Театральный бульвар», и он станет самым продолжительным

Ведомости
Антисмартфоны и цифровые детокс-устройства: как tech-индустрия зарабатывает на нашей усталости от экранов Антисмартфоны и цифровые детокс-устройства: как tech-индустрия зарабатывает на нашей усталости от экранов

Гаджеты, которые помогут вернуть контроль над своим временем

Inc.
Архитектор — это сценарист жизни Архитектор — это сценарист жизни

Можно ли совместить агрессивную урбанизацию с комфортом городской среды?

Монокль
Сотворить «Онегина» Сотворить «Онегина»

Кто участвует в сотворении «Евгения Онегина» вместе с Пушкиным

Seasons of life
Он лгал и учил лгать Он лгал и учил лгать

«Мы не знаем страны, в которой живем». А знаем ли мы Юрия Андропова?

Дилетант
6 ошибок при использовании солнцезащитного крема: запомните и никогда так больше не делайте 6 ошибок при использовании солнцезащитного крема: запомните и никогда так больше не делайте

Рассказываем, что делать с солнцезащитным кремом не надо

ТехИнсайдер
Открыть в приложении