Александр Цыпкин многим известен прежде всего как автор «БеспринцЫпных чтений»

OK!Знаменитости

«Если я выйду из соцсетей и сконцентрируюсь, то немедленно «Войну и мир» напишу»

Александр Цыпкин многим известен прежде всего как автор «БеспринцЫпных чтений» и созданного им мира «Беспринципных» в кино и на платформах, мира, который стремительно развивается. А еще он прекрасный драматург. Недавно как автор Александр дебютировал в Московском Художественном театре имени А.П. Чехова. Отличный повод для нашей сегодняшней встречи

Особый взгляд Вадима Верника

Саша, у тебя несколько ипостасей: писатель, сценарист, драматург, в каждой из них ты разный.

У них есть общая платформа, на которой всё это стоит, — абсолютный неопровержимый дилетантизм. Я занялся всей этой творческой суетой после 40 лет, не имея никакого опыта. Если для писательства еще можно допустить, что не нужно какое-то образование, то с драматургией, в смысле — написанием пьес, и сценарным делом несколько сложнее, там все-таки есть какие-то законы, техническая составляющая, скажем так. И тем не менее я туда влез. По недосмотру высших сил что-то стало получаться.

Не то слово, как получается! До того как стать писателем, ты же занимался журналистикой, рекламой, пиаром. То есть тексты ты писал постоянно.

Начал я все-таки с международных отношений, потом ушел в брендинг и пиар. Текстов было и правда много, но специальных, потом в 2005-м добавилась «интервьюшная» журналистика. Тоже не рассказы и не эссе, хотя диалоги я научился писать именно тогда.

Юбилей, 20 лет журналистской деятельности.

Да, я даже считал, что взял уже более 200 интервью. Хорошая коллекция. Недавно нашел интервью с Александром Овечкиным за 2008 год, про деньги: что характерно, тогда никто не думал, что он побьет рекорд Гретцки. У меня есть интервью с Шарлоттой Генсбур, с мамой Илона Маска, с Михаилом Горбачёвым, Львом Додиным, Михаилом Жванецким, Константином Хабенским.

А как вы познакомились с Константином Хабенским?

Мы познакомились как раз на интервью к выходу фильма «Адмиралъ». Мы поговорили про революцию, про власть и стремление к ней. Помню фотографии на обложке — Хабенский в «авроровской» бескозырке. Мы познакомились, а потом длительное время не общались, где-то до 2016 года. Между нашим знакомством и первым текстовым соприкосновением, когда Хабенский начал читать мои рассказы, прошло восемь лет. Длительное время я общался только с Владимиром, его директором, потому что у нас много пересечений. Потом у меня появились рассказы и возможность где-то их читать и выступать с ними. Однажды ко мне обратилась подруга с предложением выступить в загородном формате на мероприятии крупной строительной компании. Мне была озвучена сумма, которая значительно превышала мой гонорар на тот момент. Когда-то я стоил не так дорого, как сейчас. (Улыбается.) Я признался, что стою в пять раз дешевле, — зачем мне людей обманывать.

То есть ты отказался от высокого гонорара? Какое любопытное представление о справедливости.

Я предложил увеличить тот высокий гонорар еще в два раза и перевести сумму в Фонд Константина Хабенского, а ему самому предложить принять участие в этой истории. Я подумал, ну почему хотя бы не попробовать. У меня на тот момент уже был опыт совместных чтений с Петром Михайловичем Семаком, звездой МДТ, уже тогда Данила Козловский прочел «Томатный сок». Я не предполагал, что Константин Хабенский согласится. Я через Володю отправляю ему 3–4 рассказа, но ничего не жду, а он отвечает: «Давай». Правда, когда Хабенский приехал, он сказал, что был уверен: это другой Цыпкин. В Питере есть человек с похожей фамилией, он занимался торговлей автомобилями. Он говорит: «Я еще думаю: странно, человек занимается автомобилями — и рассказы написал. А теперь я тебя вспомнил, ты же интервью у меня брал».

Кстати, это может быть сюжет для нового рассказа.

С нашим интервью тоже смешно вышло, потому что я отвез маме Константина Юрьевича журнал с публикацией. Татьяна Геннадьевна попросила меня оставить автограф, а я раньше никому не давал их. Я говорю: «Мне кажется, это будет мой первый автограф». На что она отвечает: «И мой. Впервые беру автограф у известного человека, кроме сына». Возможно, до сих пор где-то лежит этот журнал с моей подписью. Зная Татьяну Геннадьевну, как она всё хранит, не удивлюсь. И всё. Помню те первые наши чтения. Мы с Константином Юрьевичем читаем вместе рассказы, оба на 10 лет моложе, чем сейчас, у меня странная прическа (улыбается) — видео можно до сих пор найти в сети. И дальше пошло уже. Первое наше совместное театральное выступление было в городе Иваново.

Символично.

Да. А потом мы много поездили: и по стране, и по Европе, и в США выступали.

И продолжаете вместе успешно выступать. Я не знал вашей предыстории, но к каким удивительным последствиям всё это привело, Саша.

Видишь, надо думать, прежде чем соглашаться читать рассказы Цыпкина.

Несколько лет назад возник спектакль «Интуиция» в Барнаульском театре имени Василия Шукшина. Это ваш первый совместный театральный опыт с Константином Хабенским. Отлично помню это событие. Когда случилась премьера, я делал для своей программы «Театральная среда» на радио «Культура» интервью с директором театра и двумя актерами — участниками «Интуиции». Они буквально взахлеб рассказывали мне, как им интересен этот проект. И Константин Хабенский позже делился со мной приятными впечатлениями об этой работе. Я знаю, что спектакль до сих пор идет в Барнауле с огромным успехом.

Совершенно верно.

Потом премьера спектакля «Интуиция» состоялась в театре «Современник».

И идет до сих пор.

С аншлагами. Очень любопытна тема этого спектакля: 13 новелл, 13 персонажей после ухода из жизни.

Они попадают после смерти в некое пространство...

...чистилище, откуда их ждет либо ад, либо рай. История, которая не предвещает юмора или иронии, тема достаточно мрачная.

Да, история получилась и веселая, и грустная, в какой-то момент у всех слезы на глазах, причем у разных зрителей в разных сценах

Но при этом история не депрессивная…

...Она про то, что некоторые решения нужно принимать прямо сейчас. Иначе будет поздно. В целом и наш новый спектакль «Жил. Был. Дом.», поставленный Константином Юрьевичем Хабенским в Московском Художественном театре, тоже про это. Есть сегодняшний день, а каким будет завтрашний, мы не знаем, и будет ли он — мы тоже не знаем. Просто «Интуиция» — это взгляд уже с той стороны реки Стикс, протекающей в подземном царстве Аида, а в пьесе «Жил. Был. Дом.» — пока еще все находятся на этом берегу.

При этом действие разворачивается практически накануне апокалипсиса…

...хотя бы лично для каждого.

В «Жил. Был. Дом.» герои говорят о любви, ссорятся, происходят какие-то бытовые приземленные моменты. И вдруг появляется ангел, вдруг возникает попугай, потом крысы, которые оказываются не жуткими и омерзительными персонажами, а очень трогательной парой — всё это очень притягательная метафора.

А через эти метафоры мы выходим из бытовых ситуаций, описанных в спектакле. Ведь жизнь чаще всего тривиальна, моментов для подвига, к счастью, не так много. На самом деле счастливы те люди, которым не приходится попадать в ситуацию подвига, ведь обычно это экстремальные ситуации. Но от самых, казалось бы, бытовых, мещанских конфликтов рушатся сердца, жизни. Расставание — это бытовая вещь, но при этом маленькая смерть. Выбор, с кем оставаться, выбор, кого полюбить, выбор, как поступить. Выбор, верить или не верить в Бога, — у нас есть и такая тема, хотя обстоятельства криминально-комедийные. Я хочу, чтобы во всех моих произведениях люди видели себя и свои жизни. В «Интуиции» люди так сопереживают именно потому, что описаны знакомые им проблемы, знакомая им боль, и что важно, у них есть еще возможность всё исправить. В «Жил. Был. Дом.» люди тоже увидят себя, даже в коте или в попугае.

Чудесная новелла, где герои — пес и кот. Кота играет мой брат Игорь Верник. Это абсолютно щемящая история. С одной стороны, существа, которые находятся «при людях», но какие там, оказывается, могут быть возвышенные чувства и эмоции. Совершенно потрясающая история — монолог попугая, которого играет Константин Хабенский. Это история, где можно посмеяться, можно погрустить, можно философски посмотреть на какие-то моменты — здесь есть внутренний объем и динамика. Одна история в пьесе цепляет другую, другая третью. Фактически все герои собираются вместе только в самом финале. Скажи, Саша, как ты упаковываешь драматургически, казалось бы, несочетаемые миры и обстоятельства?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Интересно делать что-то нестандартное» «Интересно делать что-то нестандартное»

Анна Снаткина о любви к фэнтези и принципах воспитания дочери

OK!
Горят ли окна в министерстве обороны? Горят ли окна в министерстве обороны?

Чем так напугали Кремль «американские военные планы»?

Дилетант
Звездная наука Звездная наука

Что объединяет Мэйя, Гейтса и Мартина вне сцены, кода и фэнтези?

ТехИнсайдер
Как королевские особы влияли на моду? Посмотрите на примеры королевы Виктории и принцессы Дианы Как королевские особы влияли на моду? Посмотрите на примеры королевы Виктории и принцессы Дианы

Влияние монархов на стиль даже в XXI веке куда глубже, чем кажется

ТехИнсайдер
Старшенбаум Старшенбаум

Архетипичная дрим-герл Ирина Старшенбаум вошла в свою фам фаталь и секси-эру

Собака.ru
Отложенное убийство: ИИ погубит поисковики, но не в этом году Отложенное убийство: ИИ погубит поисковики, но не в этом году

Технологии искусственного интеллекта покушаются на бизнес поисковых сервисов

Forbes
Потепление не смогло заменить диатомовые водоросли динофлагеллятами Потепление не смогло заменить диатомовые водоросли динофлагеллятами

Почему динофлагелляты они не стали преобладать над диатомовыми водорослями

N+1
«Позеленение» Арктики: как его оценить и о чём оно свидетельствует «Позеленение» Арктики: как его оценить и о чём оно свидетельствует

Как арктические экосистемы приспосабливаются к изменениям климатических условий

Наука и жизнь
Сбежать от рутины Сбежать от рутины

С потеплением всё больше людей сбегают от забот — в прямом и переносном смысле

Отдых в России
Новый метод поиска экзопланет помог найти суперземлю в обитаемой зоне Новый метод поиска экзопланет помог найти суперземлю в обитаемой зоне

Астрономы впервые обнаружили суперземлю Kepler-725c в зоне солнцеподобной звезды

ТехИнсайдер
Нефтяная кубышка: за и против Нефтяная кубышка: за и против

Нужен ли России стратегический запас нефти?

Монокль
JALAGONIA: «Мой первый альбом написан от души, вы это почувствуете» JALAGONIA: «Мой первый альбом написан от души, вы это почувствуете»

JALAGONIA за 21 год уже прошла большой творческий путь

ЖАРА Magazine
Субпродукт из криптовалюты: как устроен фьючерс на ETF на биткоин Субпродукт из криптовалюты: как устроен фьючерс на ETF на биткоин

Зачем Мосбиржа запустила торги фьючерсом на IShares Bitcoin Trust ETF?

Forbes
Канны-2025: Кафка в замешательстве Канны-2025: Кафка в замешательстве

Фильмы, сквозной темой которых стали неумирающие призраки прошлого

РБК
Цветок для смелых Цветок для смелых

Проект суперъяхты Lily разработали для верфи Oceanco в дизайн-бюро Vripack

Y Magazine
Как на телефоне отсканировать QR-код: пошаговая инструкция для Android и iPhone Как на телефоне отсканировать QR-код: пошаговая инструкция для Android и iPhone

Инструкция, как отсканировать QR-код на экране телефона на Android и iPhone

CHIP
Иван Ярыгин: «Одновременно сосуществовали разные миры» Иван Ярыгин: «Одновременно сосуществовали разные миры»

Иван Ярыгин о том, что делают динозавры и инопланетяне в московских пейзажах

Ведомости
Вам и не снилось… Вам и не снилось…

Почему тин-драмы это не просто поджанр кино и сериалов

Men Today
В Германии, в Германии, проклятой стороне В Германии, в Германии, проклятой стороне

Как советского солдата удержали от мести при штурме Германии

Монокль
Командно-административная экология Командно-административная экология

Достижение устойчивого развития в большей степени лежит в политической плоскости

Ведомости
Как эффект плацебо обманывает мозг, чтобы облегчить боль Как эффект плацебо обманывает мозг, чтобы облегчить боль

Как эффект плацебо снижает восприятие боли?

ТехИнсайдер
Валентин Фадеев: «Узлы в щитовидной железе – чаще всего вариант нормы, как родинки на коже» Валентин Фадеев: «Узлы в щитовидной железе – чаще всего вариант нормы, как родинки на коже»

Щитовидка, лишний вес и гормоны: разбираемся в тонкостях с эндокринологом

Здоровье
Романтика в большом городе Романтика в большом городе

Психология любви в условиях вечной спешки

Лиза
Ходить, плавать замедляться Ходить, плавать замедляться

15 путешествий, для которых не нужны визы

Afternoon Seasons of life
Афганская эпопея: оценки сегодняшнего дня Афганская эпопея: оценки сегодняшнего дня

Об условиях, в которых принимались решения о вводе и выводе войск из Афганистана

Монокль
Вадим Верник: «Я спросил у Вишневской: «Вы приручили Ростроповича?» Вадим Верник: «Я спросил у Вишневской: «Вы приручили Ростроповича?»

Мне хотелось поговорить с этими легендарными людьми по душам

Коллекция. Караван историй
Асимметричная военная работа Асимметричная военная работа

Для США Вторая мировая война стала мощным экономическим стимулом

Монокль
Столкновение умов: как не проиграть конкуренцию в борьбе за лидерство в области ИИ Столкновение умов: как не проиграть конкуренцию в борьбе за лидерство в области ИИ

Как на самом деле развивается ИИ в России?

Forbes
Астрономы отыскали удивительно развитую перемычку у спиральной галактики в ранней Вселенной Астрономы отыскали удивительно развитую перемычку у спиральной галактики в ранней Вселенной

Астрономы обнаружили у галактики J0107a необычно развитую центральную перемычку

N+1
Человек с пистолетом и совестью Человек с пистолетом и совестью

Чем Клинт Иствуд важен не для истории кино, а для нас сегодняшних

Weekend
Открыть в приложении