Александр Цыпкин многим известен прежде всего как автор «БеспринцЫпных чтений»

OK!Знаменитости

«Если я выйду из соцсетей и сконцентрируюсь, то немедленно «Войну и мир» напишу»

Александр Цыпкин многим известен прежде всего как автор «БеспринцЫпных чтений» и созданного им мира «Беспринципных» в кино и на платформах, мира, который стремительно развивается. А еще он прекрасный драматург. Недавно как автор Александр дебютировал в Московском Художественном театре имени А.П. Чехова. Отличный повод для нашей сегодняшней встречи

Особый взгляд Вадима Верника

Саша, у тебя несколько ипостасей: писатель, сценарист, драматург, в каждой из них ты разный.

У них есть общая платформа, на которой всё это стоит, — абсолютный неопровержимый дилетантизм. Я занялся всей этой творческой суетой после 40 лет, не имея никакого опыта. Если для писательства еще можно допустить, что не нужно какое-то образование, то с драматургией, в смысле — написанием пьес, и сценарным делом несколько сложнее, там все-таки есть какие-то законы, техническая составляющая, скажем так. И тем не менее я туда влез. По недосмотру высших сил что-то стало получаться.

Не то слово, как получается! До того как стать писателем, ты же занимался журналистикой, рекламой, пиаром. То есть тексты ты писал постоянно.

Начал я все-таки с международных отношений, потом ушел в брендинг и пиар. Текстов было и правда много, но специальных, потом в 2005-м добавилась «интервьюшная» журналистика. Тоже не рассказы и не эссе, хотя диалоги я научился писать именно тогда.

Юбилей, 20 лет журналистской деятельности.

Да, я даже считал, что взял уже более 200 интервью. Хорошая коллекция. Недавно нашел интервью с Александром Овечкиным за 2008 год, про деньги: что характерно, тогда никто не думал, что он побьет рекорд Гретцки. У меня есть интервью с Шарлоттой Генсбур, с мамой Илона Маска, с Михаилом Горбачёвым, Львом Додиным, Михаилом Жванецким, Константином Хабенским.

А как вы познакомились с Константином Хабенским?

Мы познакомились как раз на интервью к выходу фильма «Адмиралъ». Мы поговорили про революцию, про власть и стремление к ней. Помню фотографии на обложке — Хабенский в «авроровской» бескозырке. Мы познакомились, а потом длительное время не общались, где-то до 2016 года. Между нашим знакомством и первым текстовым соприкосновением, когда Хабенский начал читать мои рассказы, прошло восемь лет. Длительное время я общался только с Владимиром, его директором, потому что у нас много пересечений. Потом у меня появились рассказы и возможность где-то их читать и выступать с ними. Однажды ко мне обратилась подруга с предложением выступить в загородном формате на мероприятии крупной строительной компании. Мне была озвучена сумма, которая значительно превышала мой гонорар на тот момент. Когда-то я стоил не так дорого, как сейчас. (Улыбается.) Я признался, что стою в пять раз дешевле, — зачем мне людей обманывать.

То есть ты отказался от высокого гонорара? Какое любопытное представление о справедливости.

Я предложил увеличить тот высокий гонорар еще в два раза и перевести сумму в Фонд Константина Хабенского, а ему самому предложить принять участие в этой истории. Я подумал, ну почему хотя бы не попробовать. У меня на тот момент уже был опыт совместных чтений с Петром Михайловичем Семаком, звездой МДТ, уже тогда Данила Козловский прочел «Томатный сок». Я не предполагал, что Константин Хабенский согласится. Я через Володю отправляю ему 3–4 рассказа, но ничего не жду, а он отвечает: «Давай». Правда, когда Хабенский приехал, он сказал, что был уверен: это другой Цыпкин. В Питере есть человек с похожей фамилией, он занимался торговлей автомобилями. Он говорит: «Я еще думаю: странно, человек занимается автомобилями — и рассказы написал. А теперь я тебя вспомнил, ты же интервью у меня брал».

Кстати, это может быть сюжет для нового рассказа.

С нашим интервью тоже смешно вышло, потому что я отвез маме Константина Юрьевича журнал с публикацией. Татьяна Геннадьевна попросила меня оставить автограф, а я раньше никому не давал их. Я говорю: «Мне кажется, это будет мой первый автограф». На что она отвечает: «И мой. Впервые беру автограф у известного человека, кроме сына». Возможно, до сих пор где-то лежит этот журнал с моей подписью. Зная Татьяну Геннадьевну, как она всё хранит, не удивлюсь. И всё. Помню те первые наши чтения. Мы с Константином Юрьевичем читаем вместе рассказы, оба на 10 лет моложе, чем сейчас, у меня странная прическа (улыбается) — видео можно до сих пор найти в сети. И дальше пошло уже. Первое наше совместное театральное выступление было в городе Иваново.

Символично.

Да. А потом мы много поездили: и по стране, и по Европе, и в США выступали.

И продолжаете вместе успешно выступать. Я не знал вашей предыстории, но к каким удивительным последствиям всё это привело, Саша.

Видишь, надо думать, прежде чем соглашаться читать рассказы Цыпкина.

Несколько лет назад возник спектакль «Интуиция» в Барнаульском театре имени Василия Шукшина. Это ваш первый совместный театральный опыт с Константином Хабенским. Отлично помню это событие. Когда случилась премьера, я делал для своей программы «Театральная среда» на радио «Культура» интервью с директором театра и двумя актерами — участниками «Интуиции». Они буквально взахлеб рассказывали мне, как им интересен этот проект. И Константин Хабенский позже делился со мной приятными впечатлениями об этой работе. Я знаю, что спектакль до сих пор идет в Барнауле с огромным успехом.

Совершенно верно.

Потом премьера спектакля «Интуиция» состоялась в театре «Современник».

И идет до сих пор.

С аншлагами. Очень любопытна тема этого спектакля: 13 новелл, 13 персонажей после ухода из жизни.

Они попадают после смерти в некое пространство...

...чистилище, откуда их ждет либо ад, либо рай. История, которая не предвещает юмора или иронии, тема достаточно мрачная.

Да, история получилась и веселая, и грустная, в какой-то момент у всех слезы на глазах, причем у разных зрителей в разных сценах

Но при этом история не депрессивная…

...Она про то, что некоторые решения нужно принимать прямо сейчас. Иначе будет поздно. В целом и наш новый спектакль «Жил. Был. Дом.», поставленный Константином Юрьевичем Хабенским в Московском Художественном театре, тоже про это. Есть сегодняшний день, а каким будет завтрашний, мы не знаем, и будет ли он — мы тоже не знаем. Просто «Интуиция» — это взгляд уже с той стороны реки Стикс, протекающей в подземном царстве Аида, а в пьесе «Жил. Был. Дом.» — пока еще все находятся на этом берегу.

При этом действие разворачивается практически накануне апокалипсиса…

...хотя бы лично для каждого.

В «Жил. Был. Дом.» герои говорят о любви, ссорятся, происходят какие-то бытовые приземленные моменты. И вдруг появляется ангел, вдруг возникает попугай, потом крысы, которые оказываются не жуткими и омерзительными персонажами, а очень трогательной парой — всё это очень притягательная метафора.

А через эти метафоры мы выходим из бытовых ситуаций, описанных в спектакле. Ведь жизнь чаще всего тривиальна, моментов для подвига, к счастью, не так много. На самом деле счастливы те люди, которым не приходится попадать в ситуацию подвига, ведь обычно это экстремальные ситуации. Но от самых, казалось бы, бытовых, мещанских конфликтов рушатся сердца, жизни. Расставание — это бытовая вещь, но при этом маленькая смерть. Выбор, с кем оставаться, выбор, кого полюбить, выбор, как поступить. Выбор, верить или не верить в Бога, — у нас есть и такая тема, хотя обстоятельства криминально-комедийные. Я хочу, чтобы во всех моих произведениях люди видели себя и свои жизни. В «Интуиции» люди так сопереживают именно потому, что описаны знакомые им проблемы, знакомая им боль, и что важно, у них есть еще возможность всё исправить. В «Жил. Был. Дом.» люди тоже увидят себя, даже в коте или в попугае.

Чудесная новелла, где герои — пес и кот. Кота играет мой брат Игорь Верник. Это абсолютно щемящая история. С одной стороны, существа, которые находятся «при людях», но какие там, оказывается, могут быть возвышенные чувства и эмоции. Совершенно потрясающая история — монолог попугая, которого играет Константин Хабенский. Это история, где можно посмеяться, можно погрустить, можно философски посмотреть на какие-то моменты — здесь есть внутренний объем и динамика. Одна история в пьесе цепляет другую, другая третью. Фактически все герои собираются вместе только в самом финале. Скажи, Саша, как ты упаковываешь драматургически, казалось бы, несочетаемые миры и обстоятельства?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как избавиться от изжоги? Как избавиться от изжоги?

Почему возникает изжога и чем она опасна?

Лиза
О сути технологического суверенитета: «Мы никогда полностью не откажемся от мировых связей» О сути технологического суверенитета: «Мы никогда полностью не откажемся от мировых связей»

Понятие технологического суверенитета — в каких сферах оно критически важно?

ФедералПресс
Светлана Коркошко: «Одиночество — это моя природа» Светлана Коркошко: «Одиночество — это моя природа»

«Я долго не могла переступить порог моего любимого МХАТа после его раздела»

Коллекция. Караван историй
Как визионерские идеи проникают в литературу Как визионерские идеи проникают в литературу

О том, кто такой визионер в нарративных искусствах

РБК
Всё не так однозначно… Всё не так однозначно…

И 60 лет спустя конспирология в убийстве Кеннеди никуда не делась

Дилетант
Недобрососедские отношения: как зумеры обесценили мечту миллениалов и что из этого получилось Недобрососедские отношения: как зумеры обесценили мечту миллениалов и что из этого получилось

Почему зумерам и миллениалами так сложно взаимодействовать друг с другом?

Правила жизни
Российскому промдизайну нужна промышленность Российскому промдизайну нужна промышленность

Какие возможности у промышленного дизайна есть в России?

Монокль
Все в театр Все в театр

В Москве стартовал «Театральный бульвар», и он станет самым продолжительным

Ведомости
Письмо гонителю генетики Письмо гонителю генетики

Это письмо можно считать одним из живых документов «оттепели»

Дилетант
Нонна Гришаева: «Я сильная женщина, и мне комфортно в этом состоянии» Нонна Гришаева: «Я сильная женщина, и мне комфортно в этом состоянии»

Нонна Гришаева — о нейросетях в кино и живом общении в театре

Лиза
Выдающийся математик, который морил себя голодом из-за паранойи: история жизни и смерти Курта Гёделя Выдающийся математик, который морил себя голодом из-за паранойи: история жизни и смерти Курта Гёделя

История Курта Гёделя, выдающегося математика, который умер от паранойи

ТехИнсайдер
Всегда время фото и десертов Всегда время фото и десертов

Бизнес-хроника старейших предприятий Санкт-Петербурга

Weekend
Это мой город Это мой город

Признания в любви Петербургу и прочие практические советы

Weekend
Рената Шакирова Рената Шакирова

Рената Шакирова в 2024-м стала прима-балериной Мариинского театра

Собака.ru
Анастасия Кудрявцева: «Если постоянно самого себя не челленджить, то кто-то тебя обгонит» Анастасия Кудрявцева: «Если постоянно самого себя не челленджить, то кто-то тебя обгонит»

Обсудили с CEO «Купера» тонкости ребрендинга, желание стать ближе к пользователю

VOICE
Ультраобработанные продукты: с детства на крючке Ультраобработанные продукты: с детства на крючке

Как ультраобработанная пища влияет на младенцев

Здоровье
На «зеленой» волне На «зеленой» волне

Какие экологические технологии внедряют отечественные аграрии

Агроинвестор
«Дневник невидимки»: история необычной старшеклассницы с обычными проблемами «Дневник невидимки»: история необычной старшеклассницы с обычными проблемами

Отрывок из «Дневника невидимки» — романа о том, как оставаться собой

Forbes
Футбольно-магнитная аномалия Футбольно-магнитная аномалия

Как Сергей Галицкий сделал «Краснодар» лучшим российским клубом

Деньги
Можно ли заменить сливочное масло растительным Можно ли заменить сливочное масло растительным

А что будет, если заменить сливочное масло растительным?

ТехИнсайдер
Борьба с прогулами Борьба с прогулами

Антикоррупционные инициативы Андропова советские граждане встретили на «ура»

Дилетант
Революционное продвижение: как бизнесу попасть в ответы нейросетей Революционное продвижение: как бизнесу попасть в ответы нейросетей

Как сформировать цифровой след, который читают нейросети

Forbes
Дмитрий Никитин Дмитрий Никитин

Предприниматель, миллиардер, меценат и «король локомотивов» Дмитрий Никитин

Собака.ru
Петр Ефремов — Forbes: «Российское виноделие в возрасте начала плодоношения» Петр Ефремов — Forbes: «Российское виноделие в возрасте начала плодоношения»

Об условиях, в которых развивается российское виноделие

Forbes
Анна Якунина: «Я кайфую от своего возраста» Анна Якунина: «Я кайфую от своего возраста»

Как Анна Якунина полюбила морщины и научилась принимать свой возраст

Караван историй
Девятое искусство Девятое искусство

Французы и бельгийцы росли на комиксах до того, как это стало мейнстримом

Вокруг света
Брелок за $5 тыс.: чему бизнес может научиться у Лабубу Брелок за $5 тыс.: чему бизнес может научиться у Лабубу

Лабубу-тренд: эффект сюрприза или ностальгия?

Inc.
Аркадий Трачук: Банкноты всегда несут смыслы и передают важные символы для страны Аркадий Трачук: Банкноты всегда несут смыслы и передают важные символы для страны

Можно ли уже печатать дензнаки только с помощью своих технологий?

Ведомости
Постельный режим Постельный режим

Мифы о сексе, которые пора забыть

Лиза
Связующее звено экономики Связующее звено экономики

Как Россия стала флагманом мировой платформизации

Эксперт
Открыть в приложении