Александр Дашевский и Рубен Монахов

Художники Александр Дашевский и Рубен Монахов открыли artist-run space НеНеМу — Негосударственный нерусский музей — и превратили его в важнейшую и категорически неинституциональную институцию городского масштаба. В крошечной мастерской на Белинского отцы-основатели провели почти 70 двухдневных выставок главных имен актуального российского совриска — это и философ Виталий Пушницкий, и двигатель арт-группы Parazit Семен Мотолянец, и культовый андеграундный художник Петр Белый, и неуловимый гуру инсталляций Сергей /деникин/. За шесть лет НеНеМу сформировали и воспитали мощнейшее комьюнити, а еще вернули в совриск панк и иронию. При этом в институции ничего не продают и не покупают просто показывают красивое.
Художник и куратор Александр Дашевский написал нам манифест НеНеМу.
Как НеНеМу вырос в неинституциональную институцию
В глубине одного из дворов на улице Белинского уже шесть лет обитает экспериментальная институция, выставляющая современное петербургское (и не только) искусство, — Негосударственный нерусский музей (НеНеМу). Весь персонал музея состоит из трех человек: кураторагрузчика, администратора — музейной бабушки и блогерки-бутлегерки. Когда-то, в далеком 2019 году, Александр Дашевский (художник, куратор, искусствовед и артжурналист) и Рубен Монахов (художник) придумали создать на базе студии последнего мерцающее полувоображаемое выставочное пространство. Затея, на первый взгляд, провальная: ремонт в стиле «Дрезден в 1945-м», площадь всех помещений в сумме — 26 квадратных метров, из которых 19 занимала коллекция вотивных предметов хозяина мастерской: сушеные розы, швейные машинки, кофемолки, сыроварки, сундуки, вязанки мелких и крупных сувениров, обломки мебели, коробки для выращивания моли в домашних условиях, зимняя резина. Дело спасала локация: улица Белинского, дом 6 (самый центр, в радиусе 3 км обитают 40 процентов петербургских художников, рядом с тремя из четырех дворцов Государственного Русского музея). Размышляя над контурами будущей деятельности, отцы-основатели сошлись во мнении: нужно быть быстрыми (в понедельник поймали художника — в пятницу открытие), самостоятельными (не рассчитывать на спонсоров, донаторов, покупателей и другие городские легенды) и заниматься таким материалом, который не попадает в выставочные учреждения другого типа (устарелый, недозрелый — с точки зрения галериста; с точки зрения декоратора — неформатный; мозгозатратный — с точки зрения коллекционера; недомузейный — с точки зрения музейщика).

По сути, Негосударственный нерусский музей — классический artist-run space (художническо-приводное пространство). Самоорганизация в сфере современного искусства — важнейший плодородный слой, из которого вырастают новые авторы, идеи, где формируются новые подходы и новые отношения между участниками индустрии — все то, что через пять лет, в лощеном, упрощенном и умерщвленном виде рыночные зазывалы будут показывать на арт-ярмарках как свое «открытие». Одна из важнейших задач artist-run spaces — придумывать и опробовать альтернативу неравенству, несправедливости и угнетению, которые ежедневно воспроизводит большая часть системы искусства, смягчать последствия ее работы, давать пространство для жизни тем, кого выкинули за борт лютого неолиберального арт-корабля современности. Вообще, когда главным нейромедиатором между участниками художественного процесса становятся деньги, он уничтожает сам себя: имущий класс рвется в искусство ради опыта, который за деньги не купишь, ради отношений, которые флирт спроса с предложением произвести не может. В связи с этим НеНеМу был задуман как место, где одни художники делятся своими чуть менее скудными ресурсами с другими художниками без номинирования всего этого в рублях. Альтруизм, солидарность и самоотверженность, сколько бы раз они ни были осмеяны и опровергнуты в постсоветское время, делают мир больше, а жизнь человека