Иван Трус о переезде из Беларуси, мечтах о велосипеде и любви к музыке

Собака.ruРепортаж

Иван Трус

Портрет Ивана сделан на ступеньках Академии Штиглица в Соляном переулке — выдающегося памятника архитектуры историзма, построенного Максимилианом Месмахером в 1885– 1895 годах. Трехъярусные фонари у входа в здание украшены фигурами путти — они олицетворяют различные ремесла

Хедлайнер труппы Александринского театра и главный обоже театроведов и зрителей Петербурга в премьере Андрея Прикотенко «Обломов» феноменально перезагрузил пыльный образ из школьных хрестоматий. Его Илья Ильич не инертный сибарит-соглашатель, а трогательный осколок прежней прекрасной жизни, не совпадающий с пазлом современности. Сыграно на нюансах и полутонах. Отзывается на максималках. Развидеть удивительной красоты финал со сценой, опутанной, как паутиной, колготками, и полными слез глазами Ивана Труса не получится (и не захочется!).

О переезде из Беларуси, мечтах о велосипеде, любви к музыке Вячеслава Бутусова и Петербургу, а также о том, как стать Лапшиным и не повторить Алексея Германа, с Иваном поговорила его жена, автор журнала «Сеанс» Катя Трус.

«Обломов» как обломок

Премьера «Обломова» была всего месяц назад — удалось ли тебе за это время осмыслить своего Илью Ильича? И понять, каким получился он и спектакль в целом?

У каждого зрителя, который ждет спектакля с надписью «Обломов» на афише, свой Обломов в голове. Он архетипический персонаж — такой же, как Раскольников или Хлестаков. Все его уже знают, уже сами придумали и всё про него поняли. В этом есть дополнительное препятствие, но и большой азарт. Наш Обломов — сложный человек, неоднозначный, глубокий, погруженный. Он не лежебока и не Емеля на печи. Тотальное погружение Обломова в собственный внутренний мир пленило и меня как артиста. В нем интересно разбираться, там скрыто и зашифровано много тайн и глубин, с которыми увлекательно работать. Обломов не картонный и не плоский, а ровно наоборот. Хотелось лишить его традиционного школьного клише, сделать живым, переживающим, страдающим. Когда сегодня, именно в наше время, появляется такой герой, наверное, он должен быть этой эпохе созвучен. При сегодняшних скоростях, при просто неумолимом беге времени многие погружаются во внутреннюю эмиграцию, уходят в себя и к себе, отключаются от внешних батареек. Поэтому Обломов и его способ существования, взгляд на вещи многим могут показаться близкими: если что-то не можешь принять во внешнем мире, с чем-то не можешь примириться, просто создай свой, построй свою вселенную и находись там.

И «никогда Обломов не поклонится идолу лжи, в душе его всегда будет чисто, светло, честно» — как говорил про Обломова Штольц.

Именно так, потому что при внешнем якобы безделии в душе его происходит серьезная работа, сдвигаются и раздвигаются тектонические плиты. Он не врет окружающим и себе и не способен на подмены. В этом нет инфантилизма или позиции «вечного ребенка». Просто Обломов другой. Такой вот другой человек. Не могу пока вынести никаких вердиктов — получился он у меня или нет. Он только начал свою жизнь, свой путь. Каким он будет, покажет время.

В тексте романа многие литературоведы находят отсылки к Гоголю, одна из них — Обломов как говорящая фамилия. Современный человек услышит в ней «облом», и это логично. Но современникам Гончарова ближе другая этимология — «обломок», отломанная от чего-то или просто сломанная вещь. И здесь Обломов представляется последним героем утраченного мира, который устроен по совсем другим правилам и существует только в снах или грезах. Что ты думаешь об этом?

Мне близка идея про «обломок» как про что-то такое, чего уже нет и не будет. В нашем спектакле Обломова, этот «обломок», все хотят себе присвоить или куда-то пристроить. Штольц, Ольга — все наблюдают в нем свое, какую-то часть себя, а не отдельного, целого, самостоятельного человека. Никто не видит и не слышит самого Обломова, который отрекся от внешнего мира, от быта, поэтому любые движения навстречу блокируют волю и парализуют его. Знаменитая обломовская лень многих вводит в заблуждение, и если бы не она, то его говорящая фамилия была бы не Обломов, а Осколков.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ксюша Прихотько Ксюша Прихотько

Фэшн-нимфа и филолог Ксюша Прихотько шутит про интеллигентность и раздает стиль

Собака.ru
Июньская метель снежноцвета Июньская метель снежноцвета

Снежноцветы считаются красивейшими деревьями, и с этим трудно не согласиться

Наука и жизнь
Облачный сервис Облачный сервис

Культурист Сергей Бойцов и его заоблачный достижения

Men Today
Оркестр musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса Оркестр musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса

Интервью самого нестандартного российского коллектива — musicAeterna

Собака.ru
Бессмертие Петра Великого Бессмертие Петра Великого

Петр I был державным романтиком, «петербургским мечтателем»

Дилетант
Я не решаюсь проявить себя Я не решаюсь проявить себя

Что нам мешает реализовать способности в их полноте?

Psychologies
Что скрывает от нас подземка: 10 интересных фактов о московском метро Что скрывает от нас подземка: 10 интересных фактов о московском метро

Московское метро — незаменимый транспорт, про который мы не все знаем

ТехИнсайдер
Мария Шумакова: «Когда любишь себя, улучшаются отношения с другими людьми» Мария Шумакова: «Когда любишь себя, улучшаются отношения с другими людьми»

Мария Шумакова о трудностях, с которыми столкнулась после рождения ребёнка

Здоровье
Алена Бабенко: «С тех пор решила, что у меня будет два дня рождения в году» Алена Бабенко: «С тех пор решила, что у меня будет два дня рождения в году»

Я страшно страдала, что никудышная мать, всем порчу жизнь, часто плакала

Караван историй
Усадьбы Москвы Усадьбы Москвы

Русские имения хранят множество историй, повлиявших на судьбу страны

Вокруг света
Творим историю вместе Творим историю вместе

Пять причин, заставляющих разумных женщин действовать безрассудно

VOICE
Как принудительные браки становятся способом избежать уголовного наказания Как принудительные браки становятся способом избежать уголовного наказания

Как традиции позволяют преступникам избежать ответственности через браки

Forbes
Ученые нашли «внеземную» химию под крупнейшими литиевыми залежами на Земле Ученые нашли «внеземную» химию под крупнейшими литиевыми залежами на Земле

Химический состав литиевых рассолов резко отличается от привычных соленых вод

Inc.
Не «принеси кофе», а интересные задачи: как привлечь в компанию молодых IT-специалистов Не «принеси кофе», а интересные задачи: как привлечь в компанию молодых IT-специалистов

Почему компании активно приглашают на стажировки студентов?

Inc.
Мороженое Мороженое

Мороженое – лакомство, история которого насчитывает сотни лет

Здоровье
Вологжане, куряне и рушане: как правильно называть жителей разных городов России Вологжане, куряне и рушане: как правильно называть жителей разных городов России

Рассказываем о необычных, но правильных названиях жителей разных городов России

ТехИнсайдер
Алексей Фурсин: «Креативная индустрия – это, как правило, всегда венчур» Алексей Фурсин: «Креативная индустрия – это, как правило, всегда венчур»

Какое влияние стимулирование креативных индустрий оказывает на экономику

Ведомости
Воздушная болезнь: что делать, если вас укачивает в самолете Воздушная болезнь: что делать, если вас укачивает в самолете

Что такое воздушная болезнь и как облегчить ее симптомы?

ТехИнсайдер
Перезапуск креативной экономики: новый закон и планы до 2030 года Перезапуск креативной экономики: новый закон и планы до 2030 года

Где уже есть успехи в развитии креативных индустрий, кто входит в число лидеров

ФедералПресс
«Гипотеза белых дыр» «Гипотеза белых дыр»

Почему снаружи белая дыра не отличается от черной

N+1
Хакеры против хакеров Хакеры против хакеров

Компании все чаще полагаются на стратегию результативной кибербезопасности

Ведомости
«Средневековье в латах» «Средневековье в латах»

Как умирали и какие раны наносили друг другу средневековые воины

N+1
«Речная королева Алтая»: как Евдокия Мельникова управляла судоходным делом в XIX веке «Речная королева Алтая»: как Евдокия Мельникова управляла судоходным делом в XIX веке

Как Евдокия Мельникова стала ориентиром для многих судовладельцев XIX века

Forbes
Машина времени Машина времени

Петербургские места, где можно попасть в начало XX века, не покидая XXI

СНОБ
Возвращение к истокам Возвращение к истокам

Бизнес-седан Audi A6: классика и одновременно статус

Автопилот
Отдают недорого: почему художники и галеристы рады случайным покупкам Отдают недорого: почему художники и галеристы рады случайным покупкам

Как импульсивные покупки из любопытства меняют рынок современного искусства

Forbes
Яркий кадр Яркий кадр

Заказчики этой квартиры оказались большими фанатами кино и поп-арта

Идеи Вашего Дома
Екатерина Глухарева: «Банки видят уязвимости бизнеса и помогают их исправлять» Екатерина Глухарева: «Банки видят уязвимости бизнеса и помогают их исправлять»

Директор по рискам «Точка банк» — о видах атак мошенников на малый бизнес

Ведомости
ВТБ поймал волну ВТБ поймал волну

Как проходит пилотный этап

Ведомости
Ядерное оружие: от шоу до экзистенциального ужаса Ядерное оружие: от шоу до экзистенциального ужаса

В какой момент человечество перестало бояться ядерной бомбы?

Монокль
Открыть в приложении