«Вернувшись из экспедиции в Индию, я не представляла, как существовать дальше»

Коллекция. Караван историйРепортаж

Александра Киселева: «Я не могла так просто сдаться»

Беседовала Марина Порк

Фото: Д. Орлова/из архива А. Киселевой

«Вернувшись домой из экспедиции в Индию, не представляла, как существовать дальше. Произошла серьезная переоценка ценностей. Когда я смотрела на детей, живущих в трущобах, на людей, которые ходят босиком по улице, потому что у них нет средств и возможностей приобрести обувь, всякий раз поражалась тому, как при этом им удается чувствовать себя счастливыми».

— Александра, в новом фильме Романа Михайлова «Жар-птица» вы сыграли главную роль. Как вам работалось?

— Это один из уникальнейших периодов моей жизни. Фильм «Жар-птица» мы снимали в Индии. Ездили в экспедицию в «город мертвых» Варанаси, одно из священных мест. Индусы приезжают туда умирать. Считается, если там кремируют тело, душа отправится в рай. Для индуистской культуры, для местных жителей Варанаси — это точка, где можно прикоснуться к чему-то в духовном смысле высокому. Приехав туда и проведя там какое-то время, мы были поражены, что где-то рядом существует не то что другая культура, а вообще иная цивилизация, то есть люди живут совершенно по-иному.

Александра Киселева и Мигель, 3-й сезон шоу «Танцы» на ТНТ. Фото: пресса Proтанцы; Д. Дмитриев

Индия по сравнению, к примеру, с европейскими государствами выглядит очень бедно. Отсутствует комфорт, и достаточно грязно на улицах. Но счастье, которое видишь в лицах людей, поражает. Искренне удивляет, что им так мало нужно для этого. Вернувшись домой из экспедиции, вообще не представляла, как существовать дальше, произошла серьезная переоценка ценностей. Когда я смотрела на детей, живущих в трущобах, на людей, которые ходят босиком по улице, потому что у них нет средств и возможностей приобрести обувь, всякий раз поражалась тому, как при этом им удается чувствовать себя счастливыми.

В таких условиях мы умудрялись еще и работать. Наш фильм — про девушку, приехавшую в Индию в поисках матери, которая живет где-то в ашраме, то есть кино достаточно серьезное. Это новое авторское высказывание прекрасного и уникального режиссера Романа Михайлова. Его картины оригинальны в исполнении и по содержанию, а также кардинально отличаются от того, к чему мы привыкли. Фильмы Михайлова сняты вопреки общепринятым правилам, идут против системы. Он снимает независимое кино. Сценарии к своим работам всегда пишет сам, метод работы с актерами также уникальный. Не актеры подстраиваются под написанный автором сценарий, а история картины выстраивается под актера. Зачастую события фильма создаются под героя прямо во время съемок. Метод Романа сам по себе уникален, благодаря чему получается какая-то необыкновенная правда в кадре.

— То есть сценария у «Жар-птицы» не было?

— Был, без сценария фильмы снимать невозможно. Но не в привычном понимании. Изначально была прописана некая литературная канва, но не диалоги, которые рождались в процессе съемок. Главную героиню зовут так же, как меня, — Саша, что совсем не случайность. Она обладает не только моим именем, но и навыками — она еще и танцовщица. Известный факт: я десять лет профессионально танцевала, участвовала в международных конкурсах, становилась победительницей... Танец вообще важная часть моей жизни.

Таким образом, в сценарии были прописаны базовые вещи, отождествляющие меня настоящую с моей героиней. Как происходили съемки — это отдельная тема. Рома — математик, философ, большой ученый, многого добившийся на поприще науки. Несколько лет назад он оставил эту деятельность и сосредоточил свои усилия на творчестве, кинодраматургии, режиссуре. До этого на протяжении долгого времени писал про сны, которые изучал, пытаясь разгадать их природу и сущность. Во всех его фильмах сновидения играют важную роль, задают ритм в пространстве и кадре.

Фото: из архива А. Киселевой

В Варанаси мы остановились в отеле. Утром встречались за завтраком, и Рома говорил: «Так, ребята, сегодня мне приснился сон. Мне кажется, такой эпизод необходимо снять. Такая сцена обязательно должна быть в нашем фильме». То есть то, что ему приснилось ночью, режиссер дорабатывал и встраивал в съемочный процесс, по ходу дописывая какие-то вещи в сценарий. Этот процесс строился на этюдном методе. Перед актерами ставится задача, а какие слова ты будешь произносить в кадре, куда конкретно пойдешь, решается прямо на съемочной площадке. И это было прекрасно, потому что ощущение свободы дало возможность творить, делать что-то очень стоящее, что можно, как мне кажется, в полной мере назвать искусством.

— Роман Михайлов, соглашусь, уникальный художник. Но его произведения рождают два полярных, прямо противоположных мнения. Есть люди, которые в него влюблены, это и кинематографисты, и его любимые актеры Федор Лавров, Евгений Ткачук, Кирилл Полухин, и журналисты, которые просто обожают погружаться в его киномир. Есть люди, которые совсем не приемлют то, что он делает. Как вам кажется, почему так?

— Думаю, так исторически сложилось, что все необычное, сильно воздействующее всегда вызывает полярные эмоции и не может оставить никого равнодушным. Кино Михайлова — концентрация чего-то сильного, на уровне волшебства. Мой опыт съемок в «Жар-птице» лишь это подтверждает. Это чистая магия, работа с энергиями. Такие вещи не могут не затрагивать. Но у каждого человека совершенно разный уровень насмотренности, понимания кино, культуры в целом. К серьезным фильмам нужно быть подготовленным, в том числе морально, выделить на них время, должен совпасть какой-то определенный период в твоей жизни, чтобы в тебя это попало.

Но это искусство, глубокое, тонкое высказывание, и оно должно прийти в твою жизнь вовремя. Все самые серьезные, сильные вещи, тем более которые делаются вопреки правилам системы, вызывают полярные суждения. А Рома снимает не так, как принято, у него нет «восьмерок», нет «правильного» монтажа. Он от этого сознательно отказался, все сцены в его картинах практически однокадровые. Такие вещи всегда будут вызывать у зрителя противоречивые эмоции.

И те, кто хотят в этой жизни узнавать для себя абсолютно новое или создавать что-то интересное, понимают особую ценность киноработ Михайлова, говорящих о важном посредством особого киноязыка.

— Пожелаю удачи «Жар-птице». До этого у фильмов Михайлова был ограниченный прокат, они пользовались успехом в основном у кинофестивальной публики, находили ценителей среди членов жюри. Как вам работалось с Марком Эйдельштейном, который снялся в картине — победительнице Каннского кинофестиваля «Анора» и так неожиданно прославился? Как складывалось ваше партнерство?

— В «Жар-птице» и картине «Надо снимать фильмы о любви», над которой мы параллельно работали в Индии, собралась замечательная компания молодых и востребованных актеров. Я счастлива, что мои партнеры Марк, Маша Мацель, Чингиз Гараев, Илларион Маров, сыгравший в «Жар-птице» вторую главную роль, — это большие профессионалы, несмотря на сравнительно юный возраст. Так вышло, что я, Марк и Маша — все мы пришли в кино в подростковом возрасте. Конечно, время, проведенное до этого на площадках различных проектов, полученный опыт, периодически пополняемая фильмография сильно помогают в работе. Съемочный процесс складывается легче.

Фото: Д. Дмитриев/из архива А. Киселевой

Это к вопросу, как работалось вместе. Мы все сошлись как люди, мы все подружились и сейчас продолжаем общаться. У нас есть общий чат в мессенджере, который кипит каждый день. Рома в нем делится новостями, ребята постоянно пишут, что-то обсуждаем. У Маши Мацель и Иллариона Марова вообще своя музыкальная группа. Стремимся поддерживать друг друга, потому что у нас правда сложилась киносемья. Рома, как известно, всегда приглашает в новый проект актеров, которые уже у него снимались. Считаю, это очень правильный подход режиссера — привлекать людей, с которыми ему нравится работать. Прекрасно, когда ты находишь своих. Это создает комфортную атмосферу. Поэтому мы все искренне подружились.

В моей жизни было много проектов, экспедиций и приятных актерских компаний. Но обычно происходило так: вы чувствуете, что близки, у вас общие интересы, возможно, даже совпадают вкусы и взгляды, обещаете после съемок видеться чаще. Но проходит время, и все растворяется. Проект и встреченные на нем люди остаются лишь приятным воспоминанием. А здесь мы продолжаем общение, и это прекрасно.

— Что для вас в Индии оказалось самым сложным? Это ведь не Казахстан, где вы родились, и не Россия, где живете. К чему пришлось адаптироваться?

— В первую очередь ко всему, что связано с комфортом и едой. Из интересных фактов: я приехала туда со своей гречкой, которую заваривала в термосе, потому что там вся еда острая. Я тот человек, который следит за питанием, веду здоровый образ жизни, для меня важно, что, как и когда я ем. В Индии вообще не оказалось никаких привычных для меня продуктов, там не было адекватных магазинов. В какой-то момент гречка закончилась, и я перешла на рис, который найти было можно. Практически всю экспедицию продержалась на крупах, что было для меня достаточно сложно.

Ну и в целом я человек комфорта, я этого не скрываю, люблю жить красиво, а там условия были, мягко говоря, не очень. Но любовь к съемочному процессу, желание получить на экране крутой результат отодвинуло дискомфорт на второй план и не оставило никакого неприятного отпечатка. Да, потребовался небольшой период привыкания, адаптации, после чего быстро влились в процесс и чудесно существовали в нем месяц.

Еще и Новый год там успели отпраздновать. Ночью на берегу Ганга зажглись тысячи ярких огней, мы включили речь нашего президента на видео, чтобы почувствовать родину. И не поверите, ровно в тот момент, когда она зазвучала, услышали русскую речь. В Варанаси наших практически нет, за весь месяц пребывания мы не встретили ни одного русского человека. Но в новогоднюю ночь к нам подошла русская супружеская пара. Я удивилась: ничего себе, что вы тут делаете? Супруги поделились, что в жизни их настолько все задолбало, что они решили рвануть в другую цивилизацию, приобрести новый опыт и вот оказались с нами на берегу реки Ганг.

Фото: Фед/из архива А. Киселевой

— То есть это такое место перезагрузки?

— Сто процентов. Это место силы: приезжаешь и тебе там хорошо.

— Вы переехали в Москву из Казахстана. Чем занимаются ваши родители и что вас сюда привело?

— В Казахстане я прожила до трех лет. До сих пор там живут мои родственники, моя бабушка, к которой периодически приезжаем в гости, это по-прежнему родное место. Но в первый класс пошла уже здесь, поэтому Москва — моя вторая родина, город взросления.

Как мы переехали в Москву? Родители хотели развития. Папа никак не связан с творчеством. Сначала он работал в пожарной охране. Потом плавно перешел в нефтяной бизнес, получив соответствующее образование, сегодня трудится в нефтяной компании. У мамы интересная судьба. Может быть, когда-нибудь, если стану режиссером, сниму о ее жизни фильм. Она пропустила через себя весь спектр непростых событий девяностых, раннее рождение ребенка — у меня есть еще старший брат, но он не связан с кино. Маме приходилось менять места работы... Она у меня удивительный, сильный, прекрасный человек, так же, как и мой папа.

Родители меня всегда во всем поддерживали, решили, что образование я должна получить здесь, и перебрались в Москву, где потихонечку стали строить карьеру.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Иван Панфилов: «Дело, которым занимались родители, давалось им не только радостно и легко, но порой мучительно и трудно» Иван Панфилов: «Дело, которым занимались родители, давалось им не только радостно и легко, но порой мучительно и трудно»

Мама взяла за руку: «Ванюша, как же так? Ты поедешь в Гавану один?»

Коллекция. Караван историй
Актриса Мила Ершова о сериале «Аутсорс», маме и «позитивной депрессии» Актриса Мила Ершова о сериале «Аутсорс», маме и «позитивной депрессии»

Актриса Мила Ершова — о своей героине в сериале «Аутсорс» и тонкостях профессии

СНОБ
Стелла Аминова: «Я очень деятельная и не могу сидеть на одном месте!» Стелла Аминова: «Я очень деятельная и не могу сидеть на одном месте!»

Бизнесвумен, мама шестерых детей Стелла Аминова о продуктивности на самоизоляции

Grazia
Мультпарад Мультпарад

Что можно узнать о любви из популярных анимационных фильмов?

Лиза
Татьяна Кравченко: «Я сейчас абсолютно довольна своим одиночеством. Не стала ни для кого музой» Татьяна Кравченко: «Я сейчас абсолютно довольна своим одиночеством. Не стала ни для кого музой»

«На третьих «Сватах» я влюбилась в Федора Добронравова. Но зря я открылась ему»

Караван историй
Физкультуру в массы Физкультуру в массы

Как функционируют любительские спортивные лиги

Ведомости
Право на отдых Право на отдых

Трудоголизм стремительно выходит из моды

Vogue
«Я много снималась в кино, но такого проекта у меня еще не было» «Я много снималась в кино, но такого проекта у меня еще не было»

Чему Николь Кидман научил фильм «Плохая девочка»?

OK!
Отложи трубку! Отложи трубку!

Разбираемся, как перестать думать о бывшем и больше никогда ему не звонить

Лиза
Россия закрепощенная Россия закрепощенная

Экономика крепостного права глазами Тургенева

N+1
Можно ли съесть «слишком много» авокадо Можно ли съесть «слишком много» авокадо

Сколько авокадо можно съедать в день?

ТехИнсайдер
Арт-психология Арт-психология

Что о внутреннем состоянии могут рассказать спонтанные рисунки

Лиза
Мода требует жертв? Мода требует жертв?

Какие элементы гардероба на самом деле очень вредны для здоровья?

Лиза
Морская жемчужина Морская жемчужина

Украшение черноморского побережья — семейная вилла в неоклассическом стиле

SALON-Interior
Редкоземельные металлы: что такое, почему редкие и зачем нужны людям Редкоземельные металлы: что такое, почему редкие и зачем нужны людям

Какие металлы считаются редкоземельными и почему получили такое название

ТехИнсайдер
Насколько вы интернет-зависимы? Насколько вы интернет-зависимы?

Узнайте себя лучше и разберитесь, насколько вы зависите от виртуального мира

Psychologies
Нужны ли пресс-формы серийному производству: инженер развеял популярные мифы о литье Нужны ли пресс-формы серийному производству: инженер развеял популярные мифы о литье

Нужно ли предприятиям разрабатывать для своего производства «идеальную модель»?

ТехИнсайдер
В глубинах Бермудского треугольника В глубинах Бермудского треугольника

Снег в глубинах океана и те, кто им питается

Наука и жизнь
Популяризация свинины Популяризация свинины

Что поможет увеличению потребления свинины

Агроинвестор
«Нет лучше качества, чем наивность» «Нет лучше качества, чем наивность»

Каждый раз Макар Хлебников по-новому играет попытку юного человека обрести себя

OK!
Кассандра жжет Кассандра жжет

«Мисс Остeн» — юбилейная премьера на BBC One

Weekend
Поменяйте настройки в телевизоре, чтобы смотреть фильмы с удовольствием! Список лайфхаков Поменяйте настройки в телевизоре, чтобы смотреть фильмы с удовольствием! Список лайфхаков

Настроить телевизор правильно — проще, чем кажется

ТехИнсайдер
Когда БУМЕР встречает ЗУМЕРА Когда БУМЕР встречает ЗУМЕРА

Почему конфликт поколений — сомнительная теория и какая польза от их объединения

Afternoon Seasons of life
Кровать, которая не даст больному залежаться Кровать, которая не даст больному залежаться

«Папийон» налаживает серийное производство инновационных медицинских кроватей

Монокль
Самый медленный лифт в Нью-Йорке Самый медленный лифт в Нью-Йорке

Предисловие Егора Мостовщикова к книге иконы «новой журналистики» Гэя Тализа

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Макар Хлебников Макар Хлебников

Макар Хлебников об экспедиции в Якутию, шаманских обрядах и работе с Борисовым

Grazia
Рома Декабрев: Очередная попытка выстроить новую искренность, вероятнее всего, окажется лишь новой имитацией искренности Рома Декабрев: Очередная попытка выстроить новую искренность, вероятнее всего, окажется лишь новой имитацией искренности

Рома Декабрев — как поиск персональной истины помогает обретать новые смыслы

СНОБ
Спортивный бонус Спортивный бонус

Сколько и каких бонусов принесет здоровью фитнес в течение жизни?

Лиза
Вячеслав Богдан: Мы уже обошли нишевых конкурентов и сейчас соревнуемся с универсалами Вячеслав Богдан: Мы уже обошли нишевых конкурентов и сейчас соревнуемся с универсалами

Гендиректор Flowwow — как нишевые маркетплейсы конкурируют с универсальными

Ведомости
В Турции братьев приговорили к 45376 годам тюрьмы за онлайн-игру про ферму! В Турции братьев приговорили к 45376 годам тюрьмы за онлайн-игру про ферму!

Как была устроена афера создателей игры Ciftlik Bank

ТехИнсайдер
Открыть в приложении