Моды в гуманитарных науках никогда не бывают сезонными: это всегда межсезонье

Знание – силаМода

Самое продуктивное межсезонье

Моды в гуманитарных науках

Александр Марков, Оксана Штайн

Моды в гуманитарных науках никогда не бывают сезонными: это всегда межсезонье. Одни ученые сетуют, что опять нужно считаться с чем-то, внезапно нагрянувшим, другие думают, как ловчее других последовать этой моде. Поэтому мода в науке – не поветрие, не то же, что мода в одежде. Скорее, это буря, которая обнажает какие‑то основания гуманитарного знания, но также требует нового щегольства, новой изысканности. Мы выбрали шесть мод конца XX и XXI века, шесть дней творения современной ситуации в социальном и гуманитарном знании.

Деконструкция

Ее новой модой не назовешь: книга Жака Деррида1 «О грамматологии» вышла в 1967 году. Конечно, на 1990‑е приходится пик деконструкции в моде в узком смысле, фэшн‑индустрии: произведения Ёдзи Ямамото2, сидящие на моделях так же хорошо, как на куклах, и наоборот, или почти цифровые, явившиеся из матрицы костюмы Карла Лагерфельда этого периода. Деконструкция – это в узком смысле разбор любого текста для демонстрации внутреннего принципа его устройства, а именно, что текст мог бы быть не только собой, а мог бы быть картиной, поступком, внутренним переживанием, музыкальным произведением или физиологией растений. Главный пафос деконструкции – борьба с логоцентризмом, то есть представлением, что некоторая наша каноническая мысль, всегда властная, «мужская», наводящая порядок, и есть источник любых других мыслей, а значит, представлений о мире. Логоцентризм требует связать властный жест познания и мысли о мире, не давая им свободы. Деконструкция показывает, как мысль может сама себя выявлять, разоблачать, приоткрывать, придумывать новые маски и гулять нам на радость.

Жак Деррида

1. Жак Деррида́ (1930—2004) – французский философ, создатель концепции деконструкции. Один из самых влиятельных философов конца XX века.

2. Ёдзи Ямамото – известный дизайнер одежды, один из важнейших представителей деконструктивизма в моде.

Ёдзи Ямамото и его модель

В конце концов, сам Деррида в 1990‑е годы говорил уже о проблемах беженцев, о гостеприимстве, политиках дружбы и взаимопонимании. Мысль на воле может оказаться бесприютной, и нужно научиться работать с мыслью во множественном числе, чтобы, действительно, не видеть в каждом несогласном врага. Политики дружбы – это признание в друге того, кто ничего нам не обязан, даже не обязан появляться перед нами, но чье бытие обязывает меня признавать права и интересы другого.

Эта мода явно дошла к нам с некоторым опозданием. Деконструкцию легко подхватили литературоведы, занимавшиеся переводом с французского языка: Г. К. Косиков, С. Н. Зенкин и другие. Деконструкция оказалась прежде всего способом социальной контекстуализации литературы, в противовес жанровому анализу, в котором было слишком много инерции, слишком много неотрефлектированных, непроработанных понятий. «Это роман», – и сразу за таким определением следует много образов и въевшихся представлений о романе.

Жерар Женетт

Заявить, как теоретики деконструкции, такие как Ж. Женетт, А. Компаньон и другие литературоведы этого направления, что роман – это любой текст больше какого‑то минимального числа страниц, – означало преодолеть инерцию косных образов и открыть путь уже новой, документальной, социальной, феминистской и другой литературе в 2000‑е годы. Важны не образы, а само действие романа, сама его действительность, претендующая быть настоящей и потому так обостряющая наше чувство справедливости. В этом и есть заслуга такой моды, а не в том, что «постмодернистом» стал называть себя любой менеджер.

Карл Лагерфельд и его модель

Визуальность

«Интеллектуальное поле визуальной антропологии» (так назвали введение к книге «Визуальная антропология» отечественные исследователи Виктор Круткин, Павел Романов и Елена Ярская‑Смирнова) было определено произошедшим во второй половине ХХ века визуальным поворотом. Визуальный поворот – совокупность открытий, после которых стало невозможно рассматривать образы просто как иллюстрации к слову. Уже Аби Варбург в 1920‑е годы показал, что визуальные образы имеют свои истории, свои сюжеты, не сводимые к сюжетам текстов: родилась наука иконология – о собственном логосе, собственной многовековой жизни образов среди различных смыслов.

Визуальные исследования вошли в моду, с одной стороны, благодаря рецепции французской мысли в работах философа Елены Петровской, а с другой стороны, через изучение повседневности. Например, культуролог Константин Богданов показал, как клякса может становиться ресурсом политических конфликтов, образовательных и воспитательных требований, националистических притязаний, новых форм ксенофобии и ксенофилии. Визуальный образ кляксы вмещает в себя множество идей, от повреждения до нечистоты, от скрывания текста до импровизации, и каждая из этих идей влияет на общественную жизнь. А философ Валерий Савчук создал философию забора: забор оказался не столько границей, сколько визуальным генератором, создающим политические, экономические, культурные институты. Забор – это не просто граница, это маскировка, карнавал, подсматривание, щели для пролаз и множество еще смысловых возможностей.

Благодаря визуальным исследованиям мы узнали новые смыслы понятий «идол» и «икона». Жан‑Люк Марион3 противопоставил «идола» как инструмент снятия дистанции, фетиш, и «икону» как действенное присутствие, симулирующее предмет и потому способное замещать предмет, быть местоблюстителем предмета. Так, часы покойного дедушки будут «идолом», а дверь, приоткрытая в комнату дедушки так, что, кажется, дедушка сейчас выйдет, просвет, тихий свет из соседней комнаты – «иконой». Тогда понятие иконы стало распространяться не только на каноническое церковное искусство, равно как и не только на глянцевый мир «икон стиля» и «симулякров», по Бодрийяру4. Уже Павел Флоренский5 рассматривал Имя Божие как вариант иконы, а Елена Петровская недавно отнесла к иконам даже современные нейросети. Ведь нейросеть не уподобляется предмету, а действует как предмет, пишет текст как писатель, создает картину как художник. Она – икона, создающая картинки и тексты, как церковная икона создает молитву и медитацию внутри верующего.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мода бывает разной Мода бывает разной

Мода может проявляться во всем, чем занимается человечество

Знание – сила
Хочешь победить в конкуренции — считай! Хочешь победить в конкуренции — считай!

Суперкомпьютерная отрасль в нашей стране переживает не самые простые времена

Наука и жизнь
Ставки сделаны Ставки сделаны

Уставший от войны народ жаждет зрелищ — и получает их сполна

Дилетант
Тройная радость Тройная радость

Маша Миногарова, Аня Pokrov и Яна Пилецкая раскрывают души, планы и косметички

VOICE
Легенда о старце Легенда о старце

Конспирологическая теория о связи старца Феодора Кузьмича и Александра I

Дилетант
Глеб Калюжный: «Стал более разборчив в людях» Глеб Калюжный: «Стал более разборчив в людях»

Глеб Калюжный о планах на будущее и переменах в личной жизни

VOICE
Актив меж двух океанов Актив меж двух океанов

Как строили и распоряжались Панамским каналом

Деньги
Два Гуся, две светлые постройки Два Гуся, две светлые постройки

Маршрут путешествия на два дня в Гусь-Железный и Гусь-Хрустальный

Weekend
География несправедливости География несправедливости

О парадоксах нынешнего витка истории неравенства

Монокль
Эдуард Веркин: Общественное устройство грядущего — не хлеб фантастической литературы Эдуард Веркин: Общественное устройство грядущего — не хлеб фантастической литературы

Писатель Эдуард Веркин — о том, что будет волновать человечество в будущем

СНОБ
8 трендов в уходе за кожей, которые дерматологи никому не советуют пробовать 8 трендов в уходе за кожей, которые дерматологи никому не советуют пробовать

Вирусные бьюти-тренды, от которых следует держаться подальше

VOICE
«Звери рейха». Как немецкая пропаганда использовала образы животных «Звери рейха». Как немецкая пропаганда использовала образы животных

Роль животных в повседневной жизни гитлеровской Германии

СНОБ
В Хорватии нашли захоронение «вампира» В Хорватии нашли захоронение «вампира»

Чем отличаются девиантные захоронения «вампиров»?

N+1
Планы на межсезонье Планы на межсезонье

Куда отправятся россияне весной и сколько им на это придется потратить

Деньги
Лукерья Ильяшенко: «Счастье внутри» Лукерья Ильяшенко: «Счастье внутри»

Лукерья Ильяшенко о мечтах, неожиданных поворотах судьбы и секретах радости

Караван историй
Игра цвета Игра цвета

Гармоничный диалог жизни и искусства в проекте квартиры для молодого бизнесмена

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Самые безопасные: 10 авиакомпаний мира, у которых не было авиакатастроф за всю историю их существования Самые безопасные: 10 авиакомпаний мира, у которых не было авиакатастроф за всю историю их существования

Какие авиакомпании безопаснее других за всю историю гражданской авиации

ТехИнсайдер
Если видишь на картине Если видишь на картине

Правила игры в метафорические карты

VOICE
IT-разработка «внутри» или готовое решение: что выбрать IT-разработка «внутри» или готовое решение: что выбрать

Стоит ли IT-компании разрабатывать ПО с нуля или лучше купить готовое решение?

Inc.
«Тень за спиной». Кто такие сталкеры и как от них защититься «Тень за спиной». Кто такие сталкеры и как от них защититься

Как обезопасить себя от сталкера и какими тактиками они пользуются

СНОБ
Принудительная стерилизация и рекордные аборты: как живут женщины в Гренландии Принудительная стерилизация и рекордные аборты: как живут женщины в Гренландии

За что борются активистки Гренландии?

Forbes
2024-й в артефактах: самые любопытные открытия года 2024-й в артефактах: самые любопытные открытия года

Список археологических открытий 2024 года, которые привлекли внимание

Наука и жизнь
Кабина истребителя Кабина истребителя

Мы «полетали» на обновленном кроссовере JAECOO J7

Вокруг света
Капризы моды в храме науки Капризы моды в храме науки

Казалось бы, в сфере науки просто нет места моде. Но так ли это?

Знание – сила
Британские музыканты записали «альбом тишины» в знак протеста против ИИ Британские музыканты записали «альбом тишины» в знак протеста против ИИ

Более 1000 музыкантов выпустили «альбом тишины» в знак протеста против ИИ

Inc.
Герой любого времени Герой любого времени

Кирилл Кяро — о долге и ответственности перед людьми

OK!
Как отличить сухую кожу от обезвоженной и почему важно знать разницу: объяснения дерматологов Как отличить сухую кожу от обезвоженной и почему важно знать разницу: объяснения дерматологов

Перепробовала столько увлажняющих кремов, но ни один не помог?

VOICE
Как найти свое счастье: бесценные научные советы Как найти свое счастье: бесценные научные советы

Формула счастья будет уникальной для каждого человека. Но как найти свою?

Psychologies
Алгоритмам становится тесно Алгоритмам становится тесно

Центробанк подталкивает трейдеров к регистрации в качестве паевых фондов

Монокль
Город-феникс Город-феникс

Что стоит увидеть в столице Чеченской Республики в первую очередь

Лиза
Открыть в приложении