Композиторы из будущего: как изменилась музыка за последние 100 лет
Как композиторы с академическим образованием пришли к постцифровой эстетике — рассказывает креативный продюсер мультимедийного фестиваля «Биомеханика» Ирина Севастьянова.

Мы живем в странное время — по ту сторону будущего. В реальности, которую живо представляли себе композиторы и инженеры столетней давности: с беспроводными технологиями, возможностью синтезировать речь и создавать музыку, даже не имея специального образования. Мечтатели прошлого все это предсказали, а еще они верили, что музыка будет всюду и в отличном качестве, а на смену симфоническим оркестрам придут компактные устройства. Фантасты от мира музыки могли бы только позавидовать сегодняшнему инструментарию композиторов, позволяющему, например, услышать партитуру на компьютере еще в процессе ее написания.
Единственный нюанс заключается в том, что композиторы за прошедшие сто лет растеряли статус властителей дум. Премьера оперы или балета больше не находится в категории «обязательно к просмотру», как это было в XIX веке, во времена Рихарда Вагнера, когда даже просмотр в неудобных креслах его четырехчасовых постановок и полное неприятие его как личности не позволяло публике пропускать спектакли. Обожать или ненавидеть — дело каждого, но не знать совсем — немыслимо. Сегодня