По следам Скарлетт Йоханссон
Сексапильная блондинка с выразительными линиями тела, пухлыми губами и терпким низким тембром голоса — Скарлетт Йоханссон стоит особняком в списке голливудских кинозвезд.
Обладая яркой внешностью новой Мэрилин Монро и выдающимся драматическим талантом, накануне своего 40-летия эта актриса, как ни странно, все еще не может похвастаться хотя бы одной статуэткой «Оскар»! Йоханссон уже не раз возглавляла списки самых сексуальных и самых высокооплачиваемых актрис, а общие сборы фильмов с ее участием превысили 15 миллиардов долларов, дав Скарлетт право называться «самой кассовой кинозвездой всех времен». Но главный трофей киноиндустрии все время ускользает из ее рук. Как не случилась пока в карьере та самая главная роль, что вписала бы ее имя в один ряд с великим дивами кино. Скарлетт Йоханссон все еще ждет ее. И каждый раз, давая согласие на новые съемки, словно бы ищет саму себя, оглядывается на свою биографию и пробует найти в ней неслучайные зацепки и совпадения. Порой в голову даже закрадывается мысль, что самые важные главы в своей фильмографии эта актриса пишет словно бы под копирку своей биографии и истории своей семьи...
На три минуты старше
Сниматься Скарлетт начала еще в детстве. Иначе и быть не могло с девочкой, которая чуть ли не каждый день устраивала домашние концерты, пела, танцевала чечетку, изображала сцены из любимых старых голливудских фильмов, которые она начала смотреть вместе с родителями с трех лет от роду. Как-то, решив проверить саму себя, сможет ли она стать великой актрисой в будущем, совсем юная Скарлетт (ей не было еще и десяти!) устроила себе экзамен: она должна суметь расплакаться точь-в-точь как Джуди Гарлэнд в сцене из фильма «Встретимся в Сент-Луисе»! Уединившись у зеркала, Скарлетт всматривалась в свое отражение, пытаясь вспомнить все самое грустное, что было в ее жизни. И слезы рекой хлынули из глаз — этот экзамен самой себе она сдала.
А расплакаться юной актрисе было от чего! Достаточно вспомнить тот постыдный провал на первом же в ее жизни актерском кастинге. «Кто-то сказал моей маме, что мы очень милая семья с четырьмя детьми, так почему бы не подрабатывать, снимаясь в рекламе? И мы все дружно пошли на кастинг. А в итоге единственным, кого они хотели видеть в своем ролике, был мой старший брат», — вспоминает Скарлетт. По мнению девочки, это было несправедливо и жутко обидно, ведь это она была главной актрисой в семье! Но, как говорят, все, что с нами случается, случается в итоге для нас. И начиная с этого дня все свои проигрыши и потери Скарлетт Йоханссон научится перемалывать в мотивацию по достижению заветной цели. Еще не раз и не два ей будут отказывать в желанных ролях, не замечать на кастингах, но отныне и навсегда отказ для нее станет самым действенным вызовом.
То первое поражение в кастинге не просто огорчило и ошарашило юную Скарлетт — она твердо и по-взрослому решила учиться актерскому мастерству профессионально. «Мама говорила, что доверить семилетнему ребенку выбор будущей профессии — это все равно что дать ему ключи от машины и открыть дверцу, — смеясь, делится воспоминаниями Йоханссон. — Но, как видите, я вырулила!» Девочка упросила родителей записать ее в знаменитую нью-йоркскую актерскую школу при Институте театра и кино Ли Страсберга, разработавшего на основе метода Станиславского свою собственную методику. Этот институт окончили такие именитые актеры, как Дастин Хоффман, Аль Пачино и Роберт Де Ниро, — есть на кого равняться! Однако занятия дочери в этой школе были едва по карману Йоханссонам, которые, по воспоминаниям самой Скарлетт, всегда жили от отцовской зарплаты до зарплаты, переезжали с одной квартиры на другую, выбирая жилье для семей со средним достатком. У них никогда не было лишнего доллара, а потому все четверо детей Йоханссонов учились в обычной школе, добирались до учебы на школьном автобусе и обедали в школьной столовой.
Увидев неподдельную страсть дочери к актерству, мама Мелани, как могла, искала и находила возможности поддерживать и развивать этот интерес. Скарлетт вспоминает, как вместе с мамой они несчетное количество раз пересматривали классические голливудские киноленты — снова и снова. Или как простаивали длинные очереди за билетами со скидкой вполцены, чтобы попасть на театральные постановки на Бродвее...
К счастью, ее занятия актерским мастерством в школе при Институте Ли Страсберга, доставшиеся семейному бюджету ой как непросто, почти сразу дали толк: очень скоро малышка Скарлетт смогла принять участие в своей первой театральной внебродвейской постановке, в которой также вышел на сцену еще один начинающий в ту пору актер — юный Итан Хоук. И пусть в спектакле девочке доверили всего две реплики — это ведь только начало!
«Актерство всегда было моей страстью, — вспоминает Йоханссон начало своего профессионального пути длиною 30 лет. — Я хотела играть в мюзиклах с самого детства, так что для меня это самая настоящая мечта, ставшая реальностью. Мое детство было наполнено тем, что я любила делать больше всего на свете, но также и совершенно обычными вещами для девочки из Нью-Йорка. И сегодня, оглядываясь назад, я думаю: «Ух ты! Я уже сделала столько важных вещей, которые многие люди не успевают сделать за всю свою жизнь!»
Уже в 10 лет у Скарлетт случился первый кинодебют в комедии «Норт» с юным Элайджей Вудом в главной роли. А в 12 она получила свою первую главную роль в ленте «Мэнни и Ло», где снималась вместе со своим братом-близнецом Хантером, младше ее на три минуты. И даже получила свою первую номинацию на кинопремию! Звезда хоть и маленькая, но родилась! Кстати, в эпизодах этого фильма снялись ее сестра Ванесса и мама.
Когда Скарлетт исполнилось 13, ей выпала удача сыграть в ленте «Заклинатель лошадей», режиссером которой выступил прославленный актер Роберт Редфорд. По собственному признанию, только войдя в кадр, она уже точно знала, что и как делать, чтобы ее героиня ожила и стала настоящей. Редфорд позднее в одном из интервью произнесет знаковую фразу, назвав Скарлетт «13 going 30» («13 и вот-вот исполнится 30»), тем самым подчеркнув, что, к его искреннему удивлению, девочка-подросток, оказывается, может быть настолько взрослой в работе!
Трудности перехода
Да, она рано стала взрослой. Когда Скарлетт было всего 13 лет, ее родители развелись. Мать Мелани пожелала жить в Лос-Анджелесе, отец остался в Нью-Йорке. А сердце Скарлетт раскололось пополам. Много лет спустя, уже прописав в своей биографии два собственных развода — с актером Райаном Рейнольдсом и французским рекламщиком Роменом Дориаком, — а также совершив множество расставаний с неофициальными бойфрендами, Скарлетт очень убедительно сыграет Николь Барбер — актрису и женщину на грани нервного срыва в ленте Ноа Баумбаха «Брачная история». И снова этот будет тот случай, когда не требовалось объяснять ей, как играть развод и расставание некогда любивших друг друга людей, — достаточно было сесть перед зеркалом и просто вспомнить свою историю.
Тогда же, вскоре после развода родителей, Скарлетт, наверное, впервые ощутила то невероятное одиночество, сравнимое с беспомощностью выброшенного на берег дельфина, который изо всех сил пытается дышать. И выплеснула всю свою грусть на экран ленты «Трудности перевода», в которой у нее была первая большая взрослая роль. Эту киноисторию про потерянного среди толпы одинокого человека режиссер София Коппола задумала вскоре после своего расставания с супругом Спайком Джонзом, вписав в нее собственную правдивую историю одиночного пребывания в Токио. Это была очень личная лента про потерянность в большом городе, красноречивое молчание и разговоры по душам с незнакомцем. Когда Скарлетт утвердили на роль, ей было всего 17, а ее экранной героине где-то за 20, но она снова филигранно вошла в тело кого-то более взрослого и умудренного опытом, чем она сама. Именно этот фильм стал для Скарлетт переходным мостиком во взрослое кино и к взрослым ролям. Во многом благодаря филигранной игре Йоханссон «Трудности перевода» — чистой воды артхаус, снятый на скромные 4 миллиона долларов, — неожиданно для всех горячо отозвался в сердцах зрителей и собрал в прокате 119 миллионов по всему миру!
В том же 2003 году случился еще один факт взросления Скарлетт. На роль служанки Грит в фильме-биографии про голландского художника XVII века Яна Вермеера британский режиссер Питер Уэббер отсмотрел 150 претенденток. Он искал не только внешнее сходство с героиней известного полотна «Девушка с жемчужной сережкой» — ему важно было в актрисе разглядеть умение молчать и говорить глазами. Сама Скарлетт называет этот фильм одним из своих самых любимых, особенно его финал, в котором ее героиня становится взрослой женщиной очень необычным способом. Не тогда, когда теряет девственность со своим ухажером-мясником, а в момент, когда художник прокалывает ее ухо жемчужной серьгой, чтобы нарисовать портрет. Режиссеру не понадобилось никаких откровенных постельных сцен, чтобы передать все таинство этого перехода во взрослую жизнь героини экранной и юной актрисы... Так в 2003 году Скарлетт Йоханссон дважды становится взрослой актрисой. В один год ее номинируют на премию «Золотой глобус» и BAFTA сразу за два фильма. И она получает свою первую взрослую награду за лучшую женскую (а не детскую) роль.