О перспективах развития платных дорог в РФ

РБКБизнес

Как платная трасса увеличивает экономический потенциал Самарской области

О перспективах развития платных дорог в РФ и социально-экономическом эффекте от запуска 100-километровой тольяттинской автомагистрали рассказал гендиректор концессионной компании «Обход Тольятти» Алексей Ерыгин

В России насчитывается 3 тыс. км платных дорог. Вице-премьер Марат Хуснуллин в апреле 2024 года анонсировал планы нарастить их протяженность до 10 тыс. км. Какой эффект для развития регионов и в целом экономики страны дает строительство платных трасс?

Дорожная сеть страны работает как кровеносная система организма: чем больше сосудов, тем он лучше снабжается и развивается. Каждая новая дорога позволяет экономить время в пути и быстрее доставлять грузы, а вокруг дороги появляются площадки для развития складских, производственных комплексов, туристические объекты и жилые комплексы. Таким образом, строительство дорог стимулирует развитие не только конкретной территории, но и экономики региона и страны в целом.

У платных дорог здесь особая роль. Они обычно строятся на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП), когда часть средств в проект вкладывают инвесторы и банки. Благодаря участию частного капитала при одинаковых затратах со стороны госбюджета удается построить, скажем, не 2 тыс., а 3–4 тыс. км дорог. Получается, что 108 механизм ГЧП дает возможность развивать инфраструктуру ускоренными темпами.

В июле 2024 года был запущен 100-километровый обход Тольятти, а в сентябре трасса стала платной. Сколько машин за это время воспользовались обходом, насколько отличается цена проезда от других платных дорог?

С момента запуска прошло два с половиной месяца, и за это время по магистрали проехали почти 1 млн автомобилей. При этом мы на втором месте среди платных дорог России по дешевизне проезда легковых автомобилей (2,7 руб. за 1 км), а также входим в аналогичный топ-6 для грузовиков.

Тольяттинская трасса стала самым крупным проектом в истории ГЧП в России. Как шло строительство дороги и какой социально-экономический эффект ожидается от проекта?

Во время строительства было много сложностей, связанных с макроэкономической ситуацией: ковид, рост стоимости стройматериалов и процентных ставок в банках, а в последние годы еще и изменение цепочек поставок. Технические и производственные вопросы удалось решить благодаря сильнейшим подрядчикам. Дорогу строил холдинг «Автобан», выступающий акционером трассы, а мостовое сооружение — компания «Дороги и мосты». Финансовые вопросы решали совместно с региональным и федеральным правительствами. Чтобы нивелировать рост процентных ставок, удалось привлечь льготный заем от «Дом.РФ» и сформировать окончательную структуру частного и бюджетного финансирования при стоимости строительства объекта 140 млрд руб.

Социально-экономический эффект от дороги первыми почувствовали, конечно, водители. Например, этим летом ремонтировали плотину на Жигулевской ГЭС, что вызвало транспортный коллапс — в пробках во время ремонтных работ можно было простоять до пяти часов. Нам совместно с правительством Самарской области удалось открыть дорогу раньше срока и, по сути, принять на себя этот трафик, да еще и в бесплатном тестовом режиме, что разгрузило дамбу и снизило количество пробок.

В более глобальном смысле строительство платной трассы приводит к увеличению туристического и инвестиционного потенциала региона — у пользователей появляется возможность с комфортом и безопасно проехать по маршруту, где расположены туристические и логистические объекты.

Как при реализации проекта соблюдаются интересы не только пользователей дороги, но и жителей близлежащих населенных пунктов?

Конечно, строительство любой дороги создает дискомфорт. Перед запуском движения мы создали каналы общения с потенциальными пользователями и местными жителями. 1 сентября 2024 года совместно с правительством Самарской области открыли съезд на небольшую дорогу, сделанный по просьбе местных жителей. Получаем много обращений от граждан и рассматриваем их все, в том числе критику и претензии.

Сейчас мы перешли в режим эксплуатации трассы на срок до 2039 года. Сегодня на содержании дороги в компании «Автобан-Эксплуатация» уже работают 70 сотрудников, к зиме их штат увеличат, все это будут местные жители. Так что речь идет еще и о создании новых рабочих мест в регионе.

Какие технические решения были применены при строительстве дороги?

Особенность проекта — строительство внеклассного моста через Волгу. Погодные условия во время стройки на реке были изменчивы. Чтобы обеспечить непрерывность строительства, использовались особые технологии. Так, для сооружения опор готовились опускные ящики (полые кубы весом 1700 т каждый). Основы ящиков собирали на берегу, потом доставляли баржами к местам обустройства опор, опускали на 12-метровую глубину, откачивали из ящиков воду и уже внутри них сооружали железобетонные опоры — практически так же, как на суше. Возведение опор с помощью опускных ящиков не зависит от погоды на реке, где могут бушевать шторма, сильные ветры или начаться ледоход. Использование такой технологии позволило непрерывно работать и запустить по мосту движение через 3,5 года с момента начала строительства.

Строительство обхода Тольятти идет в рамках возведения транспортного коридора «Европа — Западный Китай». А в «Автодоре» сообщили о включении трассы в Юго-Западную хорду. Каково значение этих транспортных коридоров, что даст компании вхождение в эти проекты?

Протяженность Юго-Западной хорды составляет более 2 тыс. км, этот маршрут свяжет Тюмень с Краснодарским краем. Транспортные коридоры пройдут через десятки субъектов Федерации, в которых проживает более 50 млн человек — треть населения страны. Конечно же, в связи с этим мы ждем роста интенсивности движения и сокращения сроков окупаемости объекта. Сейчас этот срок указан — до 2039 года.

Как трасса будет развиваться? Откроются ли новые съезды с шоссе, будут ли совершенствоваться сервисные функции?

Конфигурация обхода Тольятти будет определяться собственником — Самарской областью. Что касается придорожной инфраструктуры, то спрос на нее явно будет увеличиваться с ростом интенсивности движения. Вместе с местными властями мы прорабатываем организацию многофункциональных зон с магазинами, пунктами общепита и АЗС.

В 2025 году планируется строительство первых таких зон. Создание подобной сервисной инфраструктуры увеличит комфорт поездок, с ее появлением трасса будет привлекать еще больше пользователей. А у водителей появится дополнительный стимул выбрать именно маршрут в обход Тольятти.

Фото: пресс-служба

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Знакомство с сапиенсами Знакомство с сапиенсами

Что случилось же 50 тысяч лет назад? Интереснейшие находки в Денисовой пещере

Afternoon Seasons of life
Пересними это Пересними это

10 самых тиражируемых кинокадров

Weekend
Компенсации и бенефиты Компенсации и бенефиты

Что помогает компаниям привлекать, мотивировать и удерживать специалистов

РБК
Как написаны «Старосветские помещики»: отрывок из книги Как написаны «Старосветские помещики»: отрывок из книги

Отрывок из книги «Базаров порезал палец»

СНОБ
Средство достижения цели, препятствие или враг: как вы относитесь к настоящему времени — и почему это важно Средство достижения цели, препятствие или враг: как вы относитесь к настоящему времени — и почему это важно

Чем важен навык жить настоящим? И что мешает нам его развить?

Psychologies
Ступичный подшипник: что это, где находится и как понять, что пора менять Ступичный подшипник: что это, где находится и как понять, что пора менять

Все про ступичный подшипник: где находится, для чего нужен, симптомы

РБК
Витаминный десант Витаминный десант

Самые важные витамины и минералы для женщин, которые помогают не болеть

Лиза
Что такое японский маникюр и как его делать Что такое японский маникюр и как его делать

Как сделать маникюр в стиле аристократок и гейш эпохи Эдо

Psychologies
Google показала, как квантовые компьютеры превзойдут мощнейшие суперкомпьютеры Google показала, как квантовые компьютеры превзойдут мощнейшие суперкомпьютеры

Почему шумоподавление это главное в разработке квантовых компьютеров

ТехИнсайдер
Телескопы будущего Телескопы будущего

Владимир Сурдин о разработках для изучения космоса

Вокруг света
Третья форма денег Третья форма денег

В России стартовал второй этап проекта по использованию цифрового рубля

Деньги
Нескончаемая молодость Нескончаемая молодость

Как русский рок стал зацикленным на самом себе

Weekend
Кирилл Гребенщиков Кирилл Гребенщиков

Кирилл Гребенщиков об особенностях игры в сериале «Наследники. Дар крови»

Лиза
Восток заходит с Запада Восток заходит с Запада

Geely, но только Belgee

Автопилот
Никита Макаров: «Я не понимаю халтуры в искусстве» Никита Макаров: «Я не понимаю халтуры в искусстве»

Никита Макаров — о выставке в Пушкинском музее и поездках на Кольский полуостров

СНОБ
«Можно весь день у телевизора сидеть, а мы выбрали наполненную жизнь»: как старший возраст становится временем для самореализации «Можно весь день у телевизора сидеть, а мы выбрали наполненную жизнь»: как старший возраст становится временем для самореализации

Как перестать бояться старости и научиться воспринимать новый для себя период.

СНОБ
«Багров – убийца, который покрошил за брата пол-Петербурга» «Багров – убийца, который покрошил за брата пол-Петербурга»

Артем Быстров о 1990-х и перевоплощении в таежного охотника

Правила жизни
Ещё один восстановленный Jeep 1975 года. На это раз от ICON Ещё один восстановленный Jeep 1975 года. На это раз от ICON

Последний шедевр ICON — восстановленный Jeep Cherokee

4x4 Club
Первый император Японии Первый император Японии

Почему историчность первого императора Японии Дзимму подвергается сомнению?

Дилетант
Алкоголик, мизогин, благородный узник ГУЛАГа: каким был поэт Николай Заболоцкий Алкоголик, мизогин, благородный узник ГУЛАГа: каким был поэт Николай Заболоцкий

О том, как Заболоцкий в ГУЛАГе стал примером человеческого достоинства

СНОБ
Пожары семейных страстей: как дети воспринимают сложные эмоции взрослых Пожары семейных страстей: как дети воспринимают сложные эмоции взрослых

О влиянии недовольства, гнева и обид в отношениях родителей на ребенка

Forbes
Что такое «мышечный узел» Что такое «мышечный узел»

Существуют ли в мышцах реальные узлы?

ТехИнсайдер
Почему буксует всегда одно колесо – и еще 3 необычных факта о дифференциале автомобиля Почему буксует всегда одно колесо – и еще 3 необычных факта о дифференциале автомобиля

Дифференциал: что это за устройство, зачем он нужен?

ТехИнсайдер
Первая линия Первая линия

Востребованности Елены Николаевой могут позавидовать многие. Так было не всегда

OK!
Неиссякаемая Вера: что еще нужно знать о скульпторе Вере Мухиной Неиссякаемая Вера: что еще нужно знать о скульпторе Вере Мухиной

Вера Мухина: именно с ее именем ассоциируются знаковые символы СССР

Правила жизни
Город-текст, пытающийся вырваться из своего контекста Город-текст, пытающийся вырваться из своего контекста

Екатеринбург: архитектура советского корпоративного проекта

Weekend
Кир Булычев. Поперек реки Хронос Кир Булычев. Поперек реки Хронос

Чем Кир Булычев резко выделялся на фоне друзей и соратников по перу?

Знание – сила
Как полюбить себя Как полюбить себя

6 советов от психолога для женщин с заниженной самооценкой

Лиза
Ольга Смирнова: «Я всегда говорю: люди воспринимают друг друга не по одежке, а по энергетике» Ольга Смирнова: «Я всегда говорю: люди воспринимают друг друга не по одежке, а по энергетике»

«Сегодня ты звезда, а через месяц тебя сменят другие»

Коллекция. Караван историй
Множество измерений Множество измерений

Новый перевод эссе Чарльза Хинтона «Множество измерений»

Наука и жизнь
Открыть в приложении