Ковровая резня
«Ужасающий-3»: масштабное возвращение клоуна-маньяка
В российский прокат одновременно со всем миром вышел «Ужасающий-3». Накануне Рождества, в очередной раз неизвестным науке и религии образом восстав из мертвых, адский клоун Арт (Дэвид Говард Торнтон) возвращается в округ Майлз, где его предыдущие злодеяния уже успели стать частью местного фольклора и темой тинейджерских true-crime-подкастов. Экспроприировав у первого попавшегося Санты костюм и бороду (разумеется, не накладную), Арт устраивает предпраздничную бойню, небывалую даже по его собственным изуверским стандартам. Станислав Ф. Ростоцкий рассказывает биографию безумного злодея.
Пару месяцев назад на закрытых форумах любителей ужасов получила хождение карикатура. Изображенный на ней человечек, типичнейший обитатель вселенной «улыбок разных широт» — глаза-точки, нос сливой, четырехпалая мультяшная рука,— сосредоточенно закрашивает очередную дату в настенном календаре. «Считаешь дни до Рождества?» — интересуется его нарисованная супруга.— «Да нет. "Ужасающий-3" выходит». В полной мере оценить остроумие этой картинки могут не только хоррор-гики, но и представители гораздо более широкой аудитории, неожиданно осознавшие, что в этом году их ждет кое-что поважнее светлого праздника. В конце концов, Рождество бывает каждый год, а вот если кому-нибудь вздумалось вычеркивать день за днем с того момента, как клоун Арт почтил своим присутствием этот мир и до настоящего момента, календарей пришлось бы извести по меньшей мере полтора десятка.
Впервые ключевой персонаж будущей франшизы, более всего похожий, пожалуй, на Марселя Марсо, вздумавшего сняться у Жана Роллена, появился в качестве одного из подручных дьявола в короткометражном «Девятом круге», который начинающий постановщик спецэффектов Дэмиен Леоне сотворил в 2008 году за три тысячи собственных долларов. В 2011-м инфернальный мим устроил резню на проселочном хайвее, выйдя на первый план в «нулевом», тогда еще двадцатиминутном варианте «Ужасающего». В 2013-м обе новеллы (плюс еще одна, где Арт появлялся только на жутком портрете) оказались записаны на видеокассету, которую малолетние брат с сестрой и их няня обнаружили в мешке для хэллоуиновских сладостей в полнометражном дебюте Леоне, антологии «Канун Дня Всех Святых». А еще через два года на продвинутом (именно там в свое время впервые заявили о себе Майкл Мур и Роберт Родригес) фестивале «Теллурайд» состоялась премьера полнометражной версии «Ужасающего», явно снятой, по заветам великого однофамильца режиссера, «за пригоршню долларов» (по разным сведениям, от $35 тыс. до $55 тыс.), собранных Леоне в интернете. Фильм не без успеха прокатился еще по нескольким специализированным смотрам от Лондона до Кентукки, а перед тем, как появиться на носителях, мелькнул в очень ограниченном прокате (несколько дней в считаных кинотеатрах).