Я наблюдаю не первую волну революционных взглядов в искусстве — Аристарх Чернышев
11 сентября в торговом центре BoscoVesna на Новом Арбате открылась персональная выставка «Техноорганика» одного из пионеров медиа-арта в России Аристарха Чернышева. По просьбе «Сноба» куратор арт-коллаборации Ольга Вад поговорила с Аристархом Чернышевым о технологии создания медиаработ, внедрении дополненной реальности в искусство, расцвете видео-арта, идеях и смыслах, заложенных в «Техноорганике».
Масштабный медиапроект занял фасад здания BoscoVesna, пространство атриума и несколько зон на этажах торгового центра. Первый раз серия «Техноорганика» демонстрируется в таком масштабе, большинство работ показаны впервые — они были созданы художником специально для коллаборации с BoscoVesna.
Вы часто говорите, что работаете периодами, каждый из которых занимает 5–7 лет. Например, недавняя выставка «МетаПотребитель» в ГУМ-Red-Line подвела итог вашей работе за период с 2017 по 2022 год. С чем вы работаете сейчас и что посетитель увидит на выставке в BoscoVesna?
На фасаде и в атриуме будут лайтбоксы и надувные объекты с изображением устройств, для которых я придумал специальное обозначение — abstract engineering, то есть дизайн устройств абстрактного предназначения. Они выглядят как инженерные устройства, которые могли бы выполнять какие-то функции, но это фантазия на тему и здесь эти функции чисто эстетические. Что-то вроде бумажной архитектуры, только в применении к инженерии. На фасаде и внутри здания будут новые видео и принты из серии Fluid Transformations. Также в последнее время я делал проекты, которые объединены идеей природных технологий, но это не «зеленая» тема. Обычно считается, что технологии, придуманные человечеством, полностью искусственны, сконструированы. И только в последнее время стали доступны знания, которые позволили нам обращаться к технологиям, которые есть у природы: мы расшифровали геном, исследовали процессы синтеза веществ. Будут два объекта, которые эту тему развивают. Но надо отметить, что я все-таки нахожусь ближе к спекулятивному дизайну, чем к реальному сайнс-арту. Большой вопрос, воплотим ли мы это, но для меня это даже не так уж и важно.
В проекте Fluid Transformations вы используете технологии искусственного интеллекта. Расскажите, почему вам интересно с этим работать?
С проектом Fluid Transformations сложно остановиться: у меня появился инструмент, с помощью которого легко получить интересные результаты. Обычно нейросети дают довольно однообразную картинку: авторы разные, а картинки одинаковые — и ценность у них нулевая. Чтобы получить оригинальную вещь, нужно как-то исхитриться, хакнуть технологию. Еще в 2014 году, когда появилась нейросеть DeepDream, я нашел там лазейку — как выращивать на картинке нужные тебе объекты. Эта идея применена и в этом проекте, и в проекте «Метапотребитель», где на фигуре человека расцветает мусор.
Я вообще смотрю, как меняется искусство сегодня. Это пока не очень заметно на институциональном уровне, но то, что появились новые инструменты, сильно влияет на все. Ценность отдельного изображения снижается, но концепция становится все более важной. Современный поток визуальной информации превратился в огромный шквал, с которым старым технологиям конкурировать сложно.
В одной из статей Булата Галеева, где он в том числе рассуждает на тему противостояния-сотрудничества науки и искусства (и это обсуждение, которое тянется еще с 1960-х годов, со времен кибернетики и первых опытов машинного творчества), есть прекрасная фраза о том, что как револьвер был орудием демократии XIX века, так и компьютер стал орудием демократии в искусстве сегодня.
Да, бесплатные технологии для создания видео, картинок, открытый программный код и прочее — все это очень сильно подрывает монополии институций и других крупных организаций, которые были центром генерации идей и моды в искусстве. Из-за этого случается атомизация, каждый сам по себе творец.
Зато у художника появляется все больше возможностей обходить арт-истеблишмент, или все-таки нет?
Это не совсем так. Я наблюдаю уже не первую волну революционных взглядов в искусстве. Я помню, когда появился нет-арт в девяностых — начале нулевых, художники были полны энтузиазма, радовались, что теперь им больше не нужны кураторы, можно напрямую обращаться к публике. Ты обращаешься к публике, но дистрибуции этих работ не осуществляется, а значит, деньги заработать невозможно. И этот энтузиазм потихоньку сник. Сейчас появились NFT — и все по-новой: мы теперь сами по себе, полная свобода творчества, продаем все напрямую, не зависим от кураторов и институций. И волны эти возникают и будут возникать и дальше. Они действительно демократизируют систему дистрибуции и возможности зарабатывания. Есть маркетплейсы, ярмарки, аукционы. Но заметить художника из массы довольно сложно, а когда его представляет институция, это значительно облегчает путь к продажам коллекционерам. В противном случае ты должен прикладывать огромные усилия для собственного продвижения, что отнимает много времени. Проще эти заботы передать людям, которые этим занимаются целенаправленно.