От частного к личному
Оптимальный набор инвестора в условиях турбулентности
Затянувшийся период повышенных ставок вносит коррективы в поведение инвесторов, сокращая выбор финансовых инструментов. Дополнительную нагрузку для них несет и реформа налогообложения, которая заставляет пересматривать прежние подходы к распоряжению своими активами. Впрочем, законодатели сохранили возможность использования длинных инвестиций с налоговыми вычетами. Кроме того, дополнительные преимущества появились у таких инструментов, как личные фонды. Теперь создавать их проще, а инвестиционные возможности стали шире.
Инвестиции на любой вкус
Банк России поднимает ставки. В буквальном и в переносном смысле. Период повышенной ключевой ставки затянулся более чем на год. В конце июля регулятор поднял ее до 18%, в середине сентября — до 19%. И останавливаться не собирается. «Мы в сентябре повысили ставку до 19% и не исключаем ее дальнейшего повышения в октябре»,— заявила глава ЦБ Эльвира Набиуллина на Международном банковском форуме в Сочи в конце прошлого месяца.
В таких условиях ответы на вопросы о том, как сохранить свои накопления и по возможности увеличить, все инвесторы, наверное, выучили наизусть. Для самых консервативных — банковские вклады на длительные сроки и желательно под 20–21% годовых. Для более продвинутых инвесторов — облигации федерального займа (с богатым выбором горизонтов инвестирования) или корпоративных эмитентов (с богатым выбором эмитентов и уровня риска). ОФЗ имеют доходность 18–19% годовых на малых сроках (до двух лет) и 15–17% годовых на длинных сроках (более десяти лет, чем выгодно отличаются от более коротких вкладов). Корпоративные бумаги дают доход в 20–24% годовых, но сроки скромнее — три-пять лет. Да и риски дефолта никто не отменял: чем дольше задержатся высокие ставки, тем сложнее эмитентам справляться со своим долгом.
Для более привередливых подойдут облигации не с фиксированным, а с плавающим купонным доходом, который зачастую привязан к ключевой ставке,— так называемые флоатеры. Они в текущей ситуации и доход дают, близкий к ключевой ставке (18–19% годовых). Но так как доход плавающий, то и при снижении ключевой ставки выплаты по облигациям пойдут вниз. Для самых состоятельных и уже имеющих портфель депозитов и ценных бумаг инвестбанки предлагают золотые слитки, благо перспективы благородного металла на фоне спроса на мировом рынке и ожиданий ослабления рубля пока выглядят обнадеживающими.
Это личное
Но неизбежно возникает вопрос: как эти активы лучше «упаковать», чтобы сохранить их и получить дополнительный профит, да еще и передать будущим поколениям? Для состоятельных инвесторов в нынешней ситуации растет востребованность личных фондов. По сути, этот инструмент — российский аналог зарубежного траста. Он создается в форме некоммерческой организации, позволяет объединить активы и обеспечить конфиденциальность владения.
Учредитель личного фонда вносит в него активы стоимостью от 100 млн руб. При этом в уставе фонда детально прописываются условия его управления как при жизни учредителя, так и после его ухода. Это может касаться, например, выплат детям после достижения ими определенного возраста, рождения ребенка или других событий.
Фонд может заниматься предпринимательской деятельностью и продолжает функционировать после ухода учредителя из жизни. Стоит учитывать, что наследники не имеют права требовать передачи им имущества фонда. Вместо этого учредитель может назначить их выгодоприобретателями фонда, указывает управляющий директор Sber Private Banking Андрей Шенк. Но есть важное правило: учредитель самостоятельно не может управлять фондом, в качестве директора должно выступать другое лицо — физическое (например, доверенное лицо или близкий родственник) или юридическое, отмечает он.