Гоша Куценко — про «Антикиллер», свой творческий путь и режиссуру

Караван историйЗнаменитости

Гоша Куценко. Драма — моя территория

Бесит то, что вечно берут не тот дубль, который ты сам хочешь, а тот, где ты неловкий и некрасивый. С возрастом, конечно, уже нравится все из того, что давно снято. Смотрю, к примеру, "Антикиллера" — ой, какой я хорошенький!

Алла Занимонец

Гоша, давайте начнем с актерского счастья? Вы явно знаете рецепт. За тридцать лет в профессии прошли путь от эпизода в «Мумии из чемодана» до главных ролей в серьезных проектах.

— В «Мумии...» мы засветились со Славой Разбегаевым, когда были студентами Школы-студии МХАТ. «Подснялись» в первом кооперативном кино... И затащили туда кучу друзей-актеров. Примечательно, что когда мы все приехали в Анапу в экспедицию, режиссер запил и растворился. Нам пришлось снимать самостоятельно с легендарным оператором Александром Мачильским. Но я недалеко ушел за эти тридцать лет. «Мумия из чемодана» о том, как ожил труп в морге, где мы, студенты мединститута, подрабатываем. А в картине «1703», выхода которой с нетерпением жду в феврале на Premier, — те же исчезающие трупы. Мы раскапываем могилы и умудряемся делать это весело и очень красиво. Нуар, сюр с черным жестким юмором, отсыл к «Мама, не горюй». Красивый текст, интересные персонажи. Мой полицейский при расследовании дела столкнулся с... Ах! Сюжетная тайна. Запомните название «1703» — дата основания Петербурга. В какой-то степени этот фильм о метафорическом столкновении двух столиц. Моему питерскому герою достается напарник из Москвы, и нам приходится притираться...

— Кстати, о Москве. Вам самому пришлось к ней притираться?

— Конечно. Наша семья переехала в столицу, когда я уже отслужил в армии. После долгого эмоционального голода Москва буквально поразила — красотой, размахом, лицами. Зрелое детство я провел во Львове — городе маленьких улиц, по-западному красивом. Архитектурой он Польша и Австрия, а тут Москва с проспектами. Тогда, тридцать с лишним лет назад, она еще не была такой осовремененной, как сейчас, но все равно невероятно впечатляла. Между прочим, когда я впервые оказался на Красной площади, рядом, на Москворецкий мост, сел самолет Руста. Помните эту историю с немецким парнем? У самолета еще работали двигатели. Я понял: Москва — мощное место! Непредсказуемое...

У меня был крутой папа, он работал замминистра радиопромышленности СССР. Когда семья перебиралась в Москву, ему давали квартиру на Тверской, в которой когда-то жил сам Немирович-Данченко. Я тогда, честно говоря, и не знал, кто это. Отец отказался, выбрал Черемушки, потому что рядом был МИРЭА, куда я и поступил. О театральном речь еще не шла. Но когда спустя год я стал студентом Школы-студии МХАТ и каждое утро ездил на метро на занятия, то вспоминал папин неосмотрительный выбор. Это был знак судьбы. Зато появилось время лечить свою букву «Р», читал, дышал... Москвой подземной...

— Вас приняли с испытательным сроком, дав короткое время на то, чтобы исправить раскатистое «Р». Обычно тот, кто картавит, не идет в артисты. Настолько были уверены в своем таланте?

— Я сошел с ума! Другого объяснения нет. Меня свели с ума и Москва, и любовь. Влюбился в актрису Театра Вахтангова Елену и увидел, как весело и интересно живут актеры. Посмотрел спектакль «Три возраста Казановы», влюбился в стихи Цветаевой «Когда-нибудь, в старинных мемуарах, / Какая-нибудь женщина — как я...», в сам театр, во все это великолепие. После спектакля отправился к служебному входу знакомиться... В это время появился Василий Лановой, я подошел к нему, потрогал — небожитель! Мне же в то время была уготована судьба, связанная с компьютерами, программным обеспечением. Все это совершенно не вдохновляло, казалось пресным, скучным. Рядом находились парни, которые кайфовали от описания компьютерных программ, и я уводил с занятий их девушек. Читал им стихи и приглашал гулять по ночной Москве. Тогда я был романтиком...

Однажды, осознав это, записался в театральную студию «Мы». Наверное, это был первый мой эмоциональный творческий поступок. Хотя... Если бы не поступил на актерский с первого раза, не стал бы биться. И не знаю, как сложилась бы судьба. Родители возражали, они были далеки от «светского общества» и боялись отпускать меня в этот непонятный для них мир. Отец даже звонил друзьям из ЦК КПСС, чтобы по своим связям те дали сигнал срубить меня на прослушиваниях.

Знаете, самые ценные для меня фотографии, где мама и папа, уже тяжело болеющие, сидят в зале на премьере «Любовь-Морковь 3» счастливые. Улыбаются. Я и сам счастлив, что успел хоть как-то реализоваться при их жизни. К сожалению, многие роли появились уже после их ухода.

Последними словами мамы были: «Когда ты уже повзрослеешь?..»

Я ничего не ответил, понимая, что это произойдет совсем скоро. Так и случилось. С их уходом, одного за другим. Отец тоже был болен, буквально разваливался, но держался из-за мамы.

Я снял фильм «Врач» и посвятил его памяти мамы и нейрохирургам, которые ее спасали. Может, картина не ярко скандальная, но в ней вся моя спасительная боль. К слову, те доктора — теперь мои ближайшие друзья.

— Скоро стукнет двадцать лет «Антикиллеру» — фильму, который сыграл в вашей творческой судьбе важную роль. Как вы сами изменились за это время?

— Тогда я был молод, полон сил, ощущал себя боевой единицей кинематографа в его передовых лентах. Я — зажигался. Кино так и живет — постоянно появляются свежие, юные лица. Они нужны, их ждут.

В начале нулевых говорили: везде Куценко! А потом, по законам киноприроды, моя планета начала остывать. Прошло двадцать лет, и вот новый виток... И я снова в телескопах зрительского внимания.

— Можно предугадать взрослому артисту этот самый новый виток? То ли случится, то ли нет...

— Не знаю. Наверное, невозможно. И нужно ли? Можно спугнуть удачу. Пусть уж лучше будет приятная неожиданность. Или — пенсия!

Когда я отдалялся от кино, спасением становился театр. Сцена — то место, с которого артист начинает и которое его всегда верно ждет. До самого конца. Идеальный вариант лично для меня.

— Вы до сих пор в труппе Театра Моссовета?

— Да, играю легендарный спектакль «Упражнения в прекрасном», по мотивам которого мы когда-то сняли кино.

Я стартовал на большой сцене благодаря «Независимому театральному проекту» и Эльшану Мамедову. Это было как раз двадцать лет назад. Мы жили тогда театром. Писали и ставили пьесы с Виктором Шамировым, Костей Юшкевичем, Ириной Апексимовой и Димой Марьяновым.

Спустя время я понял, что в кино давно обслуживаю когда-то созданные образы и возможностей для актерского маневра маловато. Хорошо, если образов несколько, но чаще — один. Такой конек, вокруг которого ты ходишь всю свою творческую жизнь. Твой Конек-горбунок может быть обаятельным, с широким диапазоном. Но все равно — один. Театр же — это прекрасное стадо коней, то есть ролей...

Ведь актерский кинорынок перенасыщен, а одного театра без кино мне было мало. И я занялся продюсированием. Это шикарный труд, хочу и дальше им заниматься. Лучший период жизни, когда сидишь в теплом помещении, в удобное время, со своими соавторами и друзьями, что-то придумываешь для нового проекта и никому ничего не должен. Можешь выпивать, жрать что угодно. Тебе не нужно держать диету, вставать в семь утра, учить кучу текста, переживать, волноваться. Класс!

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Лариса и Лина Долины. Друг без друга нам невыносимо Лариса и Лина Долины. Друг без друга нам невыносимо

Лариса и Лина Долины: мы выходили на замкнутый круг

Коллекция. Караван историй
Законы подземных мелодий Законы подземных мелодий

Репортаж из столичного метро: чем живут музыканты под землей

Монокль
Карина Андоленко. В потоке Карина Андоленко. В потоке

Карина Андоленко не боится залезть в кроличью нору и узнать что-то новое

Коллекция. Караван историй
5 привычек, которые бесят всех врачей 5 привычек, которые бесят всех врачей

Почему врач не может поставить вам правильный диагноз?

Maxim
Людмила Савельева: «Надо прислушиваться к себе и к миру, тогда не пропустишь подарков, которые тебе посылают» Людмила Савельева: «Надо прислушиваться к себе и к миру, тогда не пропустишь подарков, которые тебе посылают»

Характером я совсем не напоминала Наташу Ростову

Караван историй
Мир, где весело и нет времени Мир, где весело и нет времени

Все самое важное о Дживсе и Вустере

Weekend
Шарлиз Терон. Голова не в облаках Шарлиз Терон. Голова не в облаках

Ее признали самой сексуальной из ныне живущих женщин

Караван историй
Премиальный минимализм Премиальный минимализм

Эта ванная — пример идеального премиального минимализма

Идеи Вашего Дома
Николай Добрынин: Николай Добрынин:

Николай Добрынин вспоминает собственную биографию

Караван историй
«Операция „Барбаросса“: Начало конца нацистской Германии» «Операция „Барбаросса“: Начало конца нацистской Германии»

Что мешало немцам продвигаться к Москве

N+1
Диана Анкудинова, Ирина Поник. Не такая, как все Диана Анкудинова, Ирина Поник. Не такая, как все

За плечами восемнадцатилетней Дианы Анкудиновой победа в шоу «Ты супер!» на НТВ

Коллекция. Караван историй
10 неожиданных вопросов группе X4 10 неожиданных вопросов группе X4

Группа X4 — о финансовых приоритетах и детских утренниках

VOICE
А дома лучше А дома лучше

История любви модели Жени Катавы и ее избранника

Tatler
Дизайн человека Дизайн человека

Что такое Нuman design — красивая теория или опасный самообман?

Лиза
Чем грозит слабеющий гольфстрим? Чем грозит слабеющий гольфстрим?

Новые данные, уточняющие поведение Гольфстрима

Наука и жизнь
Безопасно ли прыгать в сухие листья Безопасно ли прыгать в сухие листья

Прыжки в кучи сухих листьев могут представлять опасность для здоровья

ТехИнсайдер
Путь к свободе Путь к свободе

Ferretti Yachts 940 заменила 920 и при всем сходстве заметно от нее отличается

Y Magazine
Лофт для гедониста Лофт для гедониста

Элементы экстерьера получили продолжение в оформлении интерьера в стиле лофт

Идеи Вашего Дома
Современный баланс Современный баланс

Проект этой квартиры призван воплотить идею уютного и функционального жилья

Идеи Вашего Дома
Пища для лайков: что такое перформативное питание и как еда транслирует наши ценности Пища для лайков: что такое перформативное питание и как еда транслирует наши ценности

Чем мы рискуем, подчиняя наш рацион заботе об имидже?

Forbes
Чем известен убитый союзник Дональда Трампа Чарли Кирк Чем известен убитый союзник Дональда Трампа Чарли Кирк

Мученик-трампист Чарли Кирк был консерватором, популярным среди молодежи

Ведомости
Просто, эффективно, везде Просто, эффективно, везде

Как с помощью TRX-петель проработать мышцы ягодиц

ЖАРА Magazine
ESG-принципы российских агрохолдингов ESG-принципы российских агрохолдингов

Что поможет привлечь инвестиции в устойчивое сельское хозяйство?

Агроинвестор
Место встречи, а не экскурсия Место встречи, а не экскурсия

Как сделать культуру и искусство доступными и понятными для широкой аудитории?

Монокль
Элегантная роскошь Элегантная роскошь

В цветовое решение интерьера решили заложить приглушённые естественные оттенки

Идеи Вашего Дома
Александр Гронский и Алина Глазун Александр Гронский и Алина Глазун

Арт-паверкапл художницы Алины Глазун и фотографа Александра Гронского

Собака.ru
Согревающий оранжевый Согревающий оранжевый

Колористическое решение интерьера задал характер заказчика

Идеи Вашего Дома
Олег Мельников: «Спрос на банковское сопровождение контрактов растет из года в год» Олег Мельников: «Спрос на банковское сопровождение контрактов растет из года в год»

О значении механизма банковского сопровождения и его будущих возможностях

Ведомости
Занятия творчеством улучшают внимательность и память студентов Занятия творчеством улучшают внимательность и память студентов

Уделять время искусству может быть так же важно, как готовиться к экзаменам

ТехИнсайдер
Мадина Байболова Мадина Байболова

Казахстанский стендап-комик из Павлодара, генеральный продюсер Stand Up Astana

Правила жизни
Открыть в приложении