Как розовый стал воплощением гендерных стереотипов

ForbesИстория

Из мужского гардероба — в одежду для Барби: как розовый стал женским цветом

В 1920-х годах клиенты американских универмагов спорили о том, для кого выбирать розовую одежду — для девочек или для мальчиков. Сегодня вещи, игрушки и другие товары розового цвета считаются по умолчанию женскими, но такая ассоциация сложилась только в середине XX века. Forbes Woman рассказывает, как розовый стал воплощением гендерных стереотипов

Диана Иванова

Кадр из фильма «Барби»

Розовый — для мальчиков

«Если вы посмотрите на изображения эпохи Возрождения, вы увидите городские пейзажи, на которых гордо шествуют многочисленные мужчины в розовых одеждах, а также святых-мужчин, изображенных в розовом, что символизирует их положение», — говорит доктор Кэтрин Ковеси из Школы исторических и философских наук в интервью для Мельбурнского университета. Розовый краситель был крайне дорогим, поэтому позволить себе одежду такого цвета могли только мужчины высших сословий.

Во второй половине XVIII века и в первые годы XIX века розовый цвет нередко встречался в мужском гардеробе. Австрийский князь Шарль Жозеф де Линь и вовсе прославился как «розовый принц» — он активно использовал этот цвет (который к тому же был фамильным цветом де Линей) в интерьере и одежде.

Портрет Генри Фиеннса Пелэм-Клинтона, графа Линкольна, Гейнсборо Дюпон, вторая половина XVIII века

Времена менялись, и на рубеже XIX и XX веков розовый больше не воспринимался как изысканный: близкий к телесному, он стал считаться практичным. Женщины видели в нем цвет, подходящий для нижнего белья, а мужчины к тому времени давно отказались от разнообразия цветов в одежде. Тогда же некоторые магазины начали предлагать детскую одежду цветов, «соответствующих полу».

До начала XX века родители выбирали для детей одинаковые белые платья вне зависимости от пола. «Одежда, различаемая по половому признаку, считалась неподходящей для маленьких детей, чья асексуальная невинность часто упоминалась как одна из их главных прелестей», — упоминала историк Джо Паолетти в своей книге Pink and Blue: Telling the Boys from the Girls in America. Также белую одежду можно было передавать от сестры к брату и от брата к сестре — далеко не у всех родителей были средства для того, чтобы одевать детей по-разному.

«Чистый белый цвет используется для всех младенцев. Если требуется другой цвет, то голубой — для девочек, а розовый — для мальчиков», — заявлял американский журнал Ladies Home Journal в 1890 году. В 1918-м тот же Ladies Home Journal определял «половую принадлежность» цветов уже более категорично: «Общепринятое правило: розовый цвет — для мальчиков, а голубой — для девочек. Причина в том, что розовый, как более «решительный» и насыщенный цвет, больше подходит мальчикам, а голубой, более нежный и изящный, больше подходит девочкам». Но единого мнения о том, какой цвет для мальчиков, а какой — для девочек, в обществе не было. Согласно опросу, проведенному журналом Time в 1927 году, в Бостоне, Кливленде, Новом Орлеане и Чикаго клиенты крупных универмагов выступали за розовый для мальчиков, а голубой — для девочек. В то время как в Филадельфии и на Манхэттене все было наоборот.

«Если говорить про нашу страну, то у нас в советское время новорожденных мальчиков обвязывали голубой лентой, а девочек — розовой еще из-за традиции XVIII века, так как эти ленты символизируют ордена двух святых: Андрея Первозванного на голубой ленте и святой Екатерины — на красной. Такими раньше награждали новорожденных членов императорской фамилии при крещении», — объясняет в разговоре с Forbes Woman историк моды и искусствовед Григорий Катаев.

Одной из главных причин популяризации гендерного разделения цветов стала «революция цвета» в рекламе XX века: маркетологи пришли к мнению, что цвет — это мощный инструмент влияния на потребителя. Развитие технологий производства красителей помогло расширить предложение товаров. «Послевоенный бэби-бум создал огромный рынок детских товаров. В западных странах, в первую очередь в США, производители, маркетологи и реклама по сути закрепили это гендерное маркирование цветов, поскольку оказалось, что продавать «розовые» и «голубые» товары стало очень выгодно. Результат так называемой революции цвета 1950-х годов — в моду вошли розовый, бирюзовый и желтый, которые олицетворяли оптимизм и благополучие послевоенного периода», — объясняет в разговоре с Forbes Woman доктор социологических наук и ведущий научный сотрудник Социологического института РАН Жанна Чернова. Цветовое разделение было популярно не только в США, но и других странах, например в Нидерландах, Франции, России, Великобритании и Испании.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Черный квадрат» раздора «Черный квадрат» раздора

Краткая история главной картины ХХ века

Weekend
Расписки при ДТП: как пишутся и какими бывают Расписки при ДТП: как пишутся и какими бывают

Как пишется расписка при ДТП и когда этого делать не стоит

РБК
Обмануть время: зачем во многих странах переводят часы на зимнее и летнее время и почему в России от этого отказались Обмануть время: зачем во многих странах переводят часы на зимнее и летнее время и почему в России от этого отказались

Зачем вообще была придумана практика перевода часов на зимнее время?

ТехИнсайдер
Возможно, у вас уже все есть: разбор гардероба в 4 простых правилах Возможно, у вас уже все есть: разбор гардероба в 4 простых правилах

Почему бы не заняться разбором гардероба прямо сейчас?

Правила жизни
Зонд Parker Solar Probe подтвердил влияние магнитного поля на солнечные вспышки Зонд Parker Solar Probe подтвердил влияние магнитного поля на солнечные вспышки

Ученые подтвердили теоретические модели магнитного пересоединения

ТехИнсайдер
Вопрос психологу: почему после ярких событий мы чувствуем пустоту и как выбраться из «серотониновой ямы» Вопрос психологу: почему после ярких событий мы чувствуем пустоту и как выбраться из «серотониновой ямы»

Почему после праздника становится грустно и как вернуться в ресурс?

Правила жизни
В отношения США и России вернулся «просто бизнес» В отношения США и России вернулся «просто бизнес»

Как и 90 лет назад, Америка заинтересована выстроить взаимоотношения с Россией

Монокль
На своем языке На своем языке

Как говорить, чтобы тебя услышали: техника осознанной речи

Лиза
Одежда-антистресс Одежда-антистресс

Что включить в дофаминовый гардероб

Лиза
Что такое камера на полосу и что она фиксирует Что такое камера на полосу и что она фиксирует

О чем фраза «Впереди камера на полосу» из автомобильных навигаторов?

РБК
Истина Шредингера: почему физики не могут договориться об устройстве мира Истина Шредингера: почему физики не могут договориться об устройстве мира

Почему взгляды ученых на природу реальности драматически расходятся?

Forbes
Искусство звучания Искусство звучания

Узнать свой голос и развить его силу помогут телесные и дыхательные упражнения

Psychologies
Полет Fram2 Полет Fram2

Командиром этого полета был Ван Чунь – миллионер, оплативший полет участников

Наука и техника
«Американцы хорошо продают себя, но работают слабо». 5 бизнес-ошибок основателя платформы ИИ-музыки Mubert «Американцы хорошо продают себя, но работают слабо». 5 бизнес-ошибок основателя платформы ИИ-музыки Mubert

Чего не следует делать стартапам с совершенно новой технологией на рынке

Inc.
Ложные вампиры обнялись и поделились друг с другом пищей Ложные вампиры обнялись и поделились друг с другом пищей

Социальное поведение ложныех вампиров оказалось неожиданно сложным

N+1
Криптовалютные пенсии Криптовалютные пенсии

В чем сложность хранения альтернативных активов на пенсионных счетах

Ведомости
Что такое DDoS-атака и как она работает Что такое DDoS-атака и как она работает

Объясняем, что такое DDoS и как оно работает

ТехИнсайдер
Читать Читать

Как семейная история и культурный контекст влияют на наше финансовое поведение

Psychologies
В полный голос В полный голос

Что же сообщает о нас голос и как жить в согласии с ним?

Psychologies
Будет держаться Будет держаться

Советы для тех, кто отчаялся научиться делать укладку самостоятельно

Лиза
Что такое ИИ-агент, и чем он отличается от обычной нейросети? Что такое ИИ-агент, и чем он отличается от обычной нейросети?

ИИ-агенты сильно упростят нам жизнь — если, конечно, научатся корректно работать

CHIP
Легенда Сибири Легенда Сибири

Словно драгоценную чашу держит Бурятия священный Байкал

Лиза
Альбина Мухаметзянова: «Ярко» — это драйв, гибкость и семимильные шаги!» Альбина Мухаметзянова: «Ярко» — это драйв, гибкость и семимильные шаги!»

О том, как создаются современные мультфильмы и почему Волк в них больше не курит

Караван историй
Виниры и люминиры: чем отличаются и что выбрать Виниры и люминиры: чем отличаются и что выбрать

Чем виниры и люминиры отличаются между собой и что из них надежнее

ТехИнсайдер
Терапия бездельем: что такое бедроттинг и почему зумеры полюбили валяться в постели Терапия бездельем: что такое бедроттинг и почему зумеры полюбили валяться в постели

Bed rotting: обычная лень или способ восстановить силы?

Forbes
Убить Лумумбу Убить Лумумбу

Патрис Лумумба был одним из самых мужественных лидеров своего поколения

Знание – сила
Дэвид Хокни: большой всплеск Дэвид Хокни: большой всплеск

В 88 лет Дэвид Хокни сумел остаться актуальным в XXI веке

Монокль
Стройка на автомате Стройка на автомате

Передовые технологии сокращают сроки строительства и повышают безопасность

Ведомости
10 фильмов, которые помогут проститься с летом и настроиться на осеннее настроение 10 фильмов, которые помогут проститься с летом и настроиться на осеннее настроение

Фильмы, которые идеально подходят для прохладных дождливых вечеров

Правила жизни
Ни жарко, ни холодно и компактно: как выбрать идеальный спальный мешок для похода Ни жарко, ни холодно и компактно: как выбрать идеальный спальный мешок для похода

Гайд, который поможет выбрать идеальный спальный мешок

ТехИнсайдер
Открыть в приложении