Борьба за наследство
Гигантская держава Александра Македонского просуществовала очень недолго. Главную роль в её распаде сыграли те самые люди, которые помогали Александру её строить. В историю они вошли как «диадохи» — «наследники». Но каждый унаследовал своё.

Держава Александра
Великий поход Александра Македонского привёл к созданию державы, которая превосходила всё, что было создано ранее, однако она имела целый ряд проблем. Завершив завоевания в 325 году до н. э., Александр вернулся в Вавилон, и теперь ему предстояло сделать из завоёванных территорий единое государство. Однако времени ему было отпущено немного, и мы не знаем, справился бы он с этой задачей или нет. Его преемники не справились.
Главными проблемами империи были её многонациональность и противоречия между завоевателями и завоёванными. Александр стремился объединить персов и македонцев. Персидских юношей стали учить македонской фаланге.
Сам Александр всё активнее перенимал персидские обычаи. Чтобы создать единую элиту в новом государстве, он провёл массовую свадьбу македонских полководцев с девушками из знатных персидских семей — и сам женился сразу на двух персиянках. Однако это категорически не нравилось победителям, которые не понимали, почему они должны делиться властью с покорёнными. На решение такой задачи должны были уйти десятилетия, а скорее поколения, а Александр умер через два года, в 323 году до н. э.

Наследники
После смерти Александра Македонского встал вопрос наследования престола. Детей у него не было, но одна из жён Александра — бактрийская княжна Роксана — была беременна. Из родственников царя в живых остался только его слабоумный сводный брат Филипп Арридей.
Первоначально диадохи — военачальники Александра — приняли решение дождаться, кто родится у Роксаны, но в этот момент вмешалась македонская армия и потребовала провозгласить царём Филиппа Арридея. Диадохам пришлось пойти на уступки. Было принято решение, что царём становится Филипп Арридей, а если у Роксаны родится мальчик, то он станет соправителем. У Роксаны родился мальчик, который в честь отца получил имя Александр и стал Александром IV.
Оба становились марионетками полководцев Александра. Управление такой гигантской державой требовало или сильной центральной власти, или сильного контроля на местах. В условиях «отсутствия» царя оставался второй вариант. Речь о разделе державы Александра поначалу не шла.
«Были и другие македонцы, женившиеся на азийских женщинах; Александр велел составить их поименные списки (оказалось их больше 10 000), и все они получили от него свадебные подарки». Флавий Арриан, «Поход Александра»
Важнейшим изменением, которое случилось сразу после смерти Александра, стало устранение македонско-персидского «кондоминиума» в Азии. Все персы были убраны с высоких постов и заменены македонянами. Практически все смешанные браки были расторгнуты.

После смерти Александра диадохи на совете в Вавилоне разделили верховную власть между хилиархом (в буквальном переводе — «командир тысячи», но в данном случае — «первый после царя») Пердиккой, Антипатром, который был стратегом и управляющим Македонией и другими европейскими владениями, и Кратером, ставшим простатом (в переводе с древнегреческого — «заступник», «покровитель») царей Филиппа III и Александра IV. Таким образом, образовалось что-то вроде триумвирата, который должен был управлять наследием Александра. Однако только Пердикка находился в объявленном столицей Вавилоне и мог участвовать в принятии решений — Кратер с частью войск возвращался в Македонию.
На этом же совете решался и другой важный вопрос — разделение сатрапий. Наиболее активно за раздел выступал Птолемей. Ряд античных авторов и современных историков считают, что он первым понял невозможность сохранить державу Александра целиком и поставил своей целью получить её часть и утвердиться там.
«Позвав друзей поближе, — у него начал уже слабеть голос — он (Александр. — «Дилетант») передал снятый с руки перстень Пердикке и распорядился, чтобы тело его было отвезено в храм Аммона. Когда его спросили, кому он оставляет царство, он ответил: тому, кто окажется наилучшим». Квинт Курций Руф, «История Александра Македонского»
Первая война
Если в азиатских сатрапиях известие о смерти Александра не вызвало волнений, то среди греческого населения произошло два восстания. На востоке — в Бактрии взбунтовались греки, поселённые в гарнизоны для защиты границ, и на западе — в Греции началась Ламийская война (323-322 годы до н. э.), в которой греки пытались вернуть себе свободу.
Все эти восстания македонцы быстро подавили, но на фоне этих событий резко обострились отношения между полководцами Александра. Антигон не выполнил приказов Пердикки о помощи Эвмену в завоевании Каппадокии, а Птолемей перехватил похоронную процессию Александра Македонского и отвёз его тело в Египет вместо Македонии. Пытаясь сохранить власть над всей державой Александра и претендуя на должность простата при царях (слабоумном Филиппе и малолетнем Александре IV), Пердикка начал Первую войну диадохов (321-320 годы до н. э.). И это было его ошибкой.