Швеция и Нидерланды: как изменилась отечественная школа подводного судостроения

Наука и техникаОбщество

Современные подводные лодки постройки Швеции и Нидерландов

Юрий Каторин

Шведские подводные лодки типа «Готланланд» в походе

Одним из основных классов кораблей шведского флота, наиболее приспособленных для боевых действий в условиях Балтийского и Северного морей, считаются подводные лодки. Они призваны решать следующие задачи: уничтожать подводные лодки и надводные корабли противника, нарушать его морские коммуникации, препятствовать проведению морских десантных операций, осуществлять активные постановки мин, вести разведку.

В 1987–1990 годах Швеция ввела в строй четыре подводные лодки типа «Вестерготланд». Лодки были названы именами ленов (округов): «Вестерготланд» («Vestergotland»), «Гальсингланд» («Halsingland»), «Седерманланд» («Sedermanland») и «Остерготланд» («Ostergotland»). Контракт на их проектирование был подписан 17 апреля 1978 года, а контракт на строительство – в декабре 1981 года. Работы выполняла фирма «Кокумс» из Мальме. Все лодки предназначены для боевых действий у побережья и хорошо приспособлены для плавания в мелководном Балтийском море. Субмарины вооружены 18 управляемыми по проводам торпедами.

Шведская подводная лодка «Седерманланд». Водоизмещение подводное – 1500 т, основные размерения: 60,5 × 6,1 × 5,6 м, скорость – 20/11 узлов, глубина погружения – 300 м, автономность – 45 суток, экипаж – 20 человек, в том числе 5 офицеров, вооружение – шесть 533-мм и три 406-мм торпедных аппарата

В 2000–2005 годах две лодки прошли радикальную модернизацию, заключавшуюся в установке новой секции, в которой находятся двигатели Стирлинга. Из-за кардинальных отличий от изначального проекта модернизированные лодки получили обозначение тип «Седерманланд». Длина лодок после модернизации увеличилась на 12 м, полное водоизмещение выросло до 1500 т. «Остерготланд» была списана в 2021 году, вторая лодка в 2024 году прошла ремонт и прослужит до 2030 года.

Двигатель Стирлинга

Две другие подводные лодки серии «Вестерготланд» и «Гальсингланд», были в 2005 году сняты с вооружения флота Швеции и проданы ВМС Сингапура. Перед передачей они также прошли переоборудование по проекту «Седерманланд». Вообще «Седерманланды» – это скорее эксперимент, чем серьезная работа.

«Седерманланд»
(«Sedermanland») 1989 г.

«Остерготланд»
(«Ostergotland») 1990 г./ списана в 2022 г.

Развитием этого довольно удачного проекта стали лодки типа «Готланд» (Gotland), производство которых начато в 1996 году.

Устройство шведской подводной лодки «Готланланд». Водоизмещение – 1490/1599 т, основные размерения: 60 × 6,2 × 5,6, скорость – 11/20 узлов, экипаж – 27 человек, вооружение – шесть 533-мм и три 406-мм торпедных аппарата
Шведская лодка «Готланланд» в лизинге в США

Правительство Швеции в марте 1990 года подписало контракт с компанией «Kockums» на производство трех субмарин класса «Готланд». Это первые серийные корабли с комбинированной воздухонезависимой двигательной установкой, использующей стирлинг-генераторы. Подводная лодка «Готланд» оснащена двумя двигателями замкнутого цикла «Стерлинг AIP» фирмы «Кокумс», мощностью по 75 кВт, которые питают электромотор (1800 л.с.) и заряжают аккумуляторные батареи без использования для этого обычных дизельных двигателей (создающих на лодках основные шумы). Поскольку двигатель Стирлинга сжигает дизельное топливо с использованием кислорода, хранящегося в сжиженном виде в резервуарах, а не взятом из атмосферы, то лодка может спокойно перемещаться под водой в течение нескольких недель без необходимости всплывать на поверхность. Причем делает это очень тихо и быстрее, чем на электромоторах, запитанных от аккумуляторов. Продукты сгорания дизельного топлива выбрасываются в кильватерную струю от движителя. Это позволяет замаскировать положение подводной лодки, поскольку большие пузыри выбрасываемого газа в кильватерной струе разбиваются на множество мелких пузырьков, плохо заметных на поверхности воды. Воздухонезависимая ЭУ обеспечивает подводное плавание лодки в условиях практически абсолютной скрытности, а два дизеля MTU мощностью по 1300 л.с. работают (под шноркелем) только на входе или выходе ПЛ из базы в море.

Конструкция лодки необычна – прочный корпус разделен двойной равнопрочной плоской перегородкой на две палубы. На верхнем уровне располагаются: центральный пост, камбуз с двумя кают-компаниями (на шесть человек каждая), жилые помещения и главное машинное отделение. Экипаж размещается в двух- и четырехместных каютах (командир, старший механик и кок занимают отдельные каюты). Компоновка нижней палубы включает носовой торпедный и аккумуляторный отсеки, а также вспомогательное машинное отделение. Здесь также размещены рефрижераторные емкости с жидким кислородом (LOX), который служит для оксидирования топлива (керосина) двигателей «Стирлинг». «Готланд» впервые в мире оснащен автоматизированной системой боевого управления (АСБУ), подключенной к всемирной системе Интернет. АСБУ позволят полностью обеспечить все режимы плавания и следить одновременно за 95 целями. Такая степень автоматизации позволила уменьшить экипаж до 27 человек, из них 5 офицеров.

Вполне заслуженно субмарина отнесена к лодкам 4-го поколения*. Несмотря на высокую цену, на нее поступили многочисленные заказы из-за рубежа. Однако массовое строительство лодок невозможно из-за ограниченных возможностей верфей (не технических – тут шведы на наивысшем мировом уроне, а производственных).

* В 2005–2007 годах подводная лодка «Готланд» с экипажем была сдана в лизинг США для использования на учениях в качестве подводного противника. Шведские моряки наглядно показали своим американским коллегам, насколько сложна оборона от практически бесшумных современных неатомных субмарин.

Для 533-мм торпедных аппаратов на вооружении субмарины находятся тяжелые противокорабельные торпеды «Bofors Underwater Systems» Type 613, несущие боеголовку массой 240 кг и поражающие цель на расстоянии до 20 км, для 406-мм торпедных аппаратов – легкие противолодочные торпеды «Bofors Underwater Systems» Type 43. Всего планировалось построить пять субмарин данного типа, но по финансовым причинам серия ограничилась тремя лодками. По предварительным данным, к 2018 году все подлодки класса «Gotland» пройдут модернизацию с использованием наработок проекта A26. В настоящее время подводный флот скандинавской страны насчитывает пять подлодок: три – класса «Gotland» и две – класса «Sodermanland».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Комбинация»: как женская группа из Саратова покорила Советский Союз «Комбинация»: как женская группа из Саратова покорила Советский Союз

Как девчонки в неоновых лосинах и с начесами на головах покорили СССР?

Forbes
Онлайн-ритейл ищет рост за МКАД Онлайн-ритейл ищет рост за МКАД

Как меняется объем рынка онлайн-торговли в России

Ведомости
3,5 тонны роскоши 3,5 тонны роскоши

Китайский внедорожник TANK 700 очень большой, очень тихий и очень мощный

ТехИнсайдер
Почему даже умные люди попадаются на маркетинговые ЗОЖ-уловки Почему даже умные люди попадаются на маркетинговые ЗОЖ-уловки

Почему мы так верим «оздоровительному» контентому?

ТехИнсайдер
Масляное коварство Масляное коварство

Как масло для дерева может стать причиной пожара?

Наука и жизнь
Ложные вампиры обнялись и поделились друг с другом пищей Ложные вампиры обнялись и поделились друг с другом пищей

Социальное поведение ложныех вампиров оказалось неожиданно сложным

N+1
Это все ваше воспитание Это все ваше воспитание

С какого возраста начать прививать детям хорошие манеры и этикет

Grazia
Трагическая история Одри Мэнсон, первой американской супермодели Трагическая история Одри Мэнсон, первой американской супермодели

Путь первой американской супермодели Одри Мэнсон к славе

ТехИнсайдер
Зубы динозавров «рассказали», какой была земная атмосфера 70 миллионов лет назад Зубы динозавров «рассказали», какой была земная атмосфера 70 миллионов лет назад

Ученые разработали новый метод изучения древней атмосферы

ТехИнсайдер
Стройка на автомате Стройка на автомате

Передовые технологии сокращают сроки строительства и повышают безопасность

Ведомости
Физика идеального порядка: 5 научных лайфхаков для безупречной уборки Физика идеального порядка: 5 научных лайфхаков для безупречной уборки

Как превратить рутинную уборку в увлекательное исследование?

ТехИнсайдер
Юлия Марченко: «Слабым героиням я уже внутренне сопротивляюсь» Юлия Марченко: «Слабым героиням я уже внутренне сопротивляюсь»

«Русская Тильда Суинтон» рассказала, как обнаружить в Москве родной Минск

Ведомости
Облачный сервис Облачный сервис

Культурист Сергей Бойцов и его заоблачный достижения

Men Today
Когда ещё был лес… Когда ещё был лес…

Рассказ Саши Тэмлейн «Когда ещё был лес…»

Наука и жизнь
Торговые войны на металлическом фундаменте Торговые войны на металлическом фундаменте

Мировой рынок металлов переживает историческую трансформацию

Ведомости
Правда ли, что собаки больше подходят экстравертам? Все не так очевидно Правда ли, что собаки больше подходят экстравертам? Все не так очевидно

Откуда пошел стереотип, что экстравертам нужны собаки и так ли это?

ТехИнсайдер
Та еще задачка: сколько лет Вселенной и как ученые это вычислили Та еще задачка: сколько лет Вселенной и как ученые это вычислили

Хитрые ученые даже вычислили возраст самой Вселенной! Но как им это удалось?

ТехИнсайдер
Культ счастья: почему это опасно Культ счастья: почему это опасно

Улучшает ли позитивное мышление качество жизни... или наоборот?

Grazia
Секс и скорость: 5 лучших фильмов с крутыми тачками и сексуальными девушками Секс и скорость: 5 лучших фильмов с крутыми тачками и сексуальными девушками

Вспоминаем крутые фильмы с горячими девушками

Maxim
Тревожные звоночки Тревожные звоночки

Где заканчивается здоровое беспокойство за своих детей и начинается гиперопека?

Grazia
Поп-культура Поп-культура

От биологии до поп-культуры: почему женские ягодицы стали фетишем?

Men Today
Каннибалы 5600 лет назад съели в Атапуэрке 11 человек Каннибалы 5600 лет назад съели в Атапуэрке 11 человек

Ученые проанализировали многочисленные человеческие кости из пещеры Эль-Мирадор

N+1
Нефть, газ и будущее Нефть, газ и будущее

Стремление заглянуть в будущее — неотъемлемая часть человеческой натуры.

Ведомости
Дэвид Хокни: большой всплеск Дэвид Хокни: большой всплеск

В 88 лет Дэвид Хокни сумел остаться актуальным в XXI веке

Монокль
10 фильмов про Супермена, от худших к лучшим 10 фильмов про Супермена, от худших к лучшим

Самые лучшие и самые худшие фильмы про Супермена

Maxim
Ученые выяснили, почему сложно простить себя за ошибки и как это сделать Ученые выяснили, почему сложно простить себя за ошибки и как это сделать

Почему одни застревают в самоосуждении, а другие находят способ простить себя?

ТехИнсайдер
От пустырей к благоустроенным кварталам От пустырей к благоустроенным кварталам

В Москве уничтожают пустыри и превращают их в новые зоны комфорта

Ведомости
Гараж на минималках. Как машино-места стали объектом желания инвесторов Гараж на минималках. Как машино-места стали объектом желания инвесторов

Стоит ли менять привычные активы на квадратные метры бетона для машин?

Inc.
Как в том меме Как в том меме

Почему ироничные картинки стали видом коммуникации и целым культурным пластом

Grazia
10 фильмов, которые помогут проститься с летом и настроиться на осеннее настроение 10 фильмов, которые помогут проститься с летом и настроиться на осеннее настроение

Фильмы, которые идеально подходят для прохладных дождливых вечеров

Правила жизни
Открыть в приложении