Швеция и Нидерланды: как изменилась отечественная школа подводного судостроения

Наука и техникаОбщество

Современные подводные лодки постройки Швеции и Нидерландов

Юрий Каторин

Шведские подводные лодки типа «Готланланд» в походе

Одним из основных классов кораблей шведского флота, наиболее приспособленных для боевых действий в условиях Балтийского и Северного морей, считаются подводные лодки. Они призваны решать следующие задачи: уничтожать подводные лодки и надводные корабли противника, нарушать его морские коммуникации, препятствовать проведению морских десантных операций, осуществлять активные постановки мин, вести разведку.

В 1987–1990 годах Швеция ввела в строй четыре подводные лодки типа «Вестерготланд». Лодки были названы именами ленов (округов): «Вестерготланд» («Vestergotland»), «Гальсингланд» («Halsingland»), «Седерманланд» («Sedermanland») и «Остерготланд» («Ostergotland»). Контракт на их проектирование был подписан 17 апреля 1978 года, а контракт на строительство – в декабре 1981 года. Работы выполняла фирма «Кокумс» из Мальме. Все лодки предназначены для боевых действий у побережья и хорошо приспособлены для плавания в мелководном Балтийском море. Субмарины вооружены 18 управляемыми по проводам торпедами.

Шведская подводная лодка «Седерманланд». Водоизмещение подводное – 1500 т, основные размерения: 60,5 × 6,1 × 5,6 м, скорость – 20/11 узлов, глубина погружения – 300 м, автономность – 45 суток, экипаж – 20 человек, в том числе 5 офицеров, вооружение – шесть 533-мм и три 406-мм торпедных аппарата

В 2000–2005 годах две лодки прошли радикальную модернизацию, заключавшуюся в установке новой секции, в которой находятся двигатели Стирлинга. Из-за кардинальных отличий от изначального проекта модернизированные лодки получили обозначение тип «Седерманланд». Длина лодок после модернизации увеличилась на 12 м, полное водоизмещение выросло до 1500 т. «Остерготланд» была списана в 2021 году, вторая лодка в 2024 году прошла ремонт и прослужит до 2030 года.

Двигатель Стирлинга

Две другие подводные лодки серии «Вестерготланд» и «Гальсингланд», были в 2005 году сняты с вооружения флота Швеции и проданы ВМС Сингапура. Перед передачей они также прошли переоборудование по проекту «Седерманланд». Вообще «Седерманланды» – это скорее эксперимент, чем серьезная работа.

«Седерманланд»
(«Sedermanland») 1989 г.

«Остерготланд»
(«Ostergotland») 1990 г./ списана в 2022 г.

Развитием этого довольно удачного проекта стали лодки типа «Готланд» (Gotland), производство которых начато в 1996 году.

Устройство шведской подводной лодки «Готланланд». Водоизмещение – 1490/1599 т, основные размерения: 60 × 6,2 × 5,6, скорость – 11/20 узлов, экипаж – 27 человек, вооружение – шесть 533-мм и три 406-мм торпедных аппарата
Шведская лодка «Готланланд» в лизинге в США

Правительство Швеции в марте 1990 года подписало контракт с компанией «Kockums» на производство трех субмарин класса «Готланд». Это первые серийные корабли с комбинированной воздухонезависимой двигательной установкой, использующей стирлинг-генераторы. Подводная лодка «Готланд» оснащена двумя двигателями замкнутого цикла «Стерлинг AIP» фирмы «Кокумс», мощностью по 75 кВт, которые питают электромотор (1800 л.с.) и заряжают аккумуляторные батареи без использования для этого обычных дизельных двигателей (создающих на лодках основные шумы). Поскольку двигатель Стирлинга сжигает дизельное топливо с использованием кислорода, хранящегося в сжиженном виде в резервуарах, а не взятом из атмосферы, то лодка может спокойно перемещаться под водой в течение нескольких недель без необходимости всплывать на поверхность. Причем делает это очень тихо и быстрее, чем на электромоторах, запитанных от аккумуляторов. Продукты сгорания дизельного топлива выбрасываются в кильватерную струю от движителя. Это позволяет замаскировать положение подводной лодки, поскольку большие пузыри выбрасываемого газа в кильватерной струе разбиваются на множество мелких пузырьков, плохо заметных на поверхности воды. Воздухонезависимая ЭУ обеспечивает подводное плавание лодки в условиях практически абсолютной скрытности, а два дизеля MTU мощностью по 1300 л.с. работают (под шноркелем) только на входе или выходе ПЛ из базы в море.

Конструкция лодки необычна – прочный корпус разделен двойной равнопрочной плоской перегородкой на две палубы. На верхнем уровне располагаются: центральный пост, камбуз с двумя кают-компаниями (на шесть человек каждая), жилые помещения и главное машинное отделение. Экипаж размещается в двух- и четырехместных каютах (командир, старший механик и кок занимают отдельные каюты). Компоновка нижней палубы включает носовой торпедный и аккумуляторный отсеки, а также вспомогательное машинное отделение. Здесь также размещены рефрижераторные емкости с жидким кислородом (LOX), который служит для оксидирования топлива (керосина) двигателей «Стирлинг». «Готланд» впервые в мире оснащен автоматизированной системой боевого управления (АСБУ), подключенной к всемирной системе Интернет. АСБУ позволят полностью обеспечить все режимы плавания и следить одновременно за 95 целями. Такая степень автоматизации позволила уменьшить экипаж до 27 человек, из них 5 офицеров.

Вполне заслуженно субмарина отнесена к лодкам 4-го поколения*. Несмотря на высокую цену, на нее поступили многочисленные заказы из-за рубежа. Однако массовое строительство лодок невозможно из-за ограниченных возможностей верфей (не технических – тут шведы на наивысшем мировом уроне, а производственных).

* В 2005–2007 годах подводная лодка «Готланд» с экипажем была сдана в лизинг США для использования на учениях в качестве подводного противника. Шведские моряки наглядно показали своим американским коллегам, насколько сложна оборона от практически бесшумных современных неатомных субмарин.

Для 533-мм торпедных аппаратов на вооружении субмарины находятся тяжелые противокорабельные торпеды «Bofors Underwater Systems» Type 613, несущие боеголовку массой 240 кг и поражающие цель на расстоянии до 20 км, для 406-мм торпедных аппаратов – легкие противолодочные торпеды «Bofors Underwater Systems» Type 43. Всего планировалось построить пять субмарин данного типа, но по финансовым причинам серия ограничилась тремя лодками. По предварительным данным, к 2018 году все подлодки класса «Gotland» пройдут модернизацию с использованием наработок проекта A26. В настоящее время подводный флот скандинавской страны насчитывает пять подлодок: три – класса «Gotland» и две – класса «Sodermanland».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Принципы рационального кредитного поведения. Часть 2 Принципы рационального кредитного поведения. Часть 2

Как взять кредит так, чтобы потом об этом не пожалеть

Наука и техника
Кто живет на чердаке Кто живет на чердаке

Как оформить квартиру в стиле лофт, не ломая стены

Лиза
Европейская оборона Европейская оборона

Между выводом американских войск и «разумной достаточностью»

Деньги
Где дружба — система, а помощь — профессия! Где дружба — система, а помощь — профессия!

Зачем успешным людям идти в благотворительность?

Men Today
С усилием, но без насилия (над собой) С усилием, но без насилия (над собой)

10 «наивных вопросов» про потенциал человека

Psychologies
Едем в Гагры? Едем в Гагры?

Самые популярные курорты СССР, где отдыхали наши бабушки и дедушки

Лиза
Убить Лумумбу Убить Лумумбу

Патрис Лумумба был одним из самых мужественных лидеров своего поколения

Знание – сила
Есть ли жизнь на Марсе? Есть ли жизнь на Марсе?

Пройдемся по имеющимся фактам в вопросе о жизни на Марсе

Наука и техника
Эти ошибки допускают все, и только 35% людей пользуются беспроводными наушниками правильно Эти ошибки допускают все, и только 35% людей пользуются беспроводными наушниками правильно

Ошибки, которые ухудшают качество звука и срок службы наушников

ТехИнсайдер
Алексей Смертин: Трактор на поле, философ в пустыне Алексей Смертин: Трактор на поле, философ в пустыне

Алексей Смертин пробежал ультрамарафон по Сахаре

Men Today
Легенда Сибири Легенда Сибири

Словно драгоценную чашу держит Бурятия священный Байкал

Лиза
В зоне степей и полупустынь В зоне степей и полупустынь

Сергей Богун о проблемах защиты редких степных видов

Знание – сила
Почему поколение Z уходит из корпораций и выбирает франшизы Почему поколение Z уходит из корпораций и выбирает франшизы

Почему зумеры выбирают вместо корпоративной стабильности предпринимательство?

Forbes
Нефть, газ и будущее Нефть, газ и будущее

Стремление заглянуть в будущее — неотъемлемая часть человеческой натуры.

Ведомости
Бесплатные приложения для планирования: какое выбрать Бесплатные приложения для планирования: какое выбрать

Бесплатные приложения-планировщики: чем отличаются и какое стоит попробовать?

Inc.
Звезда не родилась Звезда не родилась

Почему планета Голливуд больше не может создавать кумиров

Men Today
Затерянные миры: 8 самых неисследованных мест Земли Затерянные миры: 8 самых неисследованных мест Земли

Рассказываем о самых таинственных уголках нашей планеты

ТехИнсайдер
Сергей Батехин: Контролировать не всегда хорошо Сергей Батехин: Контролировать не всегда хорошо

Крупные российские инвестгруппы вынуждены переосмыслять свою роль в экономике

Ведомости
Полет Fram2 Полет Fram2

Командиром этого полета был Ван Чунь – миллионер, оплативший полет участников

Наука и техника
«Простая геометрическая фигура»: какую историю пережил «Черный квадрат» Малевича «Простая геометрическая фигура»: какую историю пережил «Черный квадрат» Малевича

История успеха наследия художника Казимира Малевича

Forbes
Когда консьерж — это бот: 7 HotelTech-стартапов, меняющих отели Когда консьерж — это бот: 7 HotelTech-стартапов, меняющих отели

Тренды и стартапы в HotelTech-индустрии, которое меняет пользовательский опыт

Inc.
Где на Руси отдыхать хорошо Где на Руси отдыхать хорошо

Лучшие места в России по версии Men Today

Men Today
Мир экзопланет: что для космоса «норма»? Мир экзопланет: что для космоса «норма»?

Уже можно говорить о планетах необычных. Как выглядят «обычные» – установлено

Наука и техника
Истина Шредингера: почему физики не могут договориться об устройстве мира Истина Шредингера: почему физики не могут договориться об устройстве мира

Почему взгляды ученых на природу реальности драматически расходятся?

Forbes
Зонд NASA использовал Марс как тестовую площадку при полете к Европе Зонд NASA использовал Марс как тестовую площадку при полете к Европе

Ученые успешно протестировали радарную систему зонда Europa Clipper

ТехИнсайдер
Генетики подтвердили личность жестоко убитого в Венгрии Рюриковича Генетики подтвердили личность жестоко убитого в Венгрии Рюриковича

Палеогенетики проанализировали геном жестоко убитого венгерского феодала

N+1
«Хотеть пять звезд, спа и три ресторана — это не стратегия». Президент Cosmos Hotel Group — об ошибках начинающих отельеров «Хотеть пять звезд, спа и три ресторана — это не стратегия». Президент Cosmos Hotel Group — об ошибках начинающих отельеров

Каких ошибок следует избегать отельеру и почему за малыми городами будущее?

Inc.
Чем закусывать Jagermeister Чем закусывать Jagermeister

Копченое, кислое и сладкое — чем закусывать немецкую знаменитую настойку?

Maxim
«Год Черной Обезьяны»: семейная сага о первых постсоветских десятилетиях «Год Черной Обезьяны»: семейная сага о первых постсоветских десятилетиях

Отрывок из романа-размышления о том, как прошлое определяет будущее

Forbes
Поп-культура Поп-культура

От биологии до поп-культуры: почему женские ягодицы стали фетишем?

Men Today
Открыть в приложении