Как банки при маркетплейсах становятся ключевыми игроками на финансовом рынке

ВедомостиБизнес

Генеральный директор Ozon Fintech Ваэ Овасапян: Мы дитя СБП

Екатерина Литова 
вт. 12.08.2025

Андрей Гордеев / Ведомости

Уже который год классические банки жалуются на то, что «новички» – банки при маркетплейсах Ozon, Wildberries и «Яндекс» – играют нечестно, заманивая клиентов моментальной выгодой при оплате покупок картой банка маркетплейса. Некоторые особо крупные игроки видят в сложившейся ситуации «заслугу» самого ЦБ. Генеральный директор Ozon Fintech Ваэ Овасапян в беседе с «Ведомостями» на это заметил, что лишь одно наличие большого количества клиентов не дает тебе гарантию быстрого захвата новых ниш. А действия ЦБ, например создание СБП и отмена комиссий за переводы до 30 млн руб. между своими счетами, Овасапян как раз считает снятием барьеров, чтобы усилить конкуренцию и «сподвигнуть банки технологически развиваться».

– «Ozon банк» раньше других банков при маркетплейсах начал развиваться обособленно. С чем это связано?

– Честно говоря, я не очень люблю словосочетание «банк маркетплейса» – оно как будто даже уже неактуальное с учетом наличия внешних клиентов и активного роста нас и коллег. Но если серьезно, мы достаточно быстро поняли, что клиентам нужно предлагать широкий набор продуктов. Так устроен финансовый рынок России. У клиента могут быть открыты счета в двух, трех или пяти банках, но на самом деле основные операции он производит через один банк, а в остальных по факту оборотов нет.

Поэтому мы решили, что хотим предоставлять клиентам весь спектр банковских услуг. И сегодня наши активные клиенты уже воспринимают нас как полноценный банк для повседневных нужд – оплатить покупки в супермаркете, ресторане, заправить авто или сходить в салон красоты. У банка очень хорошо растут клиентские средства на текущих счетах, накопительных счетах и депозитах, люди нам доверяют деньги. По итогам полугодия привлеченные средства превысили 348,6 млрд руб. – рост почти в 4 раза в годовом выражении. Фактически мы уже не «карта для покупок на Ozon», а полноценный банк, у которого есть большой фокус на удобные покупки как на маркетплейсе, так и в любом другом месте.

– Какая доля от оборота по картам «Ozon банка» приходится на оплату вне маркетплейса?

– Сейчас доля внешних операций по «Ozon карте» уже превысила 55%, и мы рассчитываем на дальнейший рост. Это одна из наших трех метрик, которую мы даем для инвесторов. Мы считаем это важной характеристикой для понимания, насколько мы быстро развиваемся и насколько наши решения привлекают клиентов в широком смысле без привязки к маркетплейсу.

– За счет чего может быть значительный рост?

– Здесь, как показывает практика, нет серебряной пули. Аспектов много. Первый – наша необычная, как мы считаем, для российского рынка программа лояльности. У нас есть кэшбэк на выбранные категории месяца и программа «Товары за 1 руб.» на Ozon, и клиент может в один клик менять одну на другую (накопленные в каждой из программ звезды или баллы кэшбэка не сгорают. – «Ведомости»).

Второй – разнообразие продуктовой линейки под разные паттерны поведения клиентов. Например, мы запустили нестандартный накопительный счет, проценты на который начисляются ежедневно, и ты можешь снимать их в любое время, а не дожидаться выплаты раз в месяц.

– Такое есть у «Яндекс банка».

– Это правда, поэтому я сказал «нестандартный», а не «уникальный».

– А в чем здесь для вас выгода, если клиент «не задерживает» полученные проценты?

– Клиент любит видеть выгоду «здесь и сейчас» и будет выбирать тот банк, который закрывает эту потребность. Клиенты не снимают с таких счетов проценты каждый день – им просто нравится видеть, что они выплачиваются ежедневно. Наш расчет был на то, что часть людей помимо средств на депозитах хранит их на накопительных счетах, чтобы, с одной стороны, всегда иметь к ним доступ, а с другой – получать процент ежедневно.

– В июле «Ozon банк» попал под санкции ЕС. Как это на вас влияет?

– Работаем, как и прежде. Мы активно развиваем банк с 2022 г. и были готовы к разным сценариям, да и сосредоточены на бизнесе внутри России: у банка нет активов за рубежом, он не совершает внешних операций, системой SWIFT не пользуется, вся инфраструктура тоже отечественная. Даже больше скажу: мы разрабатываем ключевую инфраструктуру самостоятельно. Поэтому санкционные меры на «Ozon банк» никак не влияют и, что также важно понимать, санкции не распространяются на другие юрлица группы.

«Для нас технологии – первый приоритет»

– Кто ваши главные конкуренты за клиентов – «Яндекс» и Wildberries с их финтехом или крупные розничные банки?

– Для нас конкуренты – это и классические банки, и онлайн-банки, и необанки, и финтехигроки, которые формально даже могут не быть банками. Любой крупный российский банк – это де-факто финтех, в России эта грань стерта, так как лидеры рынка вкладываются в инновации. Это вопрос определений, а не разницы в бизнесе.

Но боремся мы тут не с конкретными игроками, а за право быть банком первого выбора. Это конкуренция с технологиями и уровнем сервиса. Побеждает тот, кто делает самое большое количество изменений в определенный промежуток времени – в день, в месяц, неважно. Под изменением я имею в виду все, что угодно: новые продукты, эксперименты, маркетинговые коммуникации.

Для нас технологии – первый приоритет, поэтому мы независимы от вендоров, все разрабатывается внутри. Например, автоматизированную банковскую систему мы изначально делали с нуля сами. Когда мы об этом говорили 3–4 года назад, на нас смотрели, мягко скажем, как на ненормальных, но команда это реализовала. Теперь мы можем производить очень большое количество изменений за период времени.

– Многие продвинутые с точки зрения технологий банки не обращаются к вендорам. Но ведь есть уже на рынке разработанные кем-то вполне хорошие решения – ими можно воспользоваться.

– Безусловно, мы используем уже опробованные годами технологии – ту же «1С». Здесь важен контекст. Надо понимать, в чем твое стратегическое конкурентное преимущество. Технологии – одно из таких преимуществ, и здесь стоит разделять ПО, которое мы используем. Одно ПО затрагивает колоссальные интеграции внутри банка и касается критически важной инфраструктуры, и нам кажется бессмысленным брать что-то извне. А бывают готовые решения, которые не требуют сложных взаимоотношений, такие партнерства мы используем, потому что они ничего не меняют, не усложняют.

В том же антифроде (система противодействия мошенничеству. – «Ведомости»), в который мы инвестируем очень много ресурсов, невозможно взять готовое решение какого-то отдельного игрока, внедрить его и забыть. Все-таки мошенничество в России «революционирует» бешеными темпами. Мы используем огромное количество данных, постоянно добавляем новые, поэтому ядро нашей системы кибербезопасности разработано внутри. Когда ты зависишь от вендора, тебе придется ждать его релиза, а мошенничество ждать не будет. Это твоя ответственность, и ты обязан реагировать мгновенно.

– Сколько у вас проходит времени от момента, когда вы задумали реализовать какой-то продукт, до того, когда вы его раскатываете на клиентах?

– Есть идеи, которые годами у нас остаются на уровне идеи, а есть те, которые мы делаем за несколько недель. В итоге клиенты видят только те продукты, которые отобрала команда, которые прошли строгий отбор внутри. За неделю мы вносим порядка 1000 правок и изменений в процессы – это позволяет постоянно следить за сервисами и в моменте что-то улучшать, исправлять.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

На видном месте На видном месте

Реклама стран на форме клубов: имидж для властей, аудитория для команд

Ведомости
Реинкарнация под запретом Реинкарнация под запретом

Какие киножанры больше всего любят вьетнамцы и кто контролирует прокат страны

СНОБ
«Нет на свете страны, где нет магазинов» «Нет на свете страны, где нет магазинов»

Розница в России: как справиться с кризисом и что будет с брендами?

Монокль
Виниры и люминиры: чем отличаются и что выбрать Виниры и люминиры: чем отличаются и что выбрать

Чем виниры и люминиры отличаются между собой и что из них надежнее

ТехИнсайдер
Чьим голосом вы говорите с собой? Чьим голосом вы говорите с собой?

Тест: как часто вы точно понимаете, чего на самом деле хотите

Psychologies
Показывают то, что скрыто Показывают то, что скрыто

Зачем музейное закулисье выходит на авансцену

Weekend
ВМФ Ирана на просторах мирового океана: кругосветный поход ВМФ Ирана на просторах мирового океана: кругосветный поход

Первый кругосветный поход иранского ВМФ за 236 дней

Наука и техника
Как запустить свое производство Как запустить свое производство

Как оформить и запустить свое производство с нуля и на что обратить внимание

Inc.
Что такое камера на полосу и что она фиксирует Что такое камера на полосу и что она фиксирует

О чем фраза «Впереди камера на полосу» из автомобильных навигаторов?

РБК
Дефициту бюджета есть простое объяснение Дефициту бюджета есть простое объяснение

Чем вызван растущий дефицит федерального бюджета

Монокль
Литература осень 2025: Чара Литература осень 2025: Чара

Рассказ Алексея Варламова «Чара»

СНОБ
Программа на перспективу Программа на перспективу

Как Индия стала одной из ведущих IT-стран мира и каковы ее планы на будущее

РБК
Целиком и полностью: гид по творчеству Луки Гуаданьино Целиком и полностью: гид по творчеству Луки Гуаданьино

Творческий путь Луки Гуаданьино: о главных его работах

Правила жизни
Мост в небесах Мост в небесах

Некоторые современные мосты сооружают только для того, чтобы заинтриговать

Знание – сила
Стресс на работе: как распознать и что делать Стресс на работе: как распознать и что делать

Основные факторы возникновения стресса на работе и его влияние на организм

Inc.
Человек и мир агентов искусственного интеллекта Человек и мир агентов искусственного интеллекта

Три сценария для поддержания человеческой уникальности в мире ИИ

Наука
Затерянные миры: 8 самых неисследованных мест Земли Затерянные миры: 8 самых неисследованных мест Земли

Рассказываем о самых таинственных уголках нашей планеты

ТехИнсайдер
Где дружба — система, а помощь — профессия! Где дружба — система, а помощь — профессия!

Зачем успешным людям идти в благотворительность?

Men Today
Выдр уличили в охоте на пингвинов Выдр уличили в охоте на пингвинов

Ученые зафиксировали нападения выдр на пингвинов в ЮАР

N+1
Русские страсти Русские страсти

Об экранизации романа Евгения Водолазкина «Авиатор»

СНОБ
Заповедные нравы Заповедные нравы

«В глуши»: сериал на тему «человеческая дикость на фоне дикой природы»

Weekend
Цвет жизни Цвет жизни

Оттенки зеленого в интерьере: правила оформления и удачные сочетания

Лиза
Как написать в Ватсап без добавления контакта Как написать в Ватсап без добавления контакта

Разберем, написать в Ватсап без добавления номера в телефонную книгу

CHIP
Закат империи Закат империи

Разгромив Мамая, Тохтамыш начал войну со своим бывшим союзником — Тамерланом

Дилетант
Правильное утро Правильное утро

Секреты завтрака на диете

Лиза
Разработаны методы генного редактирование смертельно опасных заболеваний мозга Разработаны методы генного редактирование смертельно опасных заболеваний мозга

Ученые успешно применили технологии генного редактирования для коррекции мутаций

ТехИнсайдер
Автомобили Автомобили

Лучшие автомобили «реального мира» и настоящие произведения автоискусства

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Листоносы собрали падалицу Листоносы собрали падалицу

Зоологи обнаружили свидетельства, что рукокрылые подбирают пищу с земли

N+1
Вспомнить всё! Вспомнить всё!

Активизируем работу мозга с помощью нейрогимнастики

Лиза
«Американцы хорошо продают себя, но работают слабо». 5 бизнес-ошибок основателя платформы ИИ-музыки Mubert «Американцы хорошо продают себя, но работают слабо». 5 бизнес-ошибок основателя платформы ИИ-музыки Mubert

Чего не следует делать стартапам с совершенно новой технологией на рынке

Inc.
Открыть в приложении