КАНТРИ Русская азбукаКулинария
Щи
Допустим, вот-вот наступит апокалипсис. И из всех блюд русской кухни можно спасти, захватив с собой на другую планету, лишь одно – самое характерное и ценное. Неужели это было бы что-то другое?!
Какими они только не бывают: и мясные, и рыбные, и постные, и зеленые, и кислые, и суточные – универсальности этого супа (который на Руси считали народным достоянием все слои населения) можно лишь подивиться. На столах наших предков щи случались чаще, чем что-либо еще. И всякие часто звучащие фразочки вроде «Щи да каша – мать наша», «Щи всему голова», «Где щи, там нас и ищи» лишь подчеркивали, насколько это блюдо для них было важным и незаменимым. Вариаций его приготовления имелось тоже хоть отбавляй: со свежей капустой или квашеной, с яблочным рассолом или мучной заправкой, с пряностями или без – главное, чтобы щи не просто варились, а долго томились-настаивались в горшке на печи для приобретения своего уникального вкуса и аромата – щаного духа.
Не менее уникально и название супа. В старину его называли «шти». У слова три варианта происхождения. Первый: щи (шти) – сокращенное название щавеля, травы, известной своим кисловатым привкусом. Второй: слово образовано от древнерусского слова «съто», которое имело два значения – пропитание и похлебка с капустой и щавелем. И наконец третий: по версии лингвиста Ивана Бодуэн де Куртенэ, «щи» происходят от датского sky – «навар». Как видим, все три версии перекликаются.
Бархатная эволюция
Первое подобие щей появилось на Руси еще до ее крещения. Это была похлебка из крапивы, щавеля, репы, свеклы, моркови и мяса (в его отсутствие клали рыбу или грибы). Кочанной капусты тогда не было, вместо нее использовали дикую – кудрявую, бархатистую «розетку» из закрученных листьев. Также добавляли репчатый лук, корни сельдерея, чеснок, укроп, лавровый лист, перец. Блюдо получалось густым и вкусным, поэтому быстро закрепилось в повседневном рационе. Более того, щи стали символом сытости и достатка. Считалось, что если у хозяйки есть продукты для щей, то голод и холод ее дому точно не грозит.
Главный ингредиент – кочанную капусту – стали добавлять в щи в XI веке. Овощ на Русь завезли из Рима. При этом первое время капусту выращивали только в лечебных целях и считали деликатесом. После, когда народ распробовал заморскую диковинку и методом проб и ошибок нашел к ней подход, капусту стали подавать на стол в составе разных блюд. В том числе крестьяне научились делать квашеную капусту – в таком ферментированном виде они могли подолгу ее хранить и делать запасы. Например, делали заготовки для любимой похлебки: добавляли морковь, муку и соль и убирали на зиму в погреб. После замороженные брикеты использовали, если собирались в дальнюю дорогу или зимой, когда период сезонных овощей заканчивался, – заготовки немного разбавляли водой и разогревали. Получался отличный суп.
И зимой, и летом
В зависимости от социального статуса повара щи отличались по составу. Крестьяне не могли себе позволить каждый раз готовить щи с мясом, поэтому они делали суп с сезонными овощами, верхними жесткими листьями капусты и грибами. Такие щи прозвали «серыми» или «пустыми». Сейчас их называют вегетарианскими или постными. Бояре и другие представители знатных сословий готовили себе наваристый суп с мясом или рыбой (правда, рыбный пользовался меньшим спросом, потому что рыба требовала отдельной тепловой обработки, готовка такого супа занимает больше времени). Такие щи называли «белыми».
Чтобы сделать похлебку густой, в нее добавляли ложку ржаной муки, но уже к XIX веку от этой привычки было решено отказаться, поскольку приглашенные повара из Франции внесли изменения в меню русской кухни. Теперь в суп стали кидать сладкий перец и другой полюбившийся заморский овощ – картошку. Ее, напомним, Петр I завез в Россию двумя столетиями ранее.