Чистый спорт
Валерия Коваленко занимается непростым делом — организует в России регаты класса яхт с подводным крылом 69F. А еще работает юристом и является сооснователем галереи современного искусства. Насколько сложно продвигать не самый популярный в стране вид спорта и зачем это делать, Валерия рассказала нам накануне этапа гонок Runduk Foiling Cup 2024 в Санкт-Петербурге.
Я пришла в парусный спорт случайно. Никогда не интересовалась парусом и не знала, что это олимпийский вид спорта, пока мой коллега не позвал меня с собой попробовать походить на парусной лодке. Это было его детской мечтой, поэтому к выбору школы он подошел очень серьезно. И остановился на яхт-клубе «Пирогово». А там, как вы, наверное, знаете, очень красиво. До этого у меня был опыт обучения на частного пилота. Полеты в рамках учебной программы начинались и заканчивались в спартанских условиях, в старом ангаре, где зимой было холодно, а летом жарко. Как только я попала в «Пирогово», сразу как визуал очаровалась атмосферой. Красивый офис, гольф-кар, на котором между тренировками развозят кофе, много предметов современного искусства, которому по роду основной деятельности я не чужда. «Какая разница, чему тут учат? Я хочу здесь остаться», — сказала я себе.
В итоге мой коллега закончил парусную школу и на лодке теперь не ходит — занялся карьерой. А меня процесс захватил так сильно, что до сих пор не отпускает.
Как произошел ваш переход из категории любителей в профессиональные спортсмены?
Я, конечно, профессионалом себя не считаю. Профессиональные спортсмены получают деньги за участие в соревнованиях, я — нет, я их только трачу. Парусный спорт предоставляет очень много возможностей тем, кто начал гоняться в любительских регатах и хочет перейти в профессиональные. Мне тем и нравится этот вид спорта: он очень разный. Здесь в каждом направлении есть свои кумиры, люди, которые ведут за собой.
Я начинала гоняться в «Пирогово» в 2015 году в классе «эМ-Ка», своей лодки тогда у меня не было. А чтобы достичь успеха, очень важно, чтобы была именно своя яхта и своя постоянная команда. Это было время расцвета парусного спорта для российских команд: в классах TP52, RC44 и других гонялось много наших спортсменов, у «Газпрома» был свой проект с парусными катамаранами. График сильных яхтсменов был расписан на год вперед, у них была возможность гоняться в очень крутых экипажах. Договариваться с кем‑то из них на участие в регате нужно было очень заблаговременно. Мне как человеку, который только начинал, у которого не было сильных амбиций и крупного спонсора, просто повезло. Я познакомилась с Александром Божко (трехкратный чемпион России в классе J/70. — Прим. ред.), он познакомил меня с Игорем Лисовенко — одним из топовых российских яхтсменов, участником Олимпийских игр 2008 и 2012 годов. Благодаря ему сложилась команда: Денис Рожков, Сергей Авдонин, Игорь и я. Вместе мы строили планы и росли, дошли до собственной лодки класса RC44, до шести лодок mX700, которые находятся у нас в управлении, и вот теперь до четырех лодок с подводным крылом класса 69F. У нас не было четкого плана, по какому пути мы пойдем в спорте. Все, что мы хотели, — это успешно гоняться, постоянно тренироваться. Но могу точно сказать: мы были одной из первых команд в России, которые стали проводить сборы. Я из спортивной семьи: мой дядя тренер, братья — волейболисты. И я прекрасно знаю, что такое УТС (учебно-тренировочные сборы. — Прим. ред.) и почему они важны. Пока была возможность, мы хотя бы один раз за лето ездили на озеро Гарда в Италию; кроме того, регулярно тренировались в России и при слабом, и при сильном ветре. В те годы ребята заразили меня любовью к классу «Лазер», и я даже приняла участие в чемпионате России. Я была первым непрофессионалом, вышедшим на дистанцию сразиться с теми, кто заметно моложе. Заняла тогда последнее место, но мне было очень интересно.