Счет, пожалуйста! Когда и как тебя могут обсчитать в ресторане
Будем честны с собой: после пандемии и карантинов мы обленились – даже если заработок позволяет, мы реже ходим в рестораны и кафе и чаще заказываем еду на дом. Тем не менее несколько раз в сезон большинство из нас все равно предпочитает выйти из дому – выгулять новое платье, пообщаться вживую с подругами, отметить семейный праздник. В такие дни мы не слишком тщательно вглядываемся в ресторанный счет – щедро платим, не пересчитывая и оставляя чаевые. Такова уж русская традиция, копейничать стыдно. А стоило бы. Так как у некоторых недобросовестных сотрудников ресторанов есть проверенные способы не только обсчитать, но и заставить тебя раскошелиться против воли.
Как обсчитывают
Обычного обмана еще никто не отменял. С веселой подвыпившей компанией в полутемном помещении это отлично работает:
Неправильная сумма сдачи
Если ты платишь наличными, крупной купюрой, например, пятитысячной, официант ее забирает, а потом приносит сдачу мелкими банкнотами, причем в стопку не докладывает одну-две сторублевки. Большинство клиентов, получив на сдачу такую «котлету», не хотят при всех ее пересчитывать. И просто кладут в карман, оставив пару купюр в качестве чаевых. Но если вдруг ты все же решишь пересчитать и обнаружишь обман, ответ готов: извините, это была сдача для другого клиента, мы перепутали, сейчас все исправим.
Неправильный счет
Самый простой способ: блюда в счете указаны правильно, их цена – тоже, а сумма не соответствует, она больше. Ты обнаружишь это, лишь если что-то заподозришь, достанешь калькулятор и все пересчитаешь. Поэтому, чтобы подозрения не возникли, добавляют совсем немного. Более креативный способ – в счет вписывают то, чего ты не заказывала. Чаще всего это напитки, десерты. Ведь обычно в счете ты обращаешь внимание на итог, основное блюдо и первые строчки. Но если заметишь ошибку, опять же: извините, мы перепутали, это не ваш счет.
Другие блюда и напитки
Это применяется только в том случае, когда клиент хорошенько расслабился и «дозрел». Могут подменить заказанный напиток или десерт, подав на стол самый дешевый вариант, а в счет включив самый дорогой. Еще один способ увеличить стоимость заказа – поставить на стол пустую бутылку с соседнего столика, а затем включить ее в счет. Это самые рискованные «фокусы», и работают они только в определенных условиях. Если не хочешь стать жертвой подобного обмана, старайся не перебирать с алкоголем и всегда контролировать ситуацию.
Как манипулируют
Это особенно обидно. Поскольку, став жертвой манипуляции, ты все делаешь своими руками. И предъявить претензии официанту или менеджеру не получится: ничего не докажешь. Тем не менее эти приемы работают почти безотказно.
Размер тарелки
Это проверенный способ обмануть мозг. Его, кстати, часто рекомендуют применять диетологи. Если 200 г блюда положить на маленькую тарелку, она будет казаться заполненной. Съев все, ты быстро почувствуешь насыщение. И сможешь отказаться от десерта. А это не в интересах ресторатора. Поэтому тот же объем блюда тебе подадут на огромной тарелке. Из-за несоответствия размеров тебе будет казаться, что порция крошечная, и ты осталась голодной. А значит, закажешь десерт, а к нему – еще чай или кофе.
Вопрос без выбора
Это классический способ нейролингвистического программирования. Тебя вежливо спрашивают: «Вы будете чай или кофе?» Или – «Какой соус добавить?», «Белый хлеб или черный?», «Лимонад в кувшине или в бокале?» И ты, даже если не собиралась ничего из этого заказывать, покорно выбираешь чай, черный хлеб или кувшин лимонада. Особенно хорошо это работает в отношении мужчины, который привел в ресторан девушку. Он вряд ли откажет, и официанты это знают.
Пустой стол
Если официант стремительно убирает опустошенные тарелки со стола, едва дождавшись, когда ты положишь вилку, не спеши восхищаться его усердием. Это может быть еще и способ вызвать у тебя «синдром пустого стола». Если остальные еще не доели, ты будешь чувствовать себя неловко. И чтобы избавиться от дискомфорта, обязательно что-то еще закажешь – десерт, напиток и т. п. Официант тебе еще и подскажет: «Не хотите попробовать наш фирменный десерт?»
Десерт в подарок
Здесь тоже нужно быть настороже. Если тебе приносят большой кусок торта, ты обязательно закажешь к нему чай или кофе. Ресторан не окажется в убытке, так как часто для таких подарков используют непроданные десерты с истекающим сроком годности. С бесплатным вином, которое тебе предлагают для дегустации, тоже нужно быть осторожнее. Как правило, большинство людей, попробовав бесплатно, заказывают алкоголь дополнительно.
Язык тела
Вот это, конечно, спорно, но утверждают, что в некоторых случаях работает. Иначе у этого метода не было бы названия. А оно есть – кивок Салливана. Рекомендуя тебе какое-то блюдо, официант учтиво улыбается, слегка наклоняется вперед и медленно кивает головой. Большинство посетителей в этот момент, как завороженные, начинают кивать в ответ. И послушно заказывают рекомендованное дорогое блюдо.
Маленькие хитрости. Эти приемы трудно объяснить, но многолетний опыт научил рестораторов мелочам, которые помогают продавать больше. Например, мороженое выглядит гораздо аппетитнее, если его накладывать в креманку и подавать на стол с металлической ложечкой. А зелено-голубой стакан придает налитому в него напитку дополнительную свежесть. Если деликатес положить на большую тяжелую тарелку, он будет казаться очень солидным и дорогим, возникнет ощущение высокого качества продуктов.
Выбираем ресторан
1. Прежде всего, отталкивайся от цели, с которой ты идешь в заведение
Если предстоит деловая встреча, ресторан с живой музыкой вряд ли подойдет. Поэтому сначала определись с типом заведения, почитай отзывы, сравни меню, изучи фотографии интерьера. Чем больше «профильных» блюд в меню, тем лучше. Если ты идешь с стейк-хаус, не ищи в меню роллы. Даже если они там будут, ты, скорее всего, за них переплатишь.
2. Если меню и обстановка тебе очень нравятся, но в целом ресторан дороговат, сходи в него на завтрак
С утра в таких местах обычно цены ниже, чем в вечернем меню. Если идешь поужинать с компанией близких друзей, не упускай возможности попробовать как можно больше блюд. Для этого есть простой способ – заказать большие порции и поделить их на несколько человек.
3. В ресторане обращай внимание на чистоту. Сейчас в тренде открытые кухни, когда блюда готовятся на виду
Посмотри, как выглядят повара, есть ли у них перчатки, шапочки, в каком состоянии посуда и продукты. Меню в приличном заведении не должно быть затрепанным. Многие рестораны сегодня переходят на электронные меню, предлагая скачать приложение или войти на сайт с помощью QR-кода.
4. Количество посетителей тоже имеет значение
Если в ресторане нет посетителей, это повод насторожиться. Ищи заведение, которое любят не туристы, а местные жители – если там много народу, значит, кормят хорошо и недорого.
5. Не игнорируй скидки, бонусы и «счастливые часы»
Во многих ресторанах есть дневная скидка – в период между обедом и ужином она может доходить до 50%. А также презенты для именинников.
Фото: ShutterStock/Fotodom.ru.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl