«Энергия» Ричарда Роудса: в плену у природных ресурсов
Концентрированная история поиска новых энергетических возможностей
Технологическая эпоха человечества длится каких-то четыреста лет. Автор ведет ее отсчет с увеличения масштабов добычи угля в Англии. Города разрастались, дерева, служившего одновременно и строительным материалом для возведения жилищ, и топливом для их обогрева, не хватало, и англичане сделали ставку на уголь. Но чем больше его требовалось, тем труднее было извлекать его из-под земли. И тогда закрутилось колесо технического прогресса. Сначала появилась идея использовать энергию пара: взаимодействие с ней резко раздвинуло горизонты технологических возможностей. Еще каких-то сто лет, и англичане начали укладывать первое железнодорожное полотно — между Ливерпулем и Манчестером. Уголь и в этом случае оказался как нельзя кстати. Он позволял победить пространство и холод. Но людям необходимо было победить еще и темноту, и поиски в этом направлении привели к обнаружению нефти.
Но прежде они истребили неимоверное количество китов — их жир считался оптимальным топливом для обеспечения освещения. Китовый жир очень условно можно отнести к возобновляемым источникам энергии, но потребность в нем была явно несопоставима с возможностями китов к воспроизводству. От полного исчезновения их спас керосин. Человек же становился все более зависимым от извлекаемых из-под земли природных ресурсов: они не только дарили ему свет и тепло, но и насыщали его организм веществами, крайне неблагоприятно сказывавшимися на состоянии здоровья. И чем дальше, тем сильнее. Наиболее мощный удар был нанесен, когда возникла необходимость усилить детонационную устойчивость топлива для двигателей внутреннего сгорания: иного способа, кроме как добавлять в него ядовитый тетраэтилсвинец, не нашлось. Понадобилось почти восемьдесят лет, чтобы осознать, какую опасность он представляет для человека, и наконец запретить его использование — в России это произошло всего двадцать лет назад.
Ричард Роудс напоминает, что первым общественным транспортом был движимый электроэнергией трамвай и именно электромобили первыми были востребованы автолюбителями. Нужно было еще тогда сосредоточиться на усовершенствовании аккумуляторных батарей и создании инфраструктуры для их подзарядки. Но человечество пошло другим путем: первая половина двадцатого века ушла на то, чтобы усовершенствовать двигатель внутреннего сгорания и расширить возможности его применения, вторая — на укрощение ядерной энергии. И там и там были свои видимые и невидимые жертвы. И в веке двадцать первом человечество заметалось в поисках способа уменьшить углеродный след. Выяснилось, что ни один из вариантов извлечения энергии не идеален. Люди, вынужденные сосуществовать с дымом и выхлопами, так и не придумали, как их нейтрализовать. Поиски альтернативных методов получения энергии пока не приносят значимых результатов.
Из книги «Энергия» следует как минимум один вывод: за любое решение энергетической проблемы, особенно если оно кажется очень выгодным, рано или поздно приходится расплачиваться человеческими жизнями — такова цена прогресса и усовершенствования технологий. Они позволяют человеку победить время и расстояние и одновременно делают его более уязвимым. Рано или поздно осознание этой уязвимости становится фактором если не замедления технического прогресса, то, по крайней мере, поиска других направлений его развития. На развилках, подобных той, что привела к войне электрических токов: какой из двух лучше — переменный или постоянный, почти всегда возможен еще какой-то вариант, может быть сразу не такой очевидный. Всегда легче добавить в топливо театраэтилсвинец и получить быстрый и надежный результат. Но чтобы понять, что яд — это яд, не обязательно ждать несколько десятков лет.
Роудс Ричард. Энергия: История человечества. М.: Колибри: Азбука-Аттикус, 2021. 496 с.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl