Зло, которое все ищут где-то далеко, заключено в каждом отдельном человеке

Правила жизниКультура

Падение

Екатерина Писарева, шеф-редактор группы компаний «ЛитРес»

Сегодня мы все наблюдаем, как расцветает и идет в массы магическое мышление, возникают абсурдные версии и процветают теории заговора. Чтобы понять, как дальше жить, люди обращаются к тарологам и экстрасенсам, астрологам и нумерологам, но все это – лишь объяснимая реакция на общую нестабильность и турбулентность.

Поэтесса и писательница Татьяна Щербина специально по просьбе журнала «Правила жизни» написала ироничный рассказ «Падение», содержащий квинтэссенцию насущных страхов. Разговоры ее героев словно позаимствованы из популярных групп «Подслушано» – беспощадные, бесхитростные и бредовые.

Даже и не сосчитать, сколько раз мы становились свидетелями подобных дискуссий, отсмеивались втихую или вступали в словесную перепалку. В этом застольном диалоге герои пытаются нащупать реальность, объяснить и оправдать мировые события и разобраться, кто же все-таки мировое зло. Но зло, которое все ищут где-то далеко, за океаном, и, разумеется, винят, оказывается заключено в каждом отдельном человеке, раздираемом противоречиями.

В «Падение» Татьяны Щербины можно вглядываться как в зеркало и замирать от узнавания в момент, когда все тайное становится явным.

Света и Аркадий всегда отмечали Пасху, правда, постов не держали, в церковь не наведывались – просто любили этот праздник. Света накупала всяких затейливых красителей для яиц, растворяя их в баночках, после чего кухня походила на химическую лабораторию, а руки – на северное сияние, сама делала трудоемкую пасху, а в этом году что-то настроения не было, потому пасху заменила масса творожная «Особая» с изюмом, а яйца покрасила дочь Аркадия Василиса – просто сварила в луковой шелухе. Кулич велели принести гостям, Остапу и Кате, еще ждали Валеру, в ковид потерявшего жену и с тех пор жившего, как он сам говорил, на полставки, и мама Светина обещала приехать с дачи.

– Маму ждать не будем, она позже приедет, – сказала Света.

Сели, потянулись к салатам и нарезкам, но Аркадий остановил, постучав ножом по фужеру.

– Друзья мои, надо все делать правильно, в Пасхе что главное – яйца, потому сначала надо ими стукнуться и посмотреть, чье уцелеет. Ну и праздник же, так что сперва шампанское.

– Нет, начинать положено с яиц, – возразила Вася, – христосоваться.

– Ладно, – согласился Аркадий. – Вася у нас тут в церковь стала ходить, ей виднее.

Все взяли по яйцу, прицелились острыми концами, последними бились Валера с Катей.

– Объявляю победителя, – командирским баритоном провозгласил Аркадий, наполнив фужер Валеры, а потом и остальных. – Будет тебе счастье, значит. За Валерку!

– Счастья мне уже не будет, – тихо отозвался тот. – Китайская программа порабощения мира убила мою Людочку.

– При чем тут китайцы! – возмутился дородный Остап. – Это же американцы лабораторией в Ухани ворочали. Это их программа сокращения населения. Чтоб золотой миллиард так называемый остался, а остальные – на свалку.

– Ну конечно, – возразила Катя. – В самой Америке миллион погибло в отличие от Китая, между прочим.

– Так не золотой миллиард же, а смерды. И то, что миллионы умерли и, кстати, продолжают умирать, это только часть дела. Кто переболел, теперь ходят бледными спирохетами, головой повредились, таблицу умножения не могут вспомнить.

– Ну-у-у, – обиженно протянула Вася, я вот болела, и вроде рассудком не тронулась, и, как вас зовут, дядя Остап, не забыла.

– Не все, не все. Но америкосы же не только ковидом весь мир на уши поставили. Все эти цветные революции, арабские весны, Ирак, Ливия, ну очевидно же!

– Очевидна только ваша ненависть к Америке, больше ничего, – Валерий едва сдерживал себя, чтоб не нагрубить. – А Китай, да, он тихой сапой и в Европе все скупил, и в Африке, и в Азии, теперь вот к нам подобрался. И все незаметно: в Греции Кноссос и главную гавань – порт Пирей – купил и еще пять европейских портов и четыре аэропорта, 700 компаний – и все счастливы, что деньжат подкидывает, пока все под себя гребет. А очнемся – весь мир китайский.

Аркадий сочувствовал овдовевшему другу в отличие от крикливого Остапа, который в последние годы стал злой как собака, – удивительно, как Катя его терпит, – но решил прервать этот неуместный спор и переключить внимание на еду.

– Что мы все болтаем, смотрите, вот салат с креветками, осетрина, аджапсандал, лобио, пирог с капустой, утка уже в духовке греется, с яблоками, с картошечкой румяной – и к вину пора переходить, а кому и к водочке.

Остап жадно опрокинул стопку, остальные нервно ополовинили вино в бокалах, только Вася невозмутимо тянула свое шампанское, и вид у нее был очень недовольный. Почему всех волнуют не их жизни, а перемещения галактик, на которые они повлиять не могут? Ей бы с собой разобраться – что стоит за ее провалами? Она умеет любить, но один жених внезапно вернулся к бывшей жене, другой уехал на стажировку в Лондон и забыл о ней, а у последнего возникли серьезные неприятности, и он скрылся, и никто не знает, где он. А Вася думает о нем каждую минуту – все отдала бы, чтобы быть с ним.

С работой тоже засада: пошла по маминым стопам в актрисы, взяли в театр, и роли были – и вдруг театр закрыли. Другой известный режиссер, в разных местах ставивший, тоже занимал ее в своих спектаклях, но они сняты с репертуара. Однажды Васе предложили поработать пранкершей – она хорошо имитировала голоса. Но это западло, хотя гонорар предлагали сказочный. А зависеть от родителей не хочется. Пошла работать в библиотеку – культурную программу там организовывать. И началось: на этого публику не соберешь, для того сейчас не время… Света говорила, потому столько препон, что черная луна у тебя, Васечка, в натальной карте, а папа – что это морок в атмосфере и надо переждать. Ну, жду.

Все набросились на еду, притихли, но ненадолго. Света вдруг задумчиво спросила:

– А помните химтрассы в небе во время ковида? Тогда всех разубеждали, что это инверсионные следы от самолетов, но что-то я не видела ни до, ни после такого перечеркнутого неба. Так что уверена, что распыляли над нами какую-то дрянь. Я ее внутри до сих пор чувствую.

– Это бред, – отозвался Остап, – что с такой высоты можно распылить?

– Тоже думаю, что ерунда, Светочка очень впечатлительная, – Аркадий еще держал в руке кусок пирога, а другой обнял жену, которую обожал. Света была его третьей женой, на пятнадцать лет моложе, и была она ровно такой, о какой он мечтал всю жизнь. Мягкая, ласковая, чуткая, не без закидонов, но вполне невинных. Астрология там, на йогу ходит, и всякое тайное у нее реальнее явного. Была актрисой, но карьеры не получилось, так что рада была театр бросить. Зарабатывать нужды не было, Аркадий хоть и забросил свои бизнесы – производил крышки для банок и металлическую посуду, – скопил достаточно для вольготной жизни. Они и по театрам со Светочкой ходили, и друзья у него появились интересные, из артистической среды – Валерка художник, Катя в издательстве работает, Остап – директор книжного магазина, бывшие Светочкины коллеги, правда, не приходят к ним – у них свои компании, актерские. Женаты они уже больше десяти лет, не то что прежние браки – по два-три года продержались. С детьми не получилось – не хотели они рождаться, выкидывались, для Светы это травма, зато с Василисой у них прекрасные отношения, как подружки. Вот и сегодня Вася не к матери своей пошла в гости, а к ним. Свете сорок, Васе тридцать, но Света счастлива тем, что есть, а Вася ищет себя и никак не найдет.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Червивое яблоко Червивое яблоко

Все оказалось просто. Иллюзорно просто. И это усыпило внимание большинства

Правила жизни
Роторно-поршневые двигатели Роторно-поршневые двигатели

Проблемы и перспективы роторных двигателей

Наука и техника
Загадка песков Загадка песков

Облачившись в штаны и свитер, я обвел взором палубу

Y Magazine
Герилья гереро, или Восстание обреченных Герилья гереро, или Восстание обреченных

Геноцид гереро и нама: как колониальный конфликт предвестил ужасы Второй мировой

Знание – сила
Лиза Шакира: «Умение признавать свой страх очень облегчает любую работу» Лиза Шакира: «Умение признавать свой страх очень облегчает любую работу»

Вдруг все мои достижения, все мои роли — это лишь случайность?

Коллекция. Караван историй
Город «злой» и город «добрый» Город «злой» и город «добрый»

Весной 1238 года «злой город» Козельск разозлил монголо-татар

Дилетант
В гармонии с озером В гармонии с озером

Дом недалеко от Уфы строила большая и дружная семья на месте своего старого дома

Идеи Вашего Дома
Как изменить поведение партнера или начальника: методы из коучинга Как изменить поведение партнера или начальника: методы из коучинга

Можем ли мы повлиять на поведение другого человека, и если да, то как?

Psychologies
Посредники между небом и землею Посредники между небом и землею

Как образы растений, упомянутых в Библии, используются в архитектуре

Знание – сила
Формула любви Формула любви

Можно ли просчитать совместимость с партнером математически?

Лиза
Шепоты и фрики Шепоты и фрики

Почему мы все поголовно надели шапочки из фольги?

Правила жизни
Конкурс страшных рассказов: Конкурс страшных рассказов:

Рассказ о семье, смерти и пчёлах: как девочка стала королевой одной ячейки

VOICE
«Кино должно тебя зажигать» «Кино должно тебя зажигать»

Режиссер Кирилла Султанов о библейских сюжетах и криминале

Weekend
Наводя мосты Наводя мосты

Глава «А-Клуба» Алина Назарова — о том, каково лидировать в исконно мужском деле

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Петр Тодоровский: Изменить жизнь можно, а вот изменить себя крайне трудно Петр Тодоровский: Изменить жизнь можно, а вот изменить себя крайне трудно

Петр Тодоровский о непростом пути в кинематограф

Ведомости
В погоне за трендами В погоне за трендами

Нужно ли их брать на вооружение информацию о модных трендах?

Добрые советы
Подводный пылесос и чистящее желе: четыре российских технологии для борьбы с нефтяным загрязнением Подводный пылесос и чистящее желе: четыре российских технологии для борьбы с нефтяным загрязнением

Как решения используют в России по уборке нефтепродуктов?

Inc.
Юани и авось Юани и авось

Почему китайская валюта не заменила американскую на российском рынке

Деньги
«Я не считаю, что кто-то придет и за меня все сделает» «Я не считаю, что кто-то придет и за меня все сделает»

Компания Foroom заменила иностранное оборудование на собственные разработки

Монокль
Ах, какие ножки! Ах, какие ножки!

7 способов избежать варикоза

Лиза
Польша между двух рек и трёх спичек Польша между двух рек и трёх спичек

Как Большая тройка определяла границы, статус и политическое устройство Польши

Дилетант
14 610 дней молодости 14 610 дней молодости

Как быть счастливым, здоровым и успешным в любом возрасте

Men Today
В клетку сквозь столетия: история вечного принта В клетку сквозь столетия: история вечного принта

Клетка в моде: откуда появился этот принт и как он развивался?

Правила жизни
Его звали Олег. Воспоминания об Олеге Стриженове Его звали Олег. Воспоминания об Олеге Стриженове

Многие называли Олега Стриженова гордецом, а он просто был свободным человеком

Караван историй
«Она была самой красивой девушкой на стадионе» «Она была самой красивой девушкой на стадионе»

Про любовь с первого взгляда Александра и Алеси Энберт

OK!
Редкий вид Редкий вид

Как выкупить жилье после его аренды

Деньги
Гений чистой пустоты Гений чистой пустоты

Как Франческо Сбарро создал колесо без оси

Наука и жизнь
Главными проблемами малого и среднего бизнеса стали дефицит кадров и инфляция Главными проблемами малого и среднего бизнеса стали дефицит кадров и инфляция

Доля предпринимателей, не сталкивающихся с трудностями, в 2025 году упала до 14%

Forbes
Конкурс страшных рассказов: «Он будет только смотреть», София Баюн Конкурс страшных рассказов: «Он будет только смотреть», София Баюн

Рассказ о девушке, сбежавшей от насилия, и мистическом проклятии прошлого

VOICE
Восстанавливая цвета: как реконструируют окраску вымерших животных. Часть 1. Членистоногие и моллюски Восстанавливая цвета: как реконструируют окраску вымерших животных. Часть 1. Членистоногие и моллюски

Как ученые реконструируют внешний вид древних беспозвоночных

Наука и техника
Открыть в приложении