Театральный режиссер и хореограф Алла Сигалова создала сотни спектаклей

ВедомостиКультура

Алла Сигалова: Самое сложное – договориться с собой

Наталья Витвицкая
пт. 7.03.2025

Театральный режиссер и хореограф Алла Сигалова создала сотни спектаклей: на ее счету работы в оперных, балетных, драматических театрах России, Польши, Италии, Латвии и др. Ее конек – музыкально-пластические спектакли, в которых танец является отражением слова, а артисты должны уметь все. В 2008 г. Сигалова получила премию «Золотая маска» за хореографический спектакль «Кармен. Этюды» с формулировкой «за плодотворный синтез хореографии и драмы». В самых ярких ее спектаклях – «XX век. Бал» МХТ имени А. П. Чехова, «Моя прекрасная леди» театра ТОТ, недавнем «Щастье!» Театра имени Моссовета – зрелищность сочетается с ясным и всегда содержательным посылом, смыслами.

Большое и важное место в жизни Сигаловой занимает преподавательская деятельность – она возглавляет кафедры сразу в двух театральных вузах – Школе-студии МХАТ и ГИТИСе. Также Сигалова снимается на телевидении и в кино. Главная роль в сериале Евгения Сангаджиева «Балет», который вышел в 2023 г., заставила многих думать, что образ Руты Майерс списан с нее. В интервью «Ведомостям» хореограф рассказывает, что ее экранная Майерс – это «другой человек», рассуждает о том, почему артисты обязаны знать историю, а режиссер не должен навязывать зрителю свою трактовку. А также дает мастер-класс – как подготовить студентов к театру.

«Никто не должен думать так, как я»

– Как родилась идея ставить именно «Клопа» Владимира Маяковского? Что показалось особенно необходимым именно сегодня?

– Дотянуться до Маяковского всегда хочется. Но когда ты читаешь его пьесы, понимаешь, что они, как мне кажется, стали сложными для высказывания через них необходимых сегодня моментов. На основе произведений Маяковского Юлий Черсанович Ким сделал свое произведение. Плюс композитор Владимир Сергеевич Дашкевич. Два классика, которые разговаривают с сегодняшним днем. Мне показалось, что это тот материал, который мне сегодня нужен.

Уже давно с Женей Марчелли (художественный руководитель Театра имени Моссовета. – «Ведомости») мы говорили про «Щастье!», но то я была занята, то у него в театре что-то, и как-то мы никак не могли совпасть. Когда Женя сказал, что есть период для выпуска и, несмотря на то что этот период совпал с моими репетициями в МХТ имени Чехова, я все равно согласилась. И я очень рада, что сделала это. Во-первых, я дружила со многими в этом театре, здесь долго шел «Casting/Кастинг» (спектакль режиссера Юрия Еремина, в котором Алла Сигалова играла главную роль, а также была хореографом-постановщиком. – «Ведомости»). Театр очень меня поддержал, когда мне было совсем плохо, поэтому я очень благодарна ему, этим людям, этим стенам. Мне важно, что я снова сюда вернулась. Кажется, как будто не уходила. Во-вторых, я еще Мишу Тройника привела с собой. Хотя работа тяжелая, но это была радость, ощущение возвращения в свой дом.

– Почему на главную роль Присыпкина вы выбрали именно Тройника – человека не из труппы?

– Я стараюсь, чтобы Миша появлялся везде, где я работаю. Столько было моментов, когда я могла с ним соединиться в работе, но каждый раз что-то случалось, срывалось. Женя Марчелли так открыто и сказал: «Если он тебе нужен, то конечно». Мне кажется, что Миша Тройник настолько неординарный человек, неординарная личность, он существует вне каких-то рефренов, банальностей, штампов. Еще в нем бешеная энергия, он абсолютно сумасшедший.

Я же была его учительницей, и он сложно шел в Школе-студии, потому что никто не мог понять, что он такое вообще, как этот «ларчик открывается». Но я моментально к нему привязалась, и всегда, всегда мне хотелось с ним работать. Мне кажется, что у нас очень дружеские отношения. И я горжусь тем, что он сыграл здесь главную роль. Мне кажется, что произошло открытие какого-то особенного театрального организма.

– Спектакль – это всегда возможность высказаться. Что вам хотелось сказать?

– Мне кажется неправильно, когда автор навязывает зрителям свое высказывание. Люди, зрители – это не однородная публика, это отдельные личности, которые имеют право на свое суждение, на свое восприятие, на свою трактовку. Вот я что-то скажу и, значит, вы должны так думать? Нет. Никто не должен думать, как я. Вы свободны, все свободны.

– И все же. Как вы оцениваете реакцию публики? Чувствуете ли вы, что ей необходимо, подстраиваетесь или не думаете об этом?

– Зрители приняли спектакль. По крайней мере на тех показах, на которых была, я это видела. Мне это очень важно, это прекрасно. Но когда ты делаешь спектакль, разве ты об этом думаешь? У меня вообще таких мыслей нет.

– А если говорить про музыкальный материал. В чем его фишка? Он вас зацепил?

– О да. Во-первых, это безумно талантливо. Во-вторых, это все основано на городском фольклоре, на городском романсе, на том музыкально-песенном творчестве, которое присуще именно русскому человеку. Владимир Сергеевич создал потрясающий музыкальный калейдоскоп. Это все очень узнаваемая музыка, но в то же время она обработана выдающимся композитором.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Александр Шевелев: Главенствующий тренд – использование искусственного интеллекта Александр Шевелев: Главенствующий тренд – использование искусственного интеллекта

Об условиях восстановления спроса на металлопродукцию в России

Ведомости
Ветер гуляет Ветер гуляет

«Инженерное» жилье, где техническая составляющая превалирует над декором

SALON-Interior
Кочевая кузница Кочевая кузница

Путешествие в край шаманов за секретами якутских мастеров

Вокруг света
Исследователи выяснили, что на самом деле способствует счастью человека Исследователи выяснили, что на самом деле способствует счастью человека

Ученые исследуют, что способствует счастью молодых людей

Inc.
Зеленый дракон Зеленый дракон

Как Китаю удалось пройти путь от «угольной коптилки» до лидера энергоперехода

ТехИнсайдер
Я — сноб: коллекционер Антон Козлов Я — сноб: коллекционер Антон Козлов

Коллекционер Антон Козлов — про искусство собирать современный арт

СНОБ
Что можно и чего нельзя делать при уходе за зоной декольте: советы дерматологов Что можно и чего нельзя делать при уходе за зоной декольте: советы дерматологов

Зона декольте требует особого внимания

VOICE
Porsche Cayenne первого поколения – отличный выбор для бездорожья Porsche Cayenne первого поколения – отличный выбор для бездорожья

Porsche Cayenne – отличный внедорожник для всех

4x4 Club
Тихая роскошь Тихая роскошь

Пентхаус на берегу Верхнего озера с «парящим» кабинетом

SALON-Interior
Началась охота на дропперов Началась охота на дропперов

База данных Банка России позволит полиции эффективнее отлавливать дропперов

Монокль
Лидерство в коллективе: как завоевать авторитет и доверие в группе? Лидерство в коллективе: как завоевать авторитет и доверие в группе?

Какие лидерские качества стоит развивать, чтобы завоевать доверие в группе

Psychologies
В старой коллекции находок из Костёнок нашли три кроманьонских зуба В старой коллекции находок из Костёнок нашли три кроманьонских зуба

Ученые обнаружили три кроманьонских человеческих зуба в Костёнки-1

N+1
Юбилейная партитура Юбилейная партитура

Музыкальному коллективу Теодора Курентзиса musicAeterna исполняется 20 лет

СНОБ
Наводя мосты Наводя мосты

Глава «А-Клуба» Алина Назарова — о том, каково лидировать в исконно мужском деле

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Елизавета Боярская: «Многие боятся сцены, а я от нее кайфую» Елизавета Боярская: «Многие боятся сцены, а я от нее кайфую»

Елизавета Боярская, ее любовь к театральной сцене и будущее искусства в России

СНОБ
Всаднику вернули историчность Всаднику вернули историчность

Как студенты отреставрировали малую модель знаменитого Медного всадника

Санкт-Петербургский университет
Богатые тоже богатеют Богатые тоже богатеют

Доходы богатых россиян росли повышенными темпами в конце 2024 г

Ведомости
У нас есть всё У нас есть всё

Группа СБПЧ — о воображаемых мирах, рождении строчек и мелодий

Seasons of life
На шаг ближе к колонизации: как искусственный интеллект помогает NASA изучать Марс На шаг ближе к колонизации: как искусственный интеллект помогает NASA изучать Марс

О том, как ИИ помогает исследовать Марс, и приведет ли он нас к прорыву

ТехИнсайдер
Женcовет: эксперты оценили потенциал российского фемтеха Женcовет: эксперты оценили потенциал российского фемтеха

Рынок фемтеха в России в перспективе пяти-семи лет может вырасти до 110 млрд

Forbes
Кубические роботы уплотнят ваши склады Кубические роботы уплотнят ваши склады

Компания «АРС Смарт Роботикс» вышла на первый раунд pre-IPO

Монокль
Ольга Звагольская Ольга Звагольская

Креативный редевелопер Ольга Звагольская создала «Третье место» и арт-ярмарку

Собака.ru
Видимо-невидимо Видимо-невидимо

Какие из «нельзя» о родинках правда, а какие — домыслы?

Новый очаг
Ученые обнаружили, что на самом деле сделало Марс красным Ученые обнаружили, что на самом деле сделало Марс красным

Краснота Марса вызвана не сухим ржавоподобным гематитом, как считалось ранее

Inc.
Эксперимент с медданными Эксперимент с медданными

Минздрав, Минцифры и Минэк смогли договориться об эксперименте с медданными

Ведомости
Герберт Уэллс Герберт Уэллс

Уэллс всю жизнь пытался понять главные алгоритмы человеческой психологии

Дилетант
Эрдоган зажат между интересами США и Британии Эрдоган зажат между интересами США и Британии

Политический кризис в Турции может серьезно встряхнуть государство и регион

Монокль
ИИ предсказывает столкновения нейтронных звезд ИИ предсказывает столкновения нейтронных звезд

Команда астрономов обучила нейросеть предсказывать столкновение нейтронных звезд

ТехИнсайдер
Наталья Подольская и Владимир Пресняков: «20 лет вместе — это невероятная цифра» Наталья Подольская и Владимир Пресняков: «20 лет вместе — это невероятная цифра»

У нас очень много общего в мимике, жестах, даже в выражениях

Коллекция. Караван историй
В барокко с головой В барокко с головой

Поиски главного героя в прошлом и настоящем

Weekend
Открыть в приложении