Театральный режиссер и хореограф Алла Сигалова создала сотни спектаклей

ВедомостиКультура

Алла Сигалова: Самое сложное – договориться с собой

Наталья Витвицкая
пт. 7.03.2025

Театральный режиссер и хореограф Алла Сигалова создала сотни спектаклей: на ее счету работы в оперных, балетных, драматических театрах России, Польши, Италии, Латвии и др. Ее конек – музыкально-пластические спектакли, в которых танец является отражением слова, а артисты должны уметь все. В 2008 г. Сигалова получила премию «Золотая маска» за хореографический спектакль «Кармен. Этюды» с формулировкой «за плодотворный синтез хореографии и драмы». В самых ярких ее спектаклях – «XX век. Бал» МХТ имени А. П. Чехова, «Моя прекрасная леди» театра ТОТ, недавнем «Щастье!» Театра имени Моссовета – зрелищность сочетается с ясным и всегда содержательным посылом, смыслами.

Большое и важное место в жизни Сигаловой занимает преподавательская деятельность – она возглавляет кафедры сразу в двух театральных вузах – Школе-студии МХАТ и ГИТИСе. Также Сигалова снимается на телевидении и в кино. Главная роль в сериале Евгения Сангаджиева «Балет», который вышел в 2023 г., заставила многих думать, что образ Руты Майерс списан с нее. В интервью «Ведомостям» хореограф рассказывает, что ее экранная Майерс – это «другой человек», рассуждает о том, почему артисты обязаны знать историю, а режиссер не должен навязывать зрителю свою трактовку. А также дает мастер-класс – как подготовить студентов к театру.

«Никто не должен думать так, как я»

– Как родилась идея ставить именно «Клопа» Владимира Маяковского? Что показалось особенно необходимым именно сегодня?

– Дотянуться до Маяковского всегда хочется. Но когда ты читаешь его пьесы, понимаешь, что они, как мне кажется, стали сложными для высказывания через них необходимых сегодня моментов. На основе произведений Маяковского Юлий Черсанович Ким сделал свое произведение. Плюс композитор Владимир Сергеевич Дашкевич. Два классика, которые разговаривают с сегодняшним днем. Мне показалось, что это тот материал, который мне сегодня нужен.

Уже давно с Женей Марчелли (художественный руководитель Театра имени Моссовета. – «Ведомости») мы говорили про «Щастье!», но то я была занята, то у него в театре что-то, и как-то мы никак не могли совпасть. Когда Женя сказал, что есть период для выпуска и, несмотря на то что этот период совпал с моими репетициями в МХТ имени Чехова, я все равно согласилась. И я очень рада, что сделала это. Во-первых, я дружила со многими в этом театре, здесь долго шел «Casting/Кастинг» (спектакль режиссера Юрия Еремина, в котором Алла Сигалова играла главную роль, а также была хореографом-постановщиком. – «Ведомости»). Театр очень меня поддержал, когда мне было совсем плохо, поэтому я очень благодарна ему, этим людям, этим стенам. Мне важно, что я снова сюда вернулась. Кажется, как будто не уходила. Во-вторых, я еще Мишу Тройника привела с собой. Хотя работа тяжелая, но это была радость, ощущение возвращения в свой дом.

– Почему на главную роль Присыпкина вы выбрали именно Тройника – человека не из труппы?

– Я стараюсь, чтобы Миша появлялся везде, где я работаю. Столько было моментов, когда я могла с ним соединиться в работе, но каждый раз что-то случалось, срывалось. Женя Марчелли так открыто и сказал: «Если он тебе нужен, то конечно». Мне кажется, что Миша Тройник настолько неординарный человек, неординарная личность, он существует вне каких-то рефренов, банальностей, штампов. Еще в нем бешеная энергия, он абсолютно сумасшедший.

Я же была его учительницей, и он сложно шел в Школе-студии, потому что никто не мог понять, что он такое вообще, как этот «ларчик открывается». Но я моментально к нему привязалась, и всегда, всегда мне хотелось с ним работать. Мне кажется, что у нас очень дружеские отношения. И я горжусь тем, что он сыграл здесь главную роль. Мне кажется, что произошло открытие какого-то особенного театрального организма.

– Спектакль – это всегда возможность высказаться. Что вам хотелось сказать?

– Мне кажется неправильно, когда автор навязывает зрителям свое высказывание. Люди, зрители – это не однородная публика, это отдельные личности, которые имеют право на свое суждение, на свое восприятие, на свою трактовку. Вот я что-то скажу и, значит, вы должны так думать? Нет. Никто не должен думать, как я. Вы свободны, все свободны.

– И все же. Как вы оцениваете реакцию публики? Чувствуете ли вы, что ей необходимо, подстраиваетесь или не думаете об этом?

– Зрители приняли спектакль. По крайней мере на тех показах, на которых была, я это видела. Мне это очень важно, это прекрасно. Но когда ты делаешь спектакль, разве ты об этом думаешь? У меня вообще таких мыслей нет.

– А если говорить про музыкальный материал. В чем его фишка? Он вас зацепил?

– О да. Во-первых, это безумно талантливо. Во-вторых, это все основано на городском фольклоре, на городском романсе, на том музыкально-песенном творчестве, которое присуще именно русскому человеку. Владимир Сергеевич создал потрясающий музыкальный калейдоскоп. Это все очень узнаваемая музыка, но в то же время она обработана выдающимся композитором.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мир с репарациями и контрибуциями Мир с репарациями и контрибуциями

Сейчас происходит переход от однополярной к многополярной модели мироустройства

Ведомости
Наполеоновские планы Наполеоновские планы

Консервы, производство свекольного сахара – это началось в Наполеоновскую эпоху

Вокруг света
Шитье-бытье Шитье-бытье

В Париже показывают шедевры вышивки золотом

Weekend
Всем — компартменты Всем — компартменты

Понятие зоосанитарного статуса будет введено для каждого вида сельхозживотных

Агроинвестор
Игры разума Игры разума

Может ли черная дыра убить человека, пролетев сквозь тело?

Вокруг света
«Совмещение абсолютно несоединимых вещей — это стиль режиссера Ромы Михайлова» «Совмещение абсолютно несоединимых вещей — это стиль режиссера Ромы Михайлова»

«Жар-птица» — одна из самых необычных российских кинопремьер

Weekend
Интимная наука Интимная наука

Как секс мог сделать из обезьяны человека — глава из книги «Секс с учёными»

RR Люкс.Личности.Бизнес.
…И другие официальные лица …И другие официальные лица

Некоторые из тех, кто стоял за спиной лидеров «Большой тройки»

Дилетант
Шеф — поставщик: здесь и сейчас Шеф — поставщик: здесь и сейчас

Как в разных регионах находят необычные продукты и превращают в уникальные блюда

Bones
Шепоты и фрики Шепоты и фрики

Почему мы все поголовно надели шапочки из фольги?

Правила жизни
10 ситуаций, когда человеку нужен не психолог, а психиатр 10 ситуаций, когда человеку нужен не психолог, а психиатр

Как распознать, когда именно пора обратиться к психиатру?

Psychologies
Вспоминая Майорку Вспоминая Майорку

В интерьере заказчикам хотелось повторить атмосферу острова, запавшего в душу

Идеи Вашего Дома
Для здоровья суставов Для здоровья суставов

Почему болезни суставов год от года молодеют?

Лиза
Теория права: сбывшиеся теории заговоров Теория права: сбывшиеся теории заговоров

Пять неочевидных подтверждений того, что в каждой сказке – лишь доля сказки

Правила жизни
Владимир Этуш: «Я обожаю жизнь!». Фронтовые воспоминания Владимир Этуш: «Я обожаю жизнь!». Фронтовые воспоминания

У меня была бронь, но я записался добровольцем. Я мог не воевать. Но я не мог!

Коллекция. Караван историй
Не просто ритуал: зачем бильярдный кий натирают мелом Не просто ритуал: зачем бильярдный кий натирают мелом

Какой прок от мела в бильярде?

ТехИнсайдер
Германия пожинает плоды стратегического аутсорса Германия пожинает плоды стратегического аутсорса

Чем были интересны выборы в бундестаг и ждать ли России возвращения Германии

Монокль
Жан-Мишель Баския: гений улиц и арт-рынка Жан-Мишель Баския: гений улиц и арт-рынка

Как мальчик из Бруклина стал художником, чьи картины стоят миллионы долларов?

СНОБ
Старый новый рэп Старый новый рэп

Как в рэп вернулась непоколебимая маскулинность и почему это не так плохо?

Men Today
Посредники между небом и землею Посредники между небом и землею

Как образы растений, упомянутых в Библии, используются в архитектуре

Знание – сила
Я — это часть алфавита Я — это часть алфавита

Режиссер Дима Крестьянкин — о непохожести каждого из нас друг на друга

Seasons of life
Приключения генерала Зорича Приключения генерала Зорича

Генерал Семен Зорич: «хороший человек, что творил плохие дела»

Знание – сила
На лице написано На лице написано

Термин «кортизоловое лицо» будоражит просторы интернета. Что это такое?

Добрые советы
Пар над водой Пар над водой

Хаусбот, заметно отличающийся от всех остальных

Y Magazine
Патриотизм «подлинный» и «показной» Патриотизм «подлинный» и «показной»

Некогда мы гордились тем, что считали себя самой читающей страной

Дилетант
Простыня и искусство Простыня и искусство

Текстиль как новый модный материал

Weekend
Немного науки в арктической воде Немного науки в арктической воде

Что исследователи знают о косолапых пловцах

Weekend
Азбука банкротства Азбука банкротства

Российский суд обанкротил кипрского совладельца ритейлера «Азбука вкуса»

Ведомости
Дарья Горякина Дарья Горякина

Лектор Дарья Горякина превращает «Хеликс» в лабораторный Google России

Собака.ru
«Мне ни на что не хватает!»: 4 типа отношения к деньгам «Мне ни на что не хватает!»: 4 типа отношения к деньгам

Как нормализовать свое отношение к деньгам?

Psychologies
Открыть в приложении