Театральный режиссер и хореограф Алла Сигалова создала сотни спектаклей

ВедомостиКультура

Алла Сигалова: Самое сложное – договориться с собой

Наталья Витвицкая
пт. 7.03.2025

Театральный режиссер и хореограф Алла Сигалова создала сотни спектаклей: на ее счету работы в оперных, балетных, драматических театрах России, Польши, Италии, Латвии и др. Ее конек – музыкально-пластические спектакли, в которых танец является отражением слова, а артисты должны уметь все. В 2008 г. Сигалова получила премию «Золотая маска» за хореографический спектакль «Кармен. Этюды» с формулировкой «за плодотворный синтез хореографии и драмы». В самых ярких ее спектаклях – «XX век. Бал» МХТ имени А. П. Чехова, «Моя прекрасная леди» театра ТОТ, недавнем «Щастье!» Театра имени Моссовета – зрелищность сочетается с ясным и всегда содержательным посылом, смыслами.

Большое и важное место в жизни Сигаловой занимает преподавательская деятельность – она возглавляет кафедры сразу в двух театральных вузах – Школе-студии МХАТ и ГИТИСе. Также Сигалова снимается на телевидении и в кино. Главная роль в сериале Евгения Сангаджиева «Балет», который вышел в 2023 г., заставила многих думать, что образ Руты Майерс списан с нее. В интервью «Ведомостям» хореограф рассказывает, что ее экранная Майерс – это «другой человек», рассуждает о том, почему артисты обязаны знать историю, а режиссер не должен навязывать зрителю свою трактовку. А также дает мастер-класс – как подготовить студентов к театру.

«Никто не должен думать так, как я»

– Как родилась идея ставить именно «Клопа» Владимира Маяковского? Что показалось особенно необходимым именно сегодня?

– Дотянуться до Маяковского всегда хочется. Но когда ты читаешь его пьесы, понимаешь, что они, как мне кажется, стали сложными для высказывания через них необходимых сегодня моментов. На основе произведений Маяковского Юлий Черсанович Ким сделал свое произведение. Плюс композитор Владимир Сергеевич Дашкевич. Два классика, которые разговаривают с сегодняшним днем. Мне показалось, что это тот материал, который мне сегодня нужен.

Уже давно с Женей Марчелли (художественный руководитель Театра имени Моссовета. – «Ведомости») мы говорили про «Щастье!», но то я была занята, то у него в театре что-то, и как-то мы никак не могли совпасть. Когда Женя сказал, что есть период для выпуска и, несмотря на то что этот период совпал с моими репетициями в МХТ имени Чехова, я все равно согласилась. И я очень рада, что сделала это. Во-первых, я дружила со многими в этом театре, здесь долго шел «Casting/Кастинг» (спектакль режиссера Юрия Еремина, в котором Алла Сигалова играла главную роль, а также была хореографом-постановщиком. – «Ведомости»). Театр очень меня поддержал, когда мне было совсем плохо, поэтому я очень благодарна ему, этим людям, этим стенам. Мне важно, что я снова сюда вернулась. Кажется, как будто не уходила. Во-вторых, я еще Мишу Тройника привела с собой. Хотя работа тяжелая, но это была радость, ощущение возвращения в свой дом.

– Почему на главную роль Присыпкина вы выбрали именно Тройника – человека не из труппы?

– Я стараюсь, чтобы Миша появлялся везде, где я работаю. Столько было моментов, когда я могла с ним соединиться в работе, но каждый раз что-то случалось, срывалось. Женя Марчелли так открыто и сказал: «Если он тебе нужен, то конечно». Мне кажется, что Миша Тройник настолько неординарный человек, неординарная личность, он существует вне каких-то рефренов, банальностей, штампов. Еще в нем бешеная энергия, он абсолютно сумасшедший.

Я же была его учительницей, и он сложно шел в Школе-студии, потому что никто не мог понять, что он такое вообще, как этот «ларчик открывается». Но я моментально к нему привязалась, и всегда, всегда мне хотелось с ним работать. Мне кажется, что у нас очень дружеские отношения. И я горжусь тем, что он сыграл здесь главную роль. Мне кажется, что произошло открытие какого-то особенного театрального организма.

– Спектакль – это всегда возможность высказаться. Что вам хотелось сказать?

– Мне кажется неправильно, когда автор навязывает зрителям свое высказывание. Люди, зрители – это не однородная публика, это отдельные личности, которые имеют право на свое суждение, на свое восприятие, на свою трактовку. Вот я что-то скажу и, значит, вы должны так думать? Нет. Никто не должен думать, как я. Вы свободны, все свободны.

– И все же. Как вы оцениваете реакцию публики? Чувствуете ли вы, что ей необходимо, подстраиваетесь или не думаете об этом?

– Зрители приняли спектакль. По крайней мере на тех показах, на которых была, я это видела. Мне это очень важно, это прекрасно. Но когда ты делаешь спектакль, разве ты об этом думаешь? У меня вообще таких мыслей нет.

– А если говорить про музыкальный материал. В чем его фишка? Он вас зацепил?

– О да. Во-первых, это безумно талантливо. Во-вторых, это все основано на городском фольклоре, на городском романсе, на том музыкально-песенном творчестве, которое присуще именно русскому человеку. Владимир Сергеевич создал потрясающий музыкальный калейдоскоп. Это все очень узнаваемая музыка, но в то же время она обработана выдающимся композитором.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Аркадий Трачук: Банкноты всегда несут смыслы и передают важные символы для страны Аркадий Трачук: Банкноты всегда несут смыслы и передают важные символы для страны

Можно ли уже печатать дензнаки только с помощью своих технологий?

Ведомости
Патриотизм «подлинный» и «показной» Патриотизм «подлинный» и «показной»

Некогда мы гордились тем, что считали себя самой читающей страной

Дилетант
«Нимфа Фонтенбло» — формула стиля «Нимфа Фонтенбло» — формула стиля

Как «Нимфа Фонтенбло» повлияла на культуру ренессансной Франции?

Дилетант
Наводя мосты Наводя мосты

Глава «А-Клуба» Алина Назарова — о том, каково лидировать в исконно мужском деле

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Моя история Моя история

Напоминание, о чём пел Владимир Высоцкий в своей знаменитой «шахматной» песне

Дилетант
Для здоровья суставов Для здоровья суставов

Почему болезни суставов год от года молодеют?

Лиза
Ученые обнаружили особенность речи, которая указывает на раннюю стадию Альцгеймера Ученые обнаружили особенность речи, которая указывает на раннюю стадию Альцгеймера

Что может указывать на ранние стадии болезни Альцгеймера?

Inc.
Кубические роботы уплотнят ваши склады Кубические роботы уплотнят ваши склады

Компания «АРС Смарт Роботикс» вышла на первый раунд pre-IPO

Монокль
В разряде достаточно рентабельных В разряде достаточно рентабельных

Сокращение урожайности снизило доходность сахарной свеклы

Агроинвестор
Как понять, если ли паразиты в организме: основные симптомы и признаки заражения Как понять, если ли паразиты в организме: основные симптомы и признаки заражения

Как обнаружить гельминтов и избавиться от них

Inc.
Гормональные качели Гормональные качели

Почему у беременных бывают перепады настроения, как взять под контроль эмоции?

Лиза
Природа вещей Природа вещей

Растения всегда интересовали Нину Самохину, и она решила создать бренд

Новый очаг
10 уважаемых машин года 10 уважаемых машин года

Автомобили-именинники, чья жизнь определенно удалась

Men Today
Мухи-журчалки начали точно подражать осам уже 33 миллиона лет назад Мухи-журчалки начали точно подражать осам уже 33 миллиона лет назад

Ученые обнаружили ископаемую муху-журчалку, которая подражала окраске ос

N+1
Ирина Мазуркевич. Служебный роман Ирина Мазуркевич. Служебный роман

«Он же намного старше и женат. А если останешься одна?» Я об этом не думала...

Коллекция. Караван историй
Почему ученые до сих пор не могут предсказывать землетрясения Почему ученые до сих пор не могут предсказывать землетрясения

Почему землетрясения не поддаются прогнозированию?

ТехИнсайдер
Исследователи создали роботизированную руку, управляемую силой мысли Исследователи создали роботизированную руку, управляемую силой мысли

Ученые позволили парализованному мужчине управлять роботизированной рукой

Inc.
Реальный грабеж в виртуальном пространстве Реальный грабеж в виртуальном пространстве

К чему приводит рост числа киберпреступлений, нацеленных на корпоративный сектор

Монокль
Все на высоте Все на высоте

Пять причин поспешить к маммологу

Лиза
Динамически меняющая внешность маска поможет обмануть систему распознавания лиц Динамически меняющая внешность маска поможет обмануть систему распознавания лиц

Инженеры создали маску, способную изменять форму лица и цвет кожи

N+1
5 фильмов, без которых невозможно представить советский киноавангард 5 фильмов, без которых невозможно представить советский киноавангард

Пять кинолент, которые станут проводниками в мир авангардного кино

СНОБ
4 типа пар, в которых женщины изменяют чаще, чем мужчины 4 типа пар, в которых женщины изменяют чаще, чем мужчины

В каких отношениях женщины изменяют чаще всего и почему?

Psychologies
Себя посмотреть Себя посмотреть

Самые важные открытия, которые я сделал, связаны с кухней родного края

Bones
Тело жизни Тело жизни

Деми Мур о выборе ролей, эйджизме и ошибках, которые нужно совершать

Grazia
Летающий крейсер — бородач Летающий крейсер — бородач

Бородач — птица в целом неопасная, но очень специфическая

Знание – сила
Я — сноб: коллекционер Антон Козлов Я — сноб: коллекционер Антон Козлов

Коллекционер Антон Козлов — про искусство собирать современный арт

СНОБ
Танцы в Аничковом Танцы в Аничковом

При дворе Николая I светские законы сочетались с военным уставом

Дилетант
Дворянская честь и закон. Отрывок из книги «Когда велит совесть» Дворянская честь и закон. Отрывок из книги «Когда велит совесть»

Что предшествовало судебной реформе 1864 года

СНОБ
Елизавета Юрьева: «Выходила на сцену с кинжалом в сердце» Елизавета Юрьева: «Выходила на сцену с кинжалом в сердце»

Я была одержима своей мечтой и скорее играла в эту историю

Караван историй
Ольга Звагольская Ольга Звагольская

Креативный редевелопер Ольга Звагольская создала «Третье место» и арт-ярмарку

Собака.ru
Открыть в приложении