Забытое будущее
Документы свидетельствуют: Ленинградский зоопарк должен был стать «политико-просветительным гигантом», пропагандирующим диалектический материализм, «марксистски проработанный» дарвинизм, «естественно-научные основы безбожия» и достижения социалистической реконструкции сельского хозяйства. Не получилось.
Обсуждение строительства нового зоопарка в Петербурге продолжается уже более ста лет. Впервые его необходимость была обоснована в начале 1920-х годов научным советом при зоосаде, который имел на тот момент, по меткому выражению корреспондента журнала «Наука и ее работники», «характер зверинца при кафешантане». Уже тогда были сделаны предложения, которые оказались осуществлены лишь в зарубежных зоопарках. Животные должны были разместиться в естественных условиях, по возможности без клеток, на фоне характерного для них ландшафта — по зоогеографическому принципу.
В условиях Гражданской войны и разрухи идея никак не могла быть осуществлена — для этого просто не было средств. Тем временем катастрофическое наводнение 1924 года нанесло старому зоопарку значительный ущерб, и в 1925 году архитектор Лев Ильин разработал проект реконструкции и перепланировки зоопарка на прежнем месте, в виде своего рода «выставки зверей». А за городом предполагалось разместить зоологический питомник, который со временем станет полноценным зоологическим парком, устроенным по последнему слову науки.
И все же в 1928 году авторитетная комиссия во главе с известным орнитологом академиком Петром Сушкиным наиболее подходящей территорией признала Удельный парк. Постройку нового зоопарка даже включили в планы первой пятилетки по развитию городского хозяйства Ленинграда, однако и это намерение не было реализовано.
Постановлением Леноблисполкома от 30 мая 1930 года Ленинградскому зоосаду отвели другой участок — в районе Шувалово-Озерки. Планировалось, что животные переедут туда к 1933 году, а все работы завершатся к концу 1937-го.
Была разработана концепция зоопарка и составлена его программа, утвержденная в 1930 году президиумом Ленсовета. Зоопарку предписывалось стать «политико-просветительным гигантом», пропагандирующим диалектический материализм, «марксистски проработанный» дарвинизм, «естественно-научные основы безбожия» и достижения социалистической реконструкции сельского хозяйства. Он должен был стать крупнейшим в мире как по своим размерам (выделенный под строительство участок имел площадь 171 гектар), так и по посещаемости — 1 млн 250 тыс. человек ежегодно.