Как в том меме
Мемы давно перестали быть прерогативой подростковых чатов. Теперь их используют в бизнес-презентациях, email-рассылках и даже на совещаниях. Разбираемся, почему ироничные картинки стали видом коммуникации и целым культурным пластом и как их восприятие меняется в зависимости от поколений.

Раньше в разговорах часто цитировали афоризмы из советских фильмов, а теперь все чаще можно услышать фразу «Это как в том меме!», причем как из уст зумеров и альфа-поколения, так и в беседах миллениалов и бумеров. Очевидно: смешные цитаты и картинки объединяют людей. Многие даже поддерживают отношения исключительно с помощью пересылки мемов, а оставить их без реакции для некоторых сродни оскорблению.
Первым исследовал феномен мемов и дал ему название британский эволюционный биолог Ричард Докинз. Свою концепцию он представил в книге «Эгоистичный ген», опубликованной в 1976 году. По его мнению, мемы — это элементы культуры, способные к самовоспроизведению. Для этого они используют людей, которые становятся их носителями. Докинз провел параллель между мемами и генами. Если гены несут информацию о строении организма и управляют химическими процессами внутри него, то мемы воздействуют на сознание человека — на его мысли, эмоции и поведение. Так, они влияют на выбор образа жизни и передачу определенных идей другим людям.
«С начала 2010-х годов мемы оформились как полноценный инструмент цифровой коммуникации. Это связано с ростом платформ (Reddit, Twitter, TikTok), где обмен визуально-контекстной информацией стал основной формой выражения. Мемы представляют собой “виртуальные пословицы” — краткие, узнаваемые, ироничные послания с высоким индексом тиражируемости», — рассказывает Алла Половникова, социолог, лингвист и эксперт по цифровой коммуникации.
Мемы распространяются подобно вирусам: они легко преодолевают расстояния и социальные границы. Можно сказать, что вся человеческая культура состоит из мемов — тех идей и образов, которые хочется повторять, подхватывать и делиться с другими.
Сила смеха
Истории о проверке людей мемами — новая реальность. «Отправлю ему Леонардо Ди Каприо с бокалом, посмотрим, как отреагирует. Получу Роберта Дауни — младшего в ответ — подружимся. Не поймет, зачем это все, — нам не по пути».
Картинки заставляют нас улыбнуться, а иногда и засмеяться. А смех обладает способностью усиливать запоминание и сближаться. Стоит только услышать звук веселья — и человек инстинктивно начинает искать, откуда он доносится, пытаясь понять контекст. А если человек сам становится участником этого эмоционального подъема, то информация, с которой связан смех, закрепляется в сознании особенно прочно, даже если повод для него был едким или построен на жестком сарказме.
Поднятые уголки губ — отличный инструмент для продвижения товаров и услуг. «Это тренд, который перерос в полноценный маркетинговый инструмент. Но его, как и любой другой, важно применять грамотно. Это вовсе не значит, что каждый бренд должен использовать мемы в рекламе или в контенте. Сегодня человек потребляет огромное количество информации в сети, и основная сложность — это привлечь и удержать внимание пользователя. Мемы — эффективный способ привлечения внимания, поэтому я думаю, что это надолго. Ситуативный маркетинг — это когда бренд быстро реагирует на какой-то инфоповод или мем. Такая реклама хорошо привлекает внимание и позволяет сохранять контакт с аудиторией», — объясняет Ольга Смирнова, маркетолог.

Объясняю на пальцах мемах
Одна из ключевых задач бизнеса — донести суть до аудитории быстро и понятно. Мемы идеально подходят для этой цели. Они превращают абстрактные концепции, стратегические планы или сложные термины в легкоусвояемую форму. Например, объяснить команде принцип работы KPI можно через текстовый документ на 20 страниц, а можно — с помощью одного мема, где сотрудник пытается попасть в цель из лука, а стрела подписана как KPI. Все становится понятно без лишних слов.