Футбольный бог из машины
Разработки в области искусственного интеллекта активно внедряют в спорт. В футболе с их помощью уже подбирают потенциальных новичков

В июне 2025 г. мадридский «Реал» сообщил, что в работе скаутов уже несколько месяцев использует искусственный интеллект (ИИ). Клуб осваивает систему, которая превращает разрозненные данные по игрокам в единый рейтинг. ИИ просчитывает не только, подойдет ли футболист команде, но и прогноз окупаемости сделки в случае покупки новичка. Подобные разработки охотно внедряют клубы разных уровней. Технологии способны кардинально поменять работу скаутов и спортивных директоров, а в будущем эти профессии могут и вовсе исчезнуть.
Пробить по базе
Систематизация информации в футболе началась задолго до появления компьютеров. Еще в 1930-е тренеры и их помощники фиксировали самые простые показатели игроков – количество пасов, процент точности, число ударов и т. д. В 1980-е благодаря компьютеризации появилась возможность составлять по-настоящему большие базы данных: со временем в скаутских отделах появились компьютеры, а в них – персональные электронные карточки игроков. Следующий шаг в 1996-м сделала британская компания Opta. Она стала сотрудничать с клубами Английской премьер-лиги, предоставляя им подробные отчеты по матчам со статистикой отдельных футболистов. Развитие видеотрекинга в XXI в. упростило сбор данных – прежде каждое действие приходилось учитывать вручную, а теперь это происходит почти автоматически.
Если сбор и хранение статистики за последние десятилетия сильно изменились, то их анализ долго топтался на месте, но внедрение ИИ помогло и тут. С помощью машинного зрения можно учесть гораздо больше показателей игрока во время матча. Анализ тоже автоматизирован, а его выводы гораздо более «живые». ИИ способен дать почти готовый отчет, подходит ли футболист команде. «По сравнению с другими отраслями футбол отстает с точки зрения применения ИИ-технологий, – рассказывает «Ведомости. Спорту» Кирилл Серых, главный специалист по анализу данных аффилированной с Бундеслигой компании Sportec Solutions. – В футболе применяют уже устаревшие методы. Но если сравнить ситуацию десятилетней давности с нынешней, прогресс огромный, хотя потенциал далек от полного раскрытия».
Уже сейчас ИИ, работая с качественной базой данных, способен подобрать игрока под четкие параметры. С его помощью спортивный директор клуба может составить шорт-лист из футболистов, чей стиль игры напоминает манеру, например, Джуда Беллингема. Можно сужать круг поиска за счет самых разных параметров: допустим, техника как у Киллиана Мбаппе, отбор как у Родри, трансферная стоимость до 70 млн евро, возраст до 25 лет. Но адекватность результата во многом зависит от точности собранных данных, да и в целом пока полностью полагаться на умные системы нельзя, считает Серых. И все же в будущем ИИ сможет учитывать огромный спектр характеристик, причем не только игровых. «Простые показатели извлекаются легко, – говорит эксперт. – Даже используют композитные индексы, как в футбольном симуляторе. Например, атака – 95. Но важны и другие факторы. Знание иностранных