Искусство правого поворота в венском музее

WeekendКультура

Бидермейер нашего времени

Искусство правого поворота в венском музее

Текст: Анна Толстова

Леопольд Штёбер. «Молодой художник с семьей», 1827. Фото: © LIECHTENSTEIN. The Princely Collections, Vaduz–Vienna

В Музее Леопольда в столице Австрии последние дни работает выставка «Бидермейер. Переходная эпоха», представляющая австрийский взгляд на искусство периода реакции и консервативного поворота в культуре после Наполеоновских войн. Взгляд вышел благодушным и даже ностальгическим, хотя культурная ситуация времен бидермейера выглядит вполне современно.

Бывают художественные эпохи, начала и концы которых настолько размыты, что историки искусства не устают ломать копья в спорах, что можно и что категорически нельзя к ним относить. Бидермейер — совсем другое дело, здесь по поводу датировок существует определенный консенсус: эпоха начинается Венским конгрессом (сентябрь 1814-го — июнь 1815-го) и заканчивается волной европейских революций 1848–1849 годов. То есть в прологе бидермейера — Наполеон на Эльбе, Ватерлоо и «Гвардия умирает, но не сдается», в финале — Вагнер на баррикадах Дрездена, а между грозовым вступлением и бурной кодой — тридцатилетие относительного затишья и, пусть и временной, идиллии.

Бидермейер — это перебесившийся романтизм, довольный сам собой, своим обедом и женой. Это искусство реакции, консерватизма, правого поворота, отказа от революционных безумств и обращения к традиционным ценностям.

И неслучайно сегодняшний Евросоюз, в странах которого побеждают на выборах правые партии, охватила эпидемия выставок бидермейера, представляющих различные национальные версии этого панъевропейского стиля.

Выставка «Бидермейер. Переходная эпоха» в Музее Леопольда, например, открылась вскоре по завершении экспозиции «Стиль жизни бидермейер. Искусство и буржуазия в Венгрии XIX века» в Венгерской национальной галерее. Неудивительно, что ряд произведений переместился из Будапешта в Вену: набор художников в обоих случаях почти совпадает — по крайней мере, крупнейшие мастера бидермейера, Фердинанд Георг Вальдмюллер и Йозеф Данхаузер, играют первые роли в обеих историях искусства, австрийской и венгерской. Казалось бы, Вена и Будапешт — который в первой половине XIX века был тремя разными городами, Пештом, Будой и Обудой,— должны одинаково смотреть на эпоху как представители одного государственного и культурного пространства, но выставки у них получились совершенно непохожие: будапештская была про сплочение нации и подготовку к национально-освободительной революции, венская вышла про последний золотой век империи.

Экспозиция выставки «Бидермейер. Переходная эпоха» в Музее Леопольда в Вене. Фото: © Leopold Museum, Vienna, Photo: Leni Deinhardstein
Экспозиция выставки «Бидермейер. Переходная эпоха» в Музее Леопольда в Вене. Фото: © Leopold Museum, Vienna, Photo: Leni Deinhardstein
Экспозиция выставки «Бидермейер. Переходная эпоха» в Музее Леопольда в Вене. Фото: © Leopold Museum, Vienna, Photo: Leni Deinhardstein
Экспозиция выставки «Бидермейер. Переходная эпоха» в Музее Леопольда в Вене. Фото: © Leopold Museum, Vienna, Photo: Leni Deinhardstein

Первое, что видит зритель в Леопольде,— оживленный уголок Милана кисти Анджело Инганни. Дамы и господа чинно прогуливаются по площади, беседуя друг с другом; нарядная особа высокомерно взирает на пешеходов из пролетки; кавалеры в военном и штатском поджидают кого-то, равнодушно отворачиваясь от калеки на паперти; прислуга торгуется, закупая провизию; продавец дешевых эстампов выставил свой товар, но привлек внимание лишь одного ротозея; фонарщик взбирается по приставной лесенке, чтобы зажечь фонарь; трубочисты бредут восвояси, публика почище их сторонится; денди во фригийском колпаке задумчиво курит трубку, замышляя нечто якобинское, преданный пес глядит на него с обожанием — собак полно, домашних и бродячих. Город живет своей будничной жизнью — глаз скачет от одной уличной сценки к другой, благо все можно рассмотреть в мельчайших деталях, ведь это живая, хотя в то же время немного оцепенелая и неподвижная жизнь.

Картина написана в 1838 году, слово «фотография» будет произнесено год спустя — бидермейер совпадает с эпохой ранней фотографии, и в этой живописи есть та же странная застылость, будто от долгой выдержки. Лишь по фрагменту одного архитектурного шедевра мы догадаемся, что главным героем является Миланский собор — часть его фасада видна со стороны Коперто деи Фиджини, ренессансной торговой галереи, знаменитой, в частности, тем, что там открылось первое в Милане кафе, где подавали кампари,— ее снесли, чтобы расширить соборную площадь при Викторе Эммануиле II.

Анджело Инганни. «Вид на миланскую Соборную площадь с Коперто деи Фиджини», 1838. Фото: © Milano, Palazzo Morando | Costume Moda Immagine

Миланский пейзаж кисти Инганни — типичная картина бидермейера: европейский город больше не хочет быть торжественной архитектурной декорацией и позировать для парадной ведуты, он превращается в комфортную среду обитания, обжитую и почти по-домашнему уютную комнату. Уют и комфорт — ключевые слова эпохи, способствовавшей много к украшению и похорошению европейских столиц: наводятся мосты, прокладываются тротуары, асфальт теснит брусчатку, правда, не в Вене, улицы которой, по ехидному замечанию Карла Крауса, вымощены культурой, тогда как в других городах предпочитают асфальт. Впрочем, миланская картина имеет не только урбанистический, но и геополитический подтекст.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Все фильмы только о любви Все фильмы только о любви

Самые яркие новые фильмы посвящены делам сердечным

Weekend
Почему скрипят тормоза у машины и что с этим делать Почему скрипят тормоза у машины и что с этим делать

Почему возникает скрип тормозов и когда он действительно требует внимания

РБК
Кто такая пикми: разбираем феномен пикми-герл с психологами Кто такая пикми: разбираем феномен пикми-герл с психологами

Что стоит за пикми-поведением?

РБК
План города-сада План города-сада

Как «Росатом» готовит город-сад в Казахстане на берегу Балхаша

Ведомости
5 ключей к разумному оптимизму 5 ключей к разумному оптимизму

Как видеть в жизни хорошее, не вступая в противоречие со здравым смыслом

Psychologies
Евпатория Евпатория

Евпатория — город, существующий во многих измерениях

Знание – сила
На своем языке На своем языке

Как говорить, чтобы тебя услышали: техника осознанной речи

Лиза
Как выбрать мясорубку и не превратить кухню в филиал мясокомбината Как выбрать мясорубку и не превратить кухню в филиал мясокомбината

Как выбрать идеальную мясорубку, чтобы она не стала пылесборником на полке

ТехИнсайдер
Что такое отложенный налог на прибыль и зачем его учитывать Что такое отложенный налог на прибыль и зачем его учитывать

Как работает отложенный налог на прибыль

Inc.
Как написать в Ватсап без добавления контакта Как написать в Ватсап без добавления контакта

Разберем, написать в Ватсап без добавления номера в телефонную книгу

CHIP
Чтобы изучать Вселенную, надо выходить в космос Чтобы изучать Вселенную, надо выходить в космос

Институт астрономии РАН запустит УФ-обсерваторию и создаст лунную базу

Наука и жизнь
Чем ты это сказала? Чем ты это сказала?

Кто говорит с нами из колонок?

Men Today
В режиме «не беспокоить»: что такое синдром цифровой усталости, чем он опасен и как с ним бороться В режиме «не беспокоить»: что такое синдром цифровой усталости, чем он опасен и как с ним бороться

Как зумеры столкнулись с выгоранием от бесконечного скроллинга социальных сетей

Правила жизни
Государственный инвестор Государственный инвестор

Инвестиционная активность предприятий остается высокой за счет госвложений

Ведомости
Кто живет на чердаке Кто живет на чердаке

Как оформить квартиру в стиле лофт, не ломая стены

Лиза
OpenAI впервые за пять лет выпустила языковые модели с открытыми весами OpenAI впервые за пять лет выпустила языковые модели с открытыми весами

Компания OpenAI выпустила две большие языковые модели с открытыми весами

N+1
Юлия Марченко: «Слабым героиням я уже внутренне сопротивляюсь» Юлия Марченко: «Слабым героиням я уже внутренне сопротивляюсь»

«Русская Тильда Суинтон» рассказала, как обнаружить в Москве родной Минск

Ведомости
Первый среди неравных: дизайнер Ясухиро Михара Первый среди неравных: дизайнер Ясухиро Михара

Ясухиро Михара: как японский дизайн кроссовок покорил мир

Правила жизни
Революция в мире моды: как технологии меняют нашу одежду Революция в мире моды: как технологии меняют нашу одежду

Как уже сейчас в новинках мира моды проявляются тренды гардероба будущего

Inc.
Тренд на тихий бренд Тренд на тихий бренд

Low profile publicity: почему крупный бизнес выбирает стратегию скромности?

Ведомости
Артем Кошман: «В карты меня научил играть дедушка» Артем Кошман: «В карты меня научил играть дедушка»

Артем Кошман рассказал о любви к Петербургу и отношении к азартным играм

Grazia
На веки ваши На веки ваши

Как ухаживать за кожей вокруг глаз?

Лиза
Меняться и менять Меняться и менять

Каким должен быть лидер в наше нестабильное время

Men Today
Из мужского гардероба — в одежду для Барби: как розовый стал женским цветом Из мужского гардероба — в одежду для Барби: как розовый стал женским цветом

Как розовый стал воплощением гендерных стереотипов

Forbes
Как ожидаемое вознаграждение управляет вниманием и решением человека Как ожидаемое вознаграждение управляет вниманием и решением человека

Концентрация внимания и выбор решения контролируются разными областями мозга

ТехИнсайдер
Самцы тарантулов, чтобы спастись от самок при спаривании, отрастили очень длинные пальпы Самцы тарантулов, чтобы спастись от самок при спаривании, отрастили очень длинные пальпы

Как эволюция помогла тарантулам спасаться от самок при спаривании

ТехИнсайдер
Звезда не родилась Звезда не родилась

Почему планета Голливуд больше не может создавать кумиров

Men Today
«Год Черной Обезьяны»: семейная сага о первых постсоветских десятилетиях «Год Черной Обезьяны»: семейная сага о первых постсоветских десятилетиях

Отрывок из романа-размышления о том, как прошлое определяет будущее

Forbes
Роман Михайлов: Страна в то время быстро лепила себя, как из пластилина Роман Михайлов: Страна в то время быстро лепила себя, как из пластилина

Режиссер Роман Михайлов — о снах и сказочных 90-х

Ведомости
Опасно ли прятаться в машине от грозы: это объяснение поймет даже школьник Опасно ли прятаться в машине от грозы: это объяснение поймет даже школьник

Если гроза застала вас в пути, чем станет машина – спасением или смертью?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении