Хранители вечности
Можно ли сохранить вечность? Отвечает главный хранитель Государственного Эрмитажа Светлана Адаксина.
-Приходя в музей, посетитель видит постоянные экспозиции и временные выставки. В Эрмитаже 350 залов постоянных экспозиций и до десятка новых выставок каждый месяц. Это главное в деятельности музея?
— Мы часто об этом думаем. Наверное, музей, где есть только экспозиции и выставки, это не музей, а картинная галерея или просто выставочный зал. Музей же — это то место, где есть фонды, которые нужно сохранять, вещи, за которыми нужно наблюдать. Наверное, это высокопарные слова — нам доверено хранить вечность. Но это и правда так: то, что было создано прекрасными мастерами, великими художниками, мы пытаемся сохранить. Ничего вечного, конечно, нет на этой земле, но с помощью заботливого отношения к вещам, с помощью научной реставрации, с помощью научного изучения мы продлеваем им жизнь.
— За что в музее отвечает главный хранитель? В чём его работа заключается?
— У главного хранителя такого огромного музея, как Эрмитаж, много разных ипостасей. Прежде всего это вся учётная документация, связанная с хранением и движением экспонатов, состояние сохранности музейных предметов... В ведении главного хранителя реставрационные мастерские. Эрмитаж уже давно превратился в очень крупный реставрационный центр. У нас работают 170 реставраторов, как правило, высшей или первой квалификационных категорий. Это 14 реставрационных лабораторий. Кроме того, в ведении главного хранителя лаборатории климатического контроля и биологического контроля.
Никаких кондиционеров и специальных вентиляционных систем во дворцах ведь не было предусмотрено. Во дворце трудно создать идеальный климат. Наша лаборатория постоянно контролирует ситуацию в разных зданиях и помещениях музея, и, если где-то произошёл скачок влажности или температуры, мы имеем возможность быстро реагировать. В режиме реального времени в этой лаборатории осуществляется контроль за нашими выставочными центрами в Выборге, Казани, Амстердаме.