Современные композиторы, ломающие жанровые барьеры

WeekendСобытия

Между фугой и фуззом

Современные композиторы, ломающие жанровые барьеры

Текст: Денис Бояринов

Брайс Десснер во время выступления группы The National на сцене First Direct Arena в Лидсе, Великобритания, 2023. Andrew Benge / Redferns

В конце июня в Москве в рамках юбилейного сезона фестиваля SOUND UP состоялся большой примечательный концерт, посвященный американскому композитору Брайсу Десснеру — гитаристу известной рок-группы The National, автору саундтреков к популярным фильмам и признанному мастеру современной академической музыки. Не делающий различий между роком и классикой, Десснер — фигура выдающаяся, но не уникальная.

Брайс Десснер

В предстоящем сезоне 2025/26 Брайс Десснер станет композитором-резидентом берлинского Концертхауса. Вторая (после филармонии) академическая площадка столицы Германии представит портфолио 49‑летнего американца в восьми концертах, охватывающих весь спектр его творчества, от работ для камерных ансамблей до симфонических произведений. Это событие закрепляет за Десснером статус одного из признанных композиторов современности — пусть он и пришел в академический мир с электрогитарой в руках.

Получив «Грэмми» в составе группы The National, Десснер никогда не разделял свою карьеру на рок и классику. Развиваясь параллельно в обеих сферах, он стал живым опровержением представления о непроходимой границе между ними. Брайс Десснер получил композиторское образование в Йельской школе музыки, где в свое время преподавали Пауль Хиндемит и Кшиштоф Пендерецкий. Еще до того, как The National начали репетировать, молодой гитарист договорился о сотрудничестве с одним из своих кумиров — первопроходцем репетитивной музыки Стивом Райхом. Впоследствии Райх признал в нем продолжателя традиции американского минимализма и пригласил к участию в своих юбилейных концертах — на 75‑летие в лондонском Barbican и на 80‑летие в нью-йоркском Карнеги-холле.

В 2001 году, параллельно с выходом дебютного альбома The National, Десснер основал камерный ансамбль Clogs, стилистика музыки которого совмещала элементы минимализма и импровизации. После прорывного альбома «Alligator» (2005), закрепившего успех The National на американской инди-сцене, Десснер запустил в Цинциннати фестиваль MusicNOW, объединявший исполнителей из разных музыкальных миров. На одной сцене здесь встречались академические ансамбли, фолк-музыканты и электронные экспериментаторы.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении