«Я понял, что хочу работать не с туристами, а с горожанами». Создатель «Глазами инженера» о том, как заработать 200 млн руб. на экскурсиях

Айрат Багаутдинов основал собственное экскурсионное бюро более 10 лет назад. Несмотря на то, что экскурсионный рынок — не самая прибыльная ниша (по словам героя, маржинальность его проекта составляет порядка 20%), Багаутдинова всегда интересовало просветительство. Сегодня его проект «Глазами инженера» умудряется расти на 20% от года к году — и даже за пределами России. «Инк» узнал у Айрата, как он развивал свой бизнес, при этом не переставая заниматься любимым делом.
Арест гендиректора Александра Кима после трагедии с туристами в коллекторе в 2023 году, обязательная аттестация гидов и эмоциональные качели — в эксклюзивном интервью «Инку» глава агрегатора экскурсий «Спутник» Игорь Петров рассказал, как кризис и резонансное дело стали для компании точкой роста и началом большой трансформации отрасли.
«Глазами инженера»
- Выручка в 2024 году — 200 млн руб.
- Человек в команде — 35
- Города присутствия — Москва, Петербург, Казань
- Города-франшизы — Ереван, Тбилиси, Белград
- Средний чек экскурсии — 2,5 тыс. руб.
— Как ты пришел к тому, чтобы открыть свое экскурсионное бюро?
— Все получилось случайно. Я учился на инженера-строителя. На пятом курсе задумался, чем хочу заниматься, и понял, что меня больше привлекает просвещение и организация культурных мероприятий. Так я решил выучиться на экскурсовода.
После вуза меня забрали в армию — служил я во внутренних войсках. Там я сообщил офицерам, что могу проводить экскурсии. Сначала отнеслись скептически, но позже пригласили проводить экскурсии для генералов. Еще я отвечал за досуг солдат: водил их в музеи.
После армии я поступил во ВШЭ и переехал в Москву. Тогда же я отправился в путешествие по Европе в формате «евротур — минимум бюджета, максимум городов. Там же я познакомился с форматом free tours: бесплатные экскурсии с донатом в конце. Я ходил на них в Кракове, Праге, Берлине. Мне нравился их живой стиль, юмор и простой язык. Я решил сделать нечто подобное в Москве, и вместе с Никитой Богдановым мы запустили Moscow Free Tour в 2011 году.
Модель оказалась устойчивой — минимальные издержки, быстрая окупаемость. Через 7–8 месяцев с началом туристического сезона выручка составляла 1–1,5 млн руб. в месяц.
Со временем я понял, что хочу работать не с туристами, а с горожанами. Сначала пробовал делать классические экскурсии: про Гиляровского, Булгакова. В 2012 году запустил проект «Гуляй-город», где тестировал разные форматы.
А позже решил соединить москвоведческие знания с образованием инженера-строителя. Так появился проект «Глазами инженера». Все началось с того, что я читал лекции в проекте «Москва, которой нет», а с 2014 года запустил собственные экскурсии и лекции. Я делал акцент на выдающихся инженерах-строителях и их решениях.