Нефтяной покер Трампа
Политический блеф или продуманная экономическая комбинация

Только-только заняв свой кабинет в Белом доме, президент США Дональд Трамп 23 января 2025 года выступил на Всемирном экономическом форуме в Давосе и выдвинул ряд весьма радикальных экономических идей. Среди прочего предложил снизить мировые цены на нефть, мотивируя это желанием закончить военный конфликт на Украине. Оставить без внимания заявление президента самого мощного и влиятельного в мире государства нельзя, потому что снижение цен на нефть, особенно долговременное, влечет за собой существенные риски для целого ряда стран, включая Россию.
Нефтяные цены и российская экономика
Как показывает экономическая история, при снижениях мировых цен на нефть страны, которые экспортируют углеводороды, могут нести значительные финансовые потери. Эти потери складываются из недополученных государственным бюджетом поступлений от экспорта нефти; уменьшения выручки нефтяных компаний; сокращения доходов отраслей, поставляющих свою продукцию нефтяникам. Кроме того, падение нефтяных котировок обычно влечет за собой снижение цен на газ и уголь. А поскольку Россия активно экспортирует и эти виды топлива, то негативный импульс от снижения нефтяных цен может распространиться и на газовиков с угольщиками. Также не следует забывать, что снижение экспортных доходов отрицательно влияет на курс национальной валюты и устойчивость финансовой системы в целом.
Впрочем, довольно часто ущерб от падения нефтяных цен преувеличивается. Если страна, экспортирующая нефть, обладает большой многоотраслевой экономикой, ее потери от ценовых колебаний практически никогда не имеют критических масштабов. К тому же многие производители из страны-экспортера углеводородов выигрывают от падения мировых цен, получая возможность снизить свои затраты на энергоресурсы.
В этой связи можно вспомнить про завершающий этап существования советской экономики. Принято считать, что острый кризис экономики СССР в конце 1980-х годов возник в первую очередь из-за падения мировых цен на нефть. Однако внимательный анализ той ситуации показывает, что это утверждение далеко от истины. В 1980-е годы из СССР ежегодно экспортировалось лишь от 19% до 22% добываемой сырой нефти. Кроме того, в эти годы на рыночных условиях, за оплату в свободно конвертируемой валюте, из СССР вывозилось только от 27% до 38% экспортируемой нефти. Остальная нефть поставлялась в социалистические и иные дружественные страны по льготным ценам, которые мало зависели от рыночных колебаний. Таким образом, ценовая волатильность мирового рынка прямо затрагивала не более 6–8% добываемой в Советском Союзе сырой нефти.
Сходным образом обстояла ситуация с экспортом из СССР нефтепродуктов и природного газа — в 1980-е годы за рубеж вывозилось менее 20% производимого сырья и при этом по рыночным ценам оплачивалось не более 40– 60% экспортных поставок.
Иными словами, хотя советская экономика и пострадала от падения мировых цен на нефть, понесенный ею ущерб имел весьма ограниченный масштаб. Более поздние экспертные оценки показали, что в период с 1984 по 1987 год ежегодные потери государственного бюджета из-за сокращения нефтяной экспортной выручки составляли примерно 2,6–2,7% от его доходной части или около 1,3% ВВП нашей страны. Это была, конечно, неприятная история, но она мало напоминала экономическую катастрофу. А основными причинами тяжелого кризиса позднесоветской экономики стали общая неспособность тогдашней системы централизованного планирования справиться с накопившимися проблемами и вызовами, а также неудачные институциональные эксперименты, связанные с попытками власти найти новые механизмы развития. В этих обстоятельствах даже высокие мировые цены на нефть вряд ли бы предотвратили шоковое развитие событий в советской экономике.
Современная российская экономика устроена существенно иначе, однако и она подвержена серьезным рискам, которые влечет за собой долговременное снижение мировых цен на нефть. Начнем с того, что сейчас доля углеводородов, вывозимых из России за рубеж, гораздо выше, чем во времена СССР. В последние 15 лет мы экспортируем примерно 45–50% добываемой в нашей стране нефти и примерно 25–30% природного газа. Причем почти весь объем вывозимых за границу углеводородов продается на рыночных условиях. Как следствие, колебания мировых цен оказывают прямое, быстрое и очень масштабное влияние на доходы российских компаний-экспортеров и государственного бюджета. Если мировые цены на углеводороды упадут на 15– 20%, то совокупные прямые потери российской экономики могут составить несколько десятков миллиардов долларов США, что будет эквивалентно примерно 1,5–3% российского ВВП (если считать по обменному курсу).
Вместе с тем есть ряд обстоятельств, которые позволяют современной российской рыночной экономике адаптироваться к ценовой турбулентности быстрее и эффективнее, чем советскому плановому хозяйству. Во-первых, структура экспорта, осуществляемого на рыночных условиях, в нынешней экономике гораздо более диверсифицирована, чем в советской. Из России вывозятся и продаются по рыночным ценам не только углеводороды, но и большие объемы черных и цветных металлов, минеральных удобрений и другой химической продукции, сельскохозяйственных товаров, машин и оборудования, лесоматериалов и т. д. Такое разнообразие экспортных поставок объективно повышает устойчивость экономики.