Как появляются любимые зрителями истории и сколько сегодня стоит идея

Правила жизниРепортаж

Посмотрел и обсуждаю

Главный редактор «Правил жизни» собрал сценаристов успешных российских сериалов, чтобы обсудить с ними, как появляются любимые зрителями истории и сколько сегодня стоит идея.

Трифон Бебутов: Для массового читателя фигура сценариста в целом не очень понятна. Как бы вы описали свою ежедневную профессиональную рутину?

Андрей Золотарев: Моя профессиональная рутина заключается в том, что я 99 % времени пытаюсь заставить себя работать.

Дмитрий Минаев: Именно так!

Андрей: Это, в общем, моя работа – заставлять себя работать. Скорее всего, у всех так. Я думаю, есть какие-то отдельные личности, которые кайфуют от того, что они пишут. Если они талантливые, это большое счастье. Если бесталанные – несчастье для всех.

Дмитрий: Обычно у людей, которые много пишут, ничего не получается. Я всю жизнь пытаюсь заставить себя работать. Это главное, что происходит в жизни сценариста. Ты как бы раскачиваешься, вводишь себя в это состояние. И единственное, что изменилось, – я себя простил, потому что понял, что, когда я прокрастинирую или раскачиваюсь, это уже работа. И не надо себя за это ругать.

Андрей: Я к этому тоже пришел.

Дмитрий: Меня жена спрашивает: «Почему ты не работаешь? Почему ты смотришь голы Бекхэма сезона 95–96?!»

Игорь Тудвасев: Да потому что в это время появится решение сцены! Это обязательно.

Трифон: Я почему спросил про рутину? Какими бы сюжетами вы ни занимались, идеи для них вы черпаете не только из кино, но и из повседневности. Из жизни, которая нас окружает.

Игорь: Зачастую из жизни, из заголовков каких-то, из рилсов. Это все в тебе оседает.

Трифон: Может, есть какие-то технологии наблюдения за реальностью? Условно, вы выпиваете с друзьями. Кто-то сидит за соседним столом в ресторане, доносится какая-то фраза. Вы обращаете внимание на такие вещи, или они сами собой выцепляются из реальности?

Игорь: Выцепляются.

Дмитрий: У меня работает ровно наоборот. Я никогда не думал: «Вот хорошо бы эту фразу использовать». Она потом сама вылезает.

Игорь: Едешь в лифте, парень говорит своей девушке: «Ну извини, засохатил!» Как интересно произнес! Засохатил. У меня много всяких записок.

Трифон: Я слышал, у каждого сценариста есть свой условный молескин.

Игорь: Обожаю блокноты! У меня очень много блокнотов, где что-то записано.

Андрей: Ты в них только заглядываешь или записываешь?

Игорь: Я записываю. Я сейчас покажу. Господи, у меня море заметок! Заметки такие, заметки сякие, наброски на фильм. Извините, я перетянул одеяло.

Дмитрий: Я просто в ужасе.

Андрей: Ты неприятный человек. Ты знаешь об этом?

Дмитрий: Очень организованный.

Трифон: Тогда вопрос к тебе, как к самому организованному. Все-таки тогда в течение рабочего дня существуют какие-то процессы?

Игорь: Нет процесса.

Трифон: Условно, Набоков просыпался в пять утра, ходил гулять.

Игорь: Нет, утренней странички нет.

Дмитрий: У меня есть ужасное правило – антиорганизованное. Ступор шести страниц. Первые шесть страниц я могу писать неделю-две. А дальше, условно с 6-й по 50-ю, можно написать за день или за два. Это тот период, когда я сижу и ненавижу первую сцену.

Игорь: У меня есть наработки, которыми я просто… Допустим, мне нужна начальная сцена. Нужно придумать решение этой сцены. Может быть, это вау-эффект, или герои, например, просто сидят и разговаривают. Иногда у меня это не получается. Что я делаю? Просто это всегда работает. Я меняю локацию. Окей, а почему я сделал это в лобби? Давай мы сделаем…

Дмитрий: Потом продюсер меняет ее обратно.

Игорь: Это другое. Мы говорим сейчас про идеальную схему. Ну, например, приведу решение сцены. Тесть и зять встречаются, и начинается диалог: «Ну, как дочка?» – «Хорошо. А как теща поживает?» – «Хорошо». Вроде бы ничего такого. А когда мы переносим историю в стриптиз-клуб, это играет по-новому.

Трифон: Другой контекст.

Игорь: Понимаешь? Решение сцены заиграло. Те же слова, все то же самое, но поменялась просто…

Трифон: Экспозиция. С точки зрения бизнеса, как я понимаю, существует два варианта развития событий. Первый: когда к вам приходит продюсер платформы и говорит: «У нас есть вот такая тема, мы хотим по ней сценарий». Или второй: вы приходите и говорите: «У нас есть тема, мы хотим написать про это сценарий».

Дмитрий: Я думаю, это два разных кейса.

Игорь: Правильно, потому что эти ребята – вольные стрелки. А я – человек системный, нахожусь на канале СТС. Мы сейчас если и делаем, то все по заказу. Мы не можем сотрудничать.

Трифон: Даже на том же самом канале? Ты же можешь прийти к генеральному продюсеру и сказать: «У меня есть идея такого сериала»?

Игорь: Да, и мы рассказываем.

Трифон: То есть это так работает. А у вас?

Дмитрий: У меня эта грань совершенно стерлась. Есть авторы (я таких знаю много), которым очень важно, чтобы их идеи реализовывались. Если у них долго лежит что-то наболевшее, они начинают страдать. Потом это показывать. Если это не идет – переживают. У меня эта грань стерлась совершенно.

Игорь: Мне кажется, это называется «профессионализм».

Дмитрий: Не уверен. Мне приносят, и, если мне в целом окей, через три итерации я уже считаю это своим.

Андрей: Вообще, присвоение – очень важная вещь. Если не можешь присвоить историю, скорее всего, ничего не получится. Это очень важно.

Трифон: Но ведь на самом деле это даже необязательно проживать. Ты можешь найти какой-то сюжет. Условно, «Слово пацана». Есть книжка, давайте вокруг нее что-то сообразим. Как происходит поиск истории? Возьмем, например, «Чужие деньги».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Поворот не туда Поворот не туда

Какие районы Москвы в прошлом считались опасными?

Правила жизни
«Это не игра в прятки с моей стороны» «Это не игра в прятки с моей стороны»

Владимир Мирзоев о своем «Преступлении и наказании»

Weekend
Время для любви Время для любви

Мне казалось, что с появлением малыша я поменяюсь кардинально. Именно внутренне

Домашний Очаг
Зоологи допустили существование 30 тысяч видов и подвидов дождевых червей Зоологи допустили существование 30 тысяч видов и подвидов дождевых червей

Как ученые оценили разнообразие дождевых червей на планете

N+1
«Любить по разнарядке – скотство» «Любить по разнарядке – скотство»

Николай Картозия рассказал, как найти маршрут к сердцу российского зрителя

Правила жизни
Как отстаивать свое мнение и не бояться получить отказ: техники работы со страхом Как отстаивать свое мнение и не бояться получить отказ: техники работы со страхом

Боитесь отстаивать свое мнение, но хотите научиться это делать?

Psychologies
Аденоиды: удалять или нет? Аденоиды: удалять или нет?

Единого мнения, нужно ли удалять аденоиды, у врачей до сих пор нет

Лиза
Нобелевская премия мимо Нобелевская премия мимо

9 убедительных причин отказаться от награды

Weekend
(Не)уязвимый лес (Не)уязвимый лес

Что грозит лесным массивам России

Санкт-Петербургский университет
Углеродный след: правда ли, что самолеты «убивают» экологию сильнее других видов транспорта Углеродный след: правда ли, что самолеты «убивают» экологию сильнее других видов транспорта

Как авиация влияет на экологию и климат?

ТехИнсайдер
«Для IPO рынок сейчас слишком спекулятивный» «Для IPO рынок сейчас слишком спекулятивный»

О том, как криптовалюты отбирают аудиторию у классических брокеров

Монокль
Там, где раки зимуют Там, где раки зимуют

Какие научные исследования ведутся в подмосковном заповедном озере Глубокое

Наука и жизнь
Российская инфраструктура ищет партнеров Российская инфраструктура ищет партнеров

Государственно-частное партнерство стало локомотивом для больших проектов

РБК
Синдром внезапной гениальности: почему о нем не стоит мечтать? Синдром внезапной гениальности: почему о нем не стоит мечтать?

Синдром внезапной гениальности плохо изученное, но вполне реальное состояние

Psychologies
Любовь и эволюция в искусстве. О чем говорили на дискуссии «Сноба» на Cosmoscow Любовь и эволюция в искусстве. О чем говорили на дискуссии «Сноба» на Cosmoscow

На ярмарке Cosmoscow прошла дискуссия на тему вечного и актуального в искусстве

СНОБ
Дизайнер Никита Калмыков — про свой бренд ODOR, реализм и вдохновение — интервью на «Снобе» Дизайнер Никита Калмыков — про свой бренд ODOR, реализм и вдохновение — интервью на «Снобе»

Никита Калмыков о фаст-фешене, старинных кружевах и объемах продаж

СНОБ
Выводы «белого человека» Выводы «белого человека»

Жак Сапир: размышления по по итогам определения лауреатов экономической премии

Монокль
Полезная передышка Полезная передышка

Как сделать перерыв среди рабочего дня не только приятным, но и полезным

Здоровье
Так ли надежна пневмоподвеска на самом деле? Так ли надежна пневмоподвеска на самом деле?

Пневмоподвеска против классики: что лучше?

Maxim
«Я вас понял!» «Я вас понял!»

Искренне ли Шарль де Голль полагал, что Алжир может остаться французским?

Дилетант
Все по полочкам: действительно ли уборка делает нас счастливее Все по полочкам: действительно ли уборка делает нас счастливее

Рассказываем, помогает ли уборка «поймать дзен»

ТехИнсайдер
Зачем нам ловить нейтрино? Зачем нам ловить нейтрино?

Что удалось понять про нейтрино и как это было, — в беседе с Валерием Петковым

Наука и жизнь
«Есть много практик, которые не стоит применять»: как развить сверхспособности «Есть много практик, которые не стоит применять»: как развить сверхспособности

Что такое сверхспособности на самом деле?

Psychologies
Азиатская лихорадка: к чему приводит одержимость учебными достижениями Азиатская лихорадка: к чему приводит одержимость учебными достижениями

Почему азиатская образовательная модель восхищает и тревожит одновременно

Forbes
Узнайте истоки антисемитизма! Вот почему до сих пор есть антисемиты: интересные факты Узнайте истоки антисемитизма! Вот почему до сих пор есть антисемиты: интересные факты

Почему в обществе так развита ненависть к евреям?

ТехИнсайдер
«Другой человек»: трагикомедия о том, как мужчины тоже переживают о своей внешности «Другой человек»: трагикомедия о том, как мужчины тоже переживают о своей внешности

«Другой человек»: мрачная трагикомедия о кризисе идентичности

Forbes
Вечная нефтяная зависимость Вечная нефтяная зависимость

История «голландской болезни» Венесуэлы

Деньги
«Джеймс Уэбб» увидел растущую изнутри наружу галактику в ранней Вселенной «Джеймс Уэбб» увидел растущую изнутри наружу галактику в ранней Вселенной

Как космический телескоп «Джеймс Уэбб» обнаружил галактику в эпоху Реионизации

N+1
Михаил Куницын: «Я всю ночь не спал в доме Орловой, думал, как спасти это все?» Михаил Куницын: «Я всю ночь не спал в доме Орловой, думал, как спасти это все?»

«Часть наследия Орловой все-таки оказалась в Бахрушинском музее»

Коллекция. Караван историй
«Кровавый зуб» «Кровавый зуб»

...Из-под ног вспорхнули рябчики. Кто-то удивлённо спросил: «Это что, кровь?»

Наука и жизнь
Открыть в приложении