Олег Табаков — мэтр сцены, голос Матроскина и учитель великих актеров

Караван историйЗнаменитости

Табаковы

Олег Павлович Табаков стоял у истоков «Современника», много лет руководил МХТ и создал легендарный Театр Табакова. Но главное, воспитал множество учеников, среди которых Машков, Безруков, Миронов и другие. Образы Табакова из кино незабываемы. Но народ больше всего любит Матроскина из «Простоквашино», которого бесподобно озвучил мэтр.

Инна Фомина

Фото: Global Look Press

Воспоминания об Олеге Павловиче Табакове мы составили по многочисленным интервью журналам «7 Дней» и «Караван историй». Время идет, уже семь лет нет с нами Олега Павловича. Но мы решили ничего не менять в том, что нам рассказывали и сам Табаков, и его жена, и дети. Пусть все остается так, как было...

Олег Табаков: «Дети и внуки — великая радость. Особенно когда их много. Есть на кого надеяться»

Олег Павлович Табаков — актер, педагог, режиссер, театральный деятель. Юбилейный вечер художественного руководителя МХТ имени А.П. Чехова Олега Табакова, 2015 год. Фото: Юрий Феклистов/Из архива «7 Дней»

О риске

Я всегда выигрывал. Даже когда после инфаркта, который перенес в 29 лет, возвращался в профессию. Тогда, кстати, решил для себя главное: если Господь даст мне возможность снова заниматься своим делом, буду делать только то, что мне интересно, с какими бы рисками это ни было связано...

О характере

Терпеть рядом с собой человека моего склада характера весьма нелегко — я очень бульдозерный. С той лишь разницей, что бульдозер иногда бывает неманеврен, а я всегда твердо знаю, чего мне надо, и с помощью своего бульдозерного характера достигаю того, что считаю нужным...

О мужском и женском

Мужчина должен заниматься тем, что ему предназначено, а женщина — хранить семейный очаг. Конечно, не надо фетишизировать материальную сторону быта, но каждый понимает, как она важна. И ответственность за эту часть жизни лежит на мужчине. Если же он это игнорирует, то в анкетах, в графе «пол», ему надо писать букву «ж».

О детях и внуках

Наверное, всерьез первым ребенком для меня стала дочь моей дочери — Полина. Я и попку ей подтирал, и ухаживал за ней, и кормил. Для меня важна была последовательность, нон-стопность участия в процессе ее взросления. Что же касается моих младших детей, то с ними я ощущаю гораздо большую ответственность, чем прежде со старшими, так как понимаю, что степень риска, связанная с их появлением на свет, несравнимо выше, чем была тогда, в молодости...

Дети и внуки — великая радость. Особенно когда их много. Тогда есть на кого надеяться. Знаешь: если что-то не успеешь в жизни, кто-то из них может твое дело подхватить. А поскольку у меня четверо детей и пятеро внуков, шансы на такое продолжение очень высокие.

О даре педагога

Мой глаз действительно обладает свойством распознать энергетику человека и размеры этой энергетики. Ведь один человек может покрыть своей энергией вот эту комнату, другой — четыре такие комнаты, а третий — четырнадцать. И это я ощущаю...

Среди моих учеников действительно много успешных людей. Но я ведь учил своих студентов не для чужого дяди, не для государства, а для себя, для собственного театра. Это принципиально разный подход к делу! А поскольку учил для себя, то сами понимаете, как строго я отбирал. Из 24 человек, принятых на мой курс, к выпуску оставалось обычно человек шестнадцать...

Я открыл колледж, чтобы продолжиться — в учениках, как все люди продолжаются в детях. Я тут приболел, неделю лежал дома и смотрел сериалы. И с удовлетворением обнаружил, что в главных ролях в сериалах на двух главных каналах страны снимаются мои ученики — Машков, Миронов, Смоляков, Серебряков. Значит, все не зря!

О происхождении

У меня две линии происхождения. Папина — люмпенская, нищая. А по маме я из весьма состоятельного рода. У моего деда Андрея Францевича Пионтковского было имение в Одесской губернии. Пшеница, которую там собирали, составляла значительную часть поставок зерна в армию во время Русско-японской войны.

О России

Когда настала минута окончательно решить, уезжать или остаться (в советские времена речь шла только о том, чтобы уехать навсегда, бесповоротно), я почувствовал: да не смогу я никуда уехать! Я ведь очень люблю нашу землю. Вот недавно был в Нижнем Новгороде, вышел на высокий берег Волги, на утес, там, где стоит памятник Чкалову, а до противоположного берега чуть ли не километр. Постоял минут семь, и у меня слезы потекли. Хотя вообще я не сентиментальный человек, наоборот — смешливый...

Об уходе из «Современника»

Это случилось после того, как я тяжело заболел. Простая простуда переросла в пневмонию, потом в астму. Еле выкарабкался. Едва пришел в себя, сразу позвонил в театр: мол, ждите, поправляюсь. И вдруг слышу: а ты не торопись, твои роли уже все пристроены другим артистам. Спокойно лечись, дорогой Лелик... Многое можно вынести. Но когда вот так, тихо, за твоей спиной, показывают, что вполне обойдутся без тебя, что ты не нужен, — это пережить невозможно. И я ушел во МХАТ.

О Поздних детях

Частенько меня посещают горькие мысли такого типа: «Сколько еще ты будешь видеть своих детей?» На них нет ответа. Это печалит. Но одновременно я отдаю себе отчет в том, что эта грусть — плата за ту радость, которую мне подарил Господь. Ведь в моем далеко не юном возрасте я имею возможность подключаться к этим чудо-батареям и подзаряжаться от них. Когда обнимаю, прижимаю к себе детей или внуков — буквально ощущаю регенерацию творческих импульсов. И жизненных.

О мечте стать актером

Я лет с одиннадцати мечтал о зрителе, жаждал публичности: открывал окно (мы жили на втором этаже) и опускал на ниточках вниз какие-то игрушки. И все ради того, чтобы привлечь публику, ее внимание... А потом в шахматный кружок в саратовском Дворце пионеров, куда мама меня привела, чтобы отвлечь от вредного влияния нашей Большой Казачьей улицы, заглянула Наталья Иосифовна Сухостав. Она руководила располагавшейся в этом же Дворце детской театральной студией «Молодая гвардия». Для их спектаклей не хватало «штанов», то есть мальчиков, и Сухостав пошла за ними к шахматистам. Меня она попросила погромче произнести главный коммунистический лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Я произнес, и меня тут же зачислили в студию (в которой Наталья Иосифовна воспитала 160 профессиональных актеров!). Так решилась моя судьба...

Из интервью с Мариной Зудиной разных лет

Табаков всегда был моим кумиром, и то, что я стала студенткой на его курсе, явилось для меня великим счастьем... Когда решила поступать в театральный, мои родители очень забеспокоились — блата не было. Мама сказала: «Пойди к Табакову. Уж если он тебя не возьмет, то и никто никогда не возьмет...» Ходили слухи о том, что Олег Павлович не берет блатных. Так вот он меня принял — когда добирал студентов на свой курс в ГИТИСе... Всем курсом мы — и мальчики, и девочки — были в него влюблены. Смотрели во все глаза, слушали, не пропуская ни слова. Вообразить, что между мной и им — моим Учителем — что-то произойдет, не представлялось возможным. Он был совершенно недосягаемым. Я была просто покорена его обаянием. Иногда думала: «Если не случится чуда и он не обратит на меня внимания, то сама пойду и признаюсь ему в любви, как Татьяна Ларина». Но до этого не дошло. Чувства у нас вспыхнули как-то обоюдно. Я приходила к служебному входу театра, мерзла, ожидая его, только чтобы получить возможность доехать с ним на машине до метро или просто побыть рядом, поговорить о чем-то. Безумно без него скучала...

Мы ни о чем не задумывались. Нам было хорошо, вот и все. Решили жить вместе, потом поженились, родился Павлик. Общалась я с теми людьми, которые меня понимали, а с другими не общалась. Кто, что и про что там говорил, меня не интересовало, ни с кем я это не обсуждала.

На меня давило другое. До того как я вышла замуж за Олега Павловича, я уже была известной актрисой — играла главные роли в кино и в театре, побывала на фестивалях в Америке, в Бразилии. В Японии была очень популярна, так как снималась в картине японского режиссера, журналы с моими фотографиями на обложках публиковались. В общем, была абсолютно самодостаточной личностью.

Фото: Personastars.com

Но как только стала женой Табакова, всё представили так, что вроде ничего такого не было, вообще я никто, ничто и звать меня никак. К сожалению, чужой успех у многих вызывает зависть, и я понимаю, как раздражала многих. Одна сотрудница театра сказала мне: «Как же тебе мешает то, что ты жена Табакова!» Действительно, в части профессии это так и есть. Но не буду же я из-за этого разводиться с мужем! Или постоянно кому-то что-то доказывать. А себе я уже давно все доказала — я абсолютно счастлива, потому что состоялась как женщина, у меня двое детей от любимого человека и в профессии меня режиссеры и партнеры ценят. В общем, жизнь все расставила по своим местам...

С самого начала наших отношений меня не покидало ощущение, что я не заслужила той любви, которой он меня наградил. Все время задавалась вопросом: «Достойна ли я ее?» И сейчас, спрашивая себя об этом, счастлива оттого, что Господь нас соединил...

Шутя, конечно, но скажу следующее: мое имя войдет в историю за то, что я была женой Олега Павловича. Хотя и не только поэтому. Вместе с другими учениками Табакова я имею непосредственное отношение к созданию «Табакерки»...

Никогда не претендовала на то, чтобы быть наравне с мужем, это невозможно. Потому что он не только артист, он — большая личность в мире искусства. Если вокруг всех подряд стали называть звездами, то тогда Табаков — Солнце. С ним необыкновенно интересно. Он умный, щедрый, заботливый, уверенный, надежный, любящий и... любимый. Я редко слышу от мужа комплименты, от других — гораздо чаще, но все равно постоянно ощущаю его тепло, заботу, знаю, что в душе он очень нежно меня любит, притом что крайне редко выражает это словами. А вот самым ярким его недостатком я назвала бы упрямство. Но это недостаток, переходящий в достоинство — в упорство. В быту, конечно, это иногда мешает, но пусть лучше будет так...

Я никогда не была одна. В 16 лет поступила на курс к Олегу Павловичу, в восемнадцать — влюбилась в него, и с этого момента рядом со мной всегда был Мужчина. И по женской своей сути я прежде всего — жена. Безумно люблю своих детей, но у меня все в жизни было подчинено интересам мужа. И Олег Павлович заслуживал того, чтобы было так...

О воспитании детей

Мы старались детей не баловать. Когда сын был маленький, мне было важно, чтобы он понимал, какая пенсия у его дедушки с бабушкой, что на нее можно купить. Так что Павел знает цену деньгам. Например, зимой его пригласили покататься на лыжах в Альпах. А тут как раз был скачок курса евро, и я сказала Павлу: «Давай прикинем, сколько будет стоить твоя поездка — это же самое дорогое, новогоднее время...» И он все взвесил и не поехал, хотя у него были свои деньги. Понял, что праздник может прекрасно и намного дешевле провести в Москве — мы с Олегом Павловичем и Машей в это время уезжали к друзьям. Но он сам сделал выбор.

Олег Табаков в спектакле «В поисках радости», театр «Современник», 1960 год. Фото: Михаил Озерский/РИА Новости

О Павле

Сын с детства обращается ко мне Марина или Мариша, а к папе — Олег или Олег Павлович. Но в третьем лице всегда называет «мама» и «папа». Когда спрашивала почему, он говорил: «Но вы же друг друга так зовете! Ты же не обращаешься к папе: «Муж!» В общем, в этом есть логика. А вообще Паша — настоящий мужчина, индивидуальность. В основном все свои проблемы решает сам.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Немоляевы и Лазаревы Немоляевы и Лазаревы

Немоляевы и Лазаревы: вся семья — как целая киностудия

Караван историй
Отдых в стиле прованс Отдых в стиле прованс

Загородная дача в авторском прочтении французской классики

SALON-Interior
Бондарчуки Бондарчуки

Кино как семейное дело: творческая династия Бондарчуков

Караван историй
Создатель большого балета: главные постановки хореографа Юрия Григоровича Создатель большого балета: главные постановки хореографа Юрия Григоровича

Как складывалась карьера хореографа Юрия Григоровича

Forbes
Семнадцать мгновений Победы Семнадцать мгновений Победы

Лиознова сняла не просто ленту, а культовую, всенародно любимую картину

Коллекция. Караван историй
Французское влияние в мягком подбрюшье России Французское влияние в мягком подбрюшье России

Как Париж выстраивает стратегическое партнерство с государствами Средней Азии

Монокль
Режиссер Леонид Хейфец. Откровенно о Дорониной, Миронове и Борисове Режиссер Леонид Хейфец. Откровенно о Дорониной, Миронове и Борисове

Когда Ефремов пригласил меня, МХАТ как раз «пилился»

Коллекция. Караван историй
Советский феникс Советский феникс

Как разрушенная страна восстала из пепла за одну героическую пятилетку

Монокль
Янковские Янковские

Олег Янковский — любимец экрана, для которого главным в жизни была семья

Караван историй
Ледник в Антарктиде «ворует» лед у своего соседа Ледник в Антарктиде «ворует» лед у своего соседа

Ученые обнаружили, что один из ледников Антарктиды ворует лед у своего соседа

ТехИнсайдер
Николай Коляда: «Слава богу, зрители не знают о нашей театральной кухне ничего» Николай Коляда: «Слава богу, зрители не знают о нашей театральной кухне ничего»

Николай Коляда о Галине Волчек и «Современнике»

Коллекция. Караван историй
Девять «Оскаров», похвала критиков и один большой скандал: чем велик «Последний император» Бертолуччи Девять «Оскаров», похвала критиков и один большой скандал: чем велик «Последний император» Бертолуччи

Как «Последний император» покорил критиков и возмутил историков

Правила жизни
Александр Иванов. Явление любви Александр Иванов. Явление любви

История жизни русского художника Александра Иванова

Караван историй
Перепрошивка памяти: новая модель памяти, которая работает как мозг Перепрошивка памяти: новая модель памяти, которая работает как мозг

Ученые создали модель памяти, устойчивую к шуму и забыванию

ТехИнсайдер
Саар Харари: «Хочу строить, а не разрушать» Саар Харари: «Хочу строить, а не разрушать»

Расшифровываем язык гаги — танцевальной практики родом из Израиля

Afternoon Seasons of life
Космический аппарат «Вояджер-1» запустил резервные двигатели, отключенные 21 год назад Космический аппарат «Вояджер-1» запустил резервные двигатели, отключенные 21 год назад

Как инженеры запустили движители «Вояджера-1», молчавшие с 2004 года?

ТехИнсайдер
Алексей Осадчий: «Один из самых сложных вызовов — интерпретация активности мозга» Алексей Осадчий: «Один из самых сложных вызовов — интерпретация активности мозга»

Как работают интерфейсы «мозг — компьютер», сможем ли мы лечить деменцию?

РБК
«Ретро снова модно»: почему зумеры и миллениалы полюбили музыку Надежды Кадышевой «Ретро снова модно»: почему зумеры и миллениалы полюбили музыку Надежды Кадышевой

Что стоит за стремлением зумеров снять вирусный рилс с песней из детства?

Forbes
Плюсы и минусы Плюсы и минусы

Рассмотрим шансы электромобилей завоевать дороги всего мира

РБК
Зеленые защитники Зеленые защитники

Какие партнерства садовых растений обладают удивительными способностями?

Добрые советы
«Отстаиваю свое право не сойти с ума»: Светлана Ходченкова о ролях, карьере и свободе «Отстаиваю свое право не сойти с ума»: Светлана Ходченкова о ролях, карьере и свободе

Актриса Светлана Ходченкова — чему можно научиться даже у неприятных героев?

Forbes
Инвестиционный бизнес в эпоху высоких ставок Инвестиционный бизнес в эпоху высоких ставок

Сооснователь компании Rumberg Capital — о формировании инвестиционных стратегий

РБК
Прямо из подворотни Прямо из подворотни

Что мода позаимствовала у опасных субкультур?

Правила жизни
Бактерии совершают самоубийство, чтобы спасти свою колонию от вирусов Бактерии совершают самоубийство, чтобы спасти свою колонию от вирусов

Кишечная палочка использует ранее неизвестную противовирусную систему

ТехИнсайдер
Агата Кристи, вооруженные каскадеры и мощные моторы: как работала сирийская «дорога Нэрнов» Агата Кристи, вооруженные каскадеры и мощные моторы: как работала сирийская «дорога Нэрнов»

История создания автобусного маршрута от Бейрута до Багдада братьями Нэрнами

ТехИнсайдер
Последний шаг Последний шаг

Новый Haval H7 – кроссовер с расширенными внедорожными возможностями

ТехИнсайдер
Как экологические ограничения отражаются на развитии нефтехимии Как экологические ограничения отражаются на развитии нефтехимии

Можно ли нарастить производство полимеров и не навредить экологии?

РБК
Фондовое подспорье: где найти деньги для экономики Фондовое подспорье: где найти деньги для экономики

Путь к улучшению состояния экономики РФ: фондовый рынок как источник инвестиций

РБК
Время на даче: 4 сценария Время на даче: 4 сценария

Несколько работающих идей, как провести уикенд за городом нескучно

КАНТРИ Русская азбука
Антон Богданов: «Хвала режиссерам, которые не обращают внимания на амплуа» Антон Богданов: «Хвала режиссерам, которые не обращают внимания на амплуа»

Антон Богданов рассказал о том, как готовился к роли подводника в «Кракене»

Ведомости
Открыть в приложении