Пахлава
В сборнике рассказов Сергея Донатовича Довлатова «Чемодан» (1986) приведен примечательный диалог:
«Я спросил:
– Ты уверен, что пахлава растет в огороде?
– Я не знаю, где растет пахлава.
И знать не хочу» («Приличный двубортный костюм»).
Мы не будем столь нелюбопытны и неразговорчивы, как персонаж довлатовского рассказа, и сразу ответим, что пахлава растет из теста, которое замесили много столетий назад.
У этой восточной сладости – знатное античное происхождение. Область распространения пахлавы, или баклавы (как ее часто называют на Востоке), приблизительно совпадает с территорией Византийской (Восточной Римской) империи в пе-риод ее расцвета. Юго-восток Европы и Передняя Азия – вот откуда из-за завесы темных веков истории на авансцену нашего глобализованного мира вынесен был этот сладкий пирог с необычной начинкой, «соловьиная пахлава» (Арс. А. Тарковский. «Переводчик», 1960).
Пожалуй, древнейшее ее упоминание мы встречаем в сочинении древнегреческого писателя Афинея (II— III вв. н. э.) «Пир мудрецов». Он цитирует трактат Хрисиппа Тианского, озаглавленный «Хлебопечение», где, в частности, описывается, как жители Крита приготавливали небольшие лепешки под названием «гастрии», не уточняя, впрочем, греческий ли это рецепт или он перенят греками где-то на Востоке:
«Делается это так: взять орехи фасийские и понтийские, миндаль, мак, аккуратно поджарить, положить в чистую ступку и старательно растолочь; добавить фруктов, смягчить смесь вареным медом, добавить побольше перца, еще смягчить, – то, что получится, будет темным от мака. Раскатав полученное в виде четырехугольника, разотри белый кунжут, смягчи вареным медом, раскатай два куска и положи их снизу и сверху, чтобы черная начинка была посредине, и хорошо выровняй то, что получится» (кн. XIV, 57).
По некоторым предположениям, секрет слоеного теста, используемого сегодня при приготовлении пахлавы, открыли тюркоязычные племена, кочевавшие в древности на просторах Центральной Азии. Они выпекали тончайшие лепешки и складывали их стопкой. Этого не делали ни в Византии, ни на Ближнем Востоке. Еще и сегодня пахлаву в Турции приготавливают из очень тонко раскатанного теста под названием «юфка». Ряд исследователей считает, что цивилизованные жители Малой Азии и Леванта заимствовали секрет этого теста у кочевников (A. Davidson. «Oxford Companion to Food», 1999; P. Lewicka. «Food and Foodways of Medieval Cairenes: Aspects of Life in an Islamic Metropolis of the Eastern Mediterranean», 2011).
Согласно еще одной гипотезе, лепешки, напоминавшие пахлаву, первыми стали выпекать ассирийцы в VIII веке до нашей эры. Греческие купцы, бывавшие в их стране, привезли в родную Элладу секрет этих сладостей из теста и орехов. Как пишет американский историк кулинарии Чарльз Перри, лепешки-гастрии, упоминаемые в «Пире мудрецов», как раз и приготавливались так, как это некогда делали ассирийцы (C. Perry. «The Taste for Layered Bread among the Nomadic Turks and the Central Asian Origins of Baklava», 1994).