Мемолог или вайб-менеджер: какие новые профессии придумал российский бизнес и зачем

По данным Всемирного экономического форума (World Economic Forum, WEF), к 2027 году 44% актуальных сегодня профессиональных навыков будут трансформированы или утратят свою ценность. В том числе с этим связано появление новых профессий. Forbes узнал у экспертов рынка труда, какие необычные позиции появились в российских компаниях за последние пару лет — например, менеджер по насмотренности, озонолог, вайб-менеджер и инженер цифровых двойников.
Тренд на новые профессии отчасти маркетинговая игра, поэтому нередко они возникают в результате переименования уже известных, считает консультант направления «Химия, оборудование и агросектор» консалтинговой компании get experts Матвей Алексашин. Это вызвано желанием бизнеса привлечь молодых и креативных кандидатов, обычно зумеров, и «раскачать» HR-бренд, рассуждает основатель коммуникационного агентства bQ Group и сооснователь агентства AI Influence Дмитрий Бескромный. «Привычный корпоративный психолог становится тренером цифрового баланса, а организатор мероприятий — вайб-менеджером. Ведь вакансия вайб-менеджера звучит куда соблазнительнее, чем банальный HR», — замечает Бескромный. Таким образом компания показывает, что она современная и заботится о тех, кто в ней работает, добавляет Алексашин.
Кроме этого, «переупаковка» профессий помогает удерживать сотрудников. «Новая терминология сигнализирует о приоритетах бизнеса: забота, эмпатия, устойчивость», — добавляет генеральный директор HRTech-компании «Поток» Сергей Ахметов. В качестве примера он приводит позицию менеджера по счастью, который «формально относится к HR, но, по сути, отвечает за командную атмосферу, вовлеченность и профилактику выгорания».
Ребрендинг привычных ролей также часто отражает эволюцию профессии и изменившийся контекст. Так, распространение удаленной работы и, как следствие, избыточная онлайн-активность привели к появлению тренера цифрового баланса, отмечает Игнатова из hh.ru. В отличие от коуча и психолога, он работает с той частью жизни человека, которая проходит в мобильных и иных устройствах.
В то же время новое название профессии нередко означает фокус на определенной функции, которая становится настолько объемной, что требует отдельного специалиста, добавляет Алексашин. Например, в некоторых компаниях менеджеры маркетплейсов теперь называются озонологами и авитологами. Из-за роста доли этих площадок в продажах бизнеса возникает необходимость выделить эту функцию в отдельную должность, поясняет руководительницы группы консультантов кадрового агентства ANCOR Елена Евстюхина.
Что касается абсолютно новых профессий, основной причиной их появления собеседники Forbes называют технологический прогресс, в частности, развитие генеративного ИИ. Среди таких позиций — специалист по ИИ-этике, тренер нейросетей, инженер виртуальной реальности и др. Именно у них больше всего шансов закрепиться в будущем. Связанные с ИИ профессии партнер HR-консалтинговой компании Kontakt InterSearch Анастасия Овчаренко называет новым слоем мышления, который бизнесам предстоит освоить. Из вспомогательных эти роли перерастут в ключевые.
Остальные профессии из списка могут остаться в качестве инструмента хайпа и быстрого креатива для омоложения аудитории брендов, исчезнуть, поскольку не получат измеримых KPI для бизнеса, или слиться с существующими должностями, прогнозируют опрошенные Forbes эксперты. Так, мемологи (создают мемы для компаний) могут стать контент-аналитиками, вайб-менеджеры — специалистами по внутренним коммуникациям, менеджеры по счастью — HR-партнерами по корпоративной культуре, полагает Овчаренко. «Выживут только те профессии, которые либо эффективно решают новые технологические задачи, либо показывают конкретный бизнес-результат. Красивые названия без содержания рынок быстро отсеет и забудет», — уверен Бескромный.
Эксперты затрудняются оценить долю новых профессий на рынке труда, поскольку зачастую они вводятся экспериментально и работодатели формулируют их так, как им нравится. Некоторые из них не получают массового отражения в вакансиях и остаются в рамках пилотных ролей, стажировок, подрядов или отдельных задач, объясняют в SuperJob.
Forbes рассказывает, какие новые необычные профессии появились в компаниях за последние годы, сколько, по оценке экспертов, эти специалисты зарабатывают и что ждет их в будущем.
Штатный блогер
Штатный блогер — наемный сотрудник, который обязан ежедневно создавать и публиковать в соцсетях видео о компании или ее продуктах. Первыми в России нанимать блогеров в штат стал бренд уходовой косметики VOIS. Так, в конце 2023 года в компании работали два контент-креатора, а к маю 2025-го их количество выросло до 200. Зарплата такого специалиста складывается из оклада и бонуса за выполненный KPI. Конкретные суммы бренд не раскрывает. «Возможность зарабатывать вообще не ограничена», — уверяет директор по маркетингу VOIS Екатерина Ищенко. Размер бонуса зависит от CPV (cost per view), стоимости просмотра. Аккаунты блогеров принадлежат компании, это позволяет ей не маркировать контент как рекламу.
Профессия штатного блогера трансформировалась из SMM-специалиста, который снимал контент, писал тексты и еще настраивал таргетированную рекламу, считает маркетолог Дмитрий Бескромный. Елена Евстюхина из ANCOR называет штатного блогера «пиарщиком в компании, но с акцентом на социальные сети и авторский контент». По словам CEO «Потока» Сергея Ахметова, спрос на таких специалистов растет из-за вступающего в силу 1 сентября запрета на покупку рекламы у блогеров в Instagram и Facebook (принадлежат Meta, которая признана в России экстремистской организацией, ее деятельность запрещена). Бескромный оценивает месячную зарплату штатного блогера в сумму от 80 000 до 250 000 рублей в зависимости от масштаба бренда, зоны ответственности и уровня специалиста, Евстюхина — от 120 000 до 300 000 рублей.