Зазеркалье времени: лучшие экранизации «Алисы в Стране чудес» — от немого кино до голливудского фэнтези

4 июля 1865 года вышло первое издание «Алисы в Стране чудес» Льюиса Кэрролла — одной из самых известных и влиятельных книг в мировой литературе. Эта история, разумеется, сразу заинтересовала и кинематографистов: режиссеры разных стран и эпох находили в тексте Кэрролла отражение собственных страхов, идей и эстетических поисков. Мы выбрали самые значимые экранизации «Алисы» и рассказываем, как каждая из них отражает свое время.
Льюис Кэрролл — он же Чарльз Лютвидж Доджсон, преподаватель математики в оксфордском колледже Крайст-Черч, — придумал историю об Алисе, что называется, на ходу. В 1862 году во время лодочной прогулки по Темзе он развлекал трех дочерей декана Генри Лидделла — в том числе десятилетнюю Алису. Именно она, вдохновленная рассказом, настойчиво попросила Кэрролла записать все, что он сочинил. Спустя два года он вручил девочке рукопись с собственными иллюстрациями. А еще через год, 4 июля 1865-го, под псевдонимом Льюис Кэрролл вышло первое издание «Алисы в Стране чудес», ставшее началом литературного феномена. Книга быстро вышла за пределы жанра: ее стали читать не только дети, но и взрослые, находя в ней то интеллектуальный вызов, то культурный феномен, то психоделическую аллегорию. Уже в 1871 году вышло продолжение — «Алиса в Зазеркалье», а сюжет и образы Страны чудес проникли и в другие формы искусства. С самого зарождения кино историю Кэрролла экранизировали снова и снова, причем с поразительной регулярностью.
1903 год. Самая первая «Алиса»

Первая в истории экранизация «Алисы в Стране чудес» была создана в Великобритании в 1903 году — спустя почти 40 лет после публикации книги. В то время это был самый длинный британский фильм: его продолжительность составляла 12 минут. До наших дней, правда, сохранилось всего восемь, и то каким-то чудом. Лента была восстановлена Британским институтом кино аж в 2010 году. Профессиональные актеры в съемках не участвовали. К примеру, Алису сыграла Мэйбл Кларк, сотрудница студии, обычно исполнявшая обязанности секретаря. Режиссеры же ленты Сесил Хепуорт и Перси Стоу стремились не столько пересказать сюжет, сколько показать причудливость сказки Кэрролла. Визуальный стиль довольно близок к оригинальным книжным иллюстрациям Джона Тенниела, а эффекты по меркам того времени выглядят весьма изобретательными. Сцены с уменьшением и увеличением Алисы, двойная экспозиция, элементы примитивной анимации — все это делает фильм настоящим техническим экспериментом раннего кино. Впрочем, некоторые сцены из-за отсутствия звука (фильм, конечно, немой) кажутся комично однообразными. Например, целую минуту (напоминаем, фильм длится восемь) Алиса машет платочком, тщетно пытаясь привлечь внимание явно безразличного Чеширского кота. Но, несмотря на всю свою простоту и весьма ограниченные технические возможности, фильм обладает особым очарованием.
1933 год. Первая голливудская «Алиса»

К 100-летию со дня рождения Льюиса Кэрролла в англоязычном мире начался всплеск интереса к его наследию: пьесы, спектакли и картины, вдохновленные «Алисой», множились по обе стороны Атлантики. Голливуд ответил на этот тренд с размахом: студия Paramount вложила крупный бюджет в игровую экранизацию, доверив ее режиссеру Норману МакЛеоду. Это был амбициозный проект: в фильме снялись звезды первой величины — В. К. Филдс, Кэри Грант, Гэри Купер, — а пышные декорации и яркое музыкальное сопровождение должны были превратить фильм в хит. Однако на экране все получилось не таким безупречным. В гротескных костюмах актеры стали почти неузнаваемы: харизма Кэри Гранта терялась под панцирем черепахи Квази, а Гэри Купер в образе Белого рыцаря выглядел скорее нелепо, чем обаятельно. Только В. К. Филдс — в роли сварливого Шалтая-Болтая — оказался по-настоящему убедителен. Фильм в итоге с треском провалился в прокате. Это заставило критиков усомниться в том, что фэнтези с живыми актерами и странными персонажами может быть по-настоящему успешным в кино. Впрочем, уже в 1939 году «Волшебник страны Оз» опроверг эти сомнения. Тем не менее Голливуд не рискнул возвращаться к «Алисе» в формате игрового фильма вплоть до 2010 года, когда ее вновь экранизировал Тим Бертон — спустя почти 80 лет.
1951 год. Первая культовая «Алиса»
История этой экранизации началась задолго до 1951 года. Уже в 1930-х Уолт Дисней приобрел права на иллюстрации Джона Тенниела и планировал объединить анимацию и живых актеров — в главной роли он видел Мэри Пикфорд. Проект оказался слишком трудным технически, и Дисней отложил его, переключившись на «Белоснежку». Позже идея вернулась: поначалу предполагалось, что Алису сыграет Джинджер Роджерс, но к концу сороковых стало ясно: картина будет полностью анимационной.